Файл: Оценка эффективности организации участка антикоррозионной обработки на сто легковых автомобилей.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт машиностроения
(наименование института полностью)
Кафедра «Проектирование и эксплуатация автомобилей»
(наименование кафедры)
15.04.01 Машиностроение
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Эксплуатация транспортных средств
(направленность (профиль)/специализация)
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
на тему
Оценка эффективности организации участка антикоррозионной обработки на СТО легковых автомобилей
Студент
Э.Р.о. Зейналов
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Научный руководитель
И.В. Турбин
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель программы к.т.н., доцент А.В. Бобровский
____________
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)
«_____»______________________
20
_____
г.
Допустить к защите
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент А.В. Бобровский
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
(личная подпись)
«
»
20 г.
Тольятти 2019
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
........................................................................................................... 4 1
Состояние вопроса
......................................................................................... 8 1.1 Значение антикоррозионной обработки автомобиля ................................. 8 1.2 Технология антикоррозионной обработки кузовов легковых автомобилей ....................................................................................................... 10 1.3 Технологический процесс антикоррозионной обработки ....................... 11 1.3.1 Обработка передних крыльев............................................................... 14 1.3.2 Обработка капота .................................................................................. 14 1.3.3 Обработка задних крыльев ................................................................... 15 1.3.4 Обработка крышки багажника ............................................................. 15 1.3.5 Обработка дверей .................................................................................. 16 1.3.6 Обработка порогов ................................................................................ 16 1.3.7 Обработка рамы, лонжеронов и поперечин........................................ 17 1.3.7 Обработка поверхности днища ............................................................ 18 1.4 Материалы, используемые для наружной защиты автомобиля ............. 19 2
Углубленная проработка участка антикоррозионной обработки
............... 24 2.1 Назначение подразделения и перечень выполняемых работ .................. 24 2.2 Подбор технологического оборудования .................................................. 24 2.3 Определение производственной площади ................................................ 28 3
Конструкторская часть
................................................................................ 29 3.1 Сравнительный анализ конструкций устройств для безвоздушного нанесения антикоррозионных материалов ...................................................... 29 3.2 Устройство и принцип работы установки ................................................. 35 4
Безопасность и экологичность антикоррозионного участка
........................ 39 4.1 Идентификация производственно-технологических и эксплуатационных профессиональных рисков на участке коррозионной защиты ................................... 40 4.2 Мероприятия направленные на обеспечение безопасности на участке коррозионной защиты кузова легковых автомобилей ................................... 44
3 4.3 Расчет вентиляции поста антикоррозийной защиты автомобиля .......... 45 4.4 Расчет уровней звукового давления на посту антикоррозийной защиты автомобиля .......................................................................................................... 47 4.5 Обеспечение пожарной и техногенной безопасности ............................. 48 4.6 Обеспечение экологической безопасности окружающей среды ............ 51 5
Технико-экономическое обоснование организации участка для оказания услуг по выполнению антикоррозионной обработки легковых автомобилей ..........................................................................
53 5.1 Определение стоимости установки для нанесения антикоррозионных материалов .......................................................................................................... 53 5.2 Капитальные затраты на создание антикоррозионного участка ............ 57 5.3 Состав работников участка ......................................................................... 59 5.4 Организация оплаты труда ......................................................................... 60 5.5 Текущие издержки участка ......................................................................... 61 5.6 Финансовые результаты деятельности участка ........................................ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
................................................................................................. 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
..................................... 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А
............................................................................................. 74
4
ВВЕДЕНИЕ
В современных рыночных условиях значительное внимание уделяется росту и развитию автотранспортного комплекса и, в частности, ремонту и техническому обслуживанию автомобильного транспорта.
Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О
Транспортной стратегии Российской Федерации» утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которой, экономическая стратегия Правительства Российской Федерации определяет транспортную систему
России как основополагающая часть производственной инфраструктуры, а ее развитие – как мощный стимул инновационного развития страны в целом.
Автомобильный рынок России постоянно насыщается автомобилями отечественного и зарубежного производства. Согласно данным аудиторской компании «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» в 2018 г., продажи новых легковых автомобилей в России достигли 1 669 тыс. шт., увеличившись на
13% по сравнению с прошлым годом, когда было продано 1 475 тыс. шт. [26].
Постепенный рост доходов, упрощение условий кредитования, различные государственные программы, такие как «Первый автомобиль»,
«Семейный автомобиль», субсидирование части стоимости техники, работающей на газомоторном топливе, повышают возможность населения приобретать собственный автомобиль.
В 2019 г. продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 0,5% и достигнуть 1,68 млн. шт. в оптимистическом сценарии. В базовом сценарии ожидается снижение продаж на уровне 2% и достижения
1,64 млн. шт.
Каждому автомобилю требуется техническое обслуживание, при этом необходимость и периодичность обслуживания определена условиями эксплуатации транспортного средства, техническим состоянием
5
автомобильных дорог, дорожно-транспортными происшествиями, а также необходимостью сезонного обслуживания автомобилей.
Темп роста автомобильного парка населения, рост интенсивности дорожного движения и другие факторы обусловили развитие множества автосервисов, а конкуренция способствовала увеличению производственных мощностей, уровня технической оснащенности станций технического обслуживания, а также развитию профессионализма работников.
Вместе с ростом предложения услуг автосервисов, меняются требования их клиентов: они становятся более разборчивыми, отдают предпочтение предприятиям с высоким качеством обслуживания, соответствующим мировым стандартам и дающим гарантию на свои услуги.
Условия современной рыночной экономики предъявляют принципиально иные требования к качеству продукции, работ, услуг, соблюдение которых в современном мире обеспечивает устойчивое положение предприятий на рынке товаров и услуг, то есть поддержание их уровня конкурентоспособности.
В настоящее время основным средством защиты автомобилей от коррозии является антикоррозийная обработка – процесс нанесения специальных защитных материалов на наружные поверхности кузова, которые как защищают поверхность автомобиля от агрессивной внешней среды, так и останавливают процессы коррозии металла.
Причиной коррозионных разрушений являются агрессивные условия эксплуатации автомобилей, основными из которых являются: загрязнение автомобильных дорог, использование химических реагентов на дорогах в зимнее время года для борьбы с обледенением, промышленные отработанные газы и другие [27].
В настоящее время в городском округе Тольятти существуют станции технического обслуживания, в перечень услуг которых входят работы по антикоррозионной обработке кузова, но зачастую владельцы автомобилей не
6
нуждаются в ремонте или обслуживании, а только в проведении антикоррозионной обработки кузова.
Фирмы специализирующиеся только на антикоррозионной обработке автомобилей уже встречаются, но ввиду постоянного роста количества автомобилей тема по проектированию участка антикоррозионной обработки легковых автомобилей является актуальной и интересной.
Целью магистерской работы является повышение качества и эффективности технического сервиса легковых автомобилей и обеспечение их устойчивого развития, путем разработки профессионального поста для оказания услуг по выполнению антикоррозионной обработки легковых автомобилей на базе действующей СТО, соответствующего нормативным стандартам технологического процесса, с внедрением устройства для безвоздушного нанесения антикоррозионных материалов собственного изготовления.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: изучить значение, технологию антикоррозионной обработки кузовов автомобилей; разработать технологический процесс антикоррозионной обработки кузова легкового автомобиля; провести углубленную проработку поста антикоррозионной обработки автомобилей, путем анализа основных работ (операций), подбора технологического оборудования; выполнить анализ преимуществ и недостатков устройств по нанесению антикоррозионных материалов, на основании которого представить конструкцию установки для безвоздушного нанесения антикоррозионных материалов собственного изготовления; провести разработку раздела «Безопасность и экологичность антикоррозионного участка»;
7
провести технико-экономическое обоснование организации поста для оказания услуг по выполнению антикоррозионной обработки легковых автомобилей на базе станции технического обслуживания.
Выпуская квалификационная работа магистра состоит из 5 разделов, которые включают в себя 74 страницы пояснительной записки, а также 20 рисунков, 16 таблиц, 30 источников.
8
1 Состояние вопроса
1.1 Значение антикоррозионной обработки автомобиля
Одной из самых дорогих деталей в автомобиле является кузов, долговечность которого зависит от его качества, толщины и защиты, как при производстве, так и при эксплуатации.
Естественное старение стали является основной причиной разрушения защитного покрытия, которое усугубляется воздействием абразивных элементов дорожного покрытия, а также механических повреждений при дорожно-транспортных происшествиях. Коррозия металла связана с разрушением металла, вследствие чего металлические конструкции теряют прочность, пластичность, герметичность, тепло- и электропроводность, и другие сопутствующие качества [1].
При эксплуатации на кузов дополнительно воздействуют вибрации и большие нагрузки, усугубляющие агрессивные среды (влага, грязь, солевой растворов, реагенты).
Быстрее всего коррозия появляется и распространяется по несущим пустотелым профилям кузова, днищу, порогам, колесным аркам, нижним и внутренним частям дверей, стоек, а также соединениям деталей кузова, в том числе местам точечной сварки. Особо уязвимыми являются скрытые полости и нижние части кузова при попадании на их поверхность влаги, грязи, солей и кислот в связи с отсутствием в них вентилирования, то есть начинается процесс ржавления изнутри, что часто приводит к сквозной коррозии. В этих условиях срок службы кузова легкового автомобиля до выхода его из строя составляет 6 лет [2].
Необходимо отметить, что в настоящее время производители пытаются повысить экологичность автомобиля, предпринимая при этом различные варианты снижения выбросов вредных веществ, которое достигается различными методами, в том числе за счет облегчения автомобиля
(утоньшение стального листа из которого изготовлен кузов автомобиля).
9
Условия эксплуатации стального листа из малоуглеродистой стали, толщиной от 0,7 до 1,5 мм, из которого изготовлен кузов автомобиля, крайне неблагоприятны, негативное влияние имеют: вибрация, большие нагрузки, воздействие влаги, грязи и солевых растворов и другое. В таких условиях коррозия быстро распространяется по незащищенному железу.
Для обеспечения долговечности кузова производители применяют антикоррозионную обработку, которая при производстве всегда будет соответствовать высоким стандартам. Однако необходимо учитывать, что каждая обработка (согласно мнению независимых экспертов в области антикоррозионной обработки автомобиля) имеет дефекты, такие как пропущенные участки на днище автомобиля, скрытые полости, неравномерная толщина покрытия.
Ниже представлены наиболее частые дефекты, возникающие в ходе нанесения антикоррозионных материалов, в том числе и при производстве: наиболее уязвимые к коррозии участки (фланцы колесных арок) зачастую недостаточно обрабатываются; при этом средняя часть днища хорошо защищена, а периметр, наиболее подверженный коррозии – также недостаточно; согласно технологии производства автомобиль после антикоррозийной обработки направляется на высокотемпературную сушку, где проникший в покрытие воздух или сольвент могут спровоцировать появление мелких пузырьков и вздутий на днище; существуют участки, закрываемые маскирующей лентой, такие как некоторые детали крепления подвески, тормозной системы и другие. В процессе эксплуатации маскирующая лента может как остаться на кузове, так и удалиться, оставляя голые участки; применение антикоррозионных материалов, подверженных растрескиванию или вытеканию (в зависимости от их состава) при перепадах температур; труднодоступные участки;
10
пропущенные участки.
Кроме недостатков коррозионной защиты (обработки) и естественного старения защитных коррозионных материалов можно выделить среду эксплуатации автомобиля.
Как известно влажный климат, продолжительность зимнего периода, использование соли и других химически-активных реагентов, которые пагубно влияют на открытые и скрытые поверхности кузовов автомобилей, а также качество дорог различного рода, выбоины на твердом покрытии и проселочные дороги порождают щебень, который буквально сдирает защитные покрытия, ускоряет развитие ржавчины [3].
1.2 Технология антикоррозионной обработки кузовов легковых
автомобилей
К основным методам нанесения антикоррозионных материалов относятся [4]: ручной метод (кистью или валиком и аэрозольным баллончиком).
К преимуществу ручного метода относится простота применения, не требуется дорогостоящее оборудование профессионального оборудования, не требуется высокая квалификация.
К недостаткам – большая трудоемкость, низкая производительность, не обеспечивается равномерный слой антикоррозионных материалов, невозможность качественной обработки скрытых полостей. механизированный метод основан на распылении антикоррозионных материалов под высоким давлением, который характеризуется высоким качеством обработки открытых и скрытых поверхностей.
Преимущества и недостатки этого метода прямо пропорциональны ручному методу. Дополнительно к преимуществам механизированного метода можно отнести возможность использования специальных насадок,
11
позволяющих обрабатывать открытые полости (широким, равномерным распылением) и скрытые полости.
По заявлениям предприятий автомобильной промышленности, специалистов станций технического обслуживания, специализирующихся на защите автомобилей от коррозии, большинство современных антикоррозионных материалов должны распыляться под высоким давлением специальными насадками.
Существуют два метода распыления антикоррозионных материалов при использовании механизированного метода защиты кузова [2]: безвоздушный метод. Данный метод применяется при обработке открытых поверхностей; воздушный метод. Данный метод применяется при обработке скрытых полостей, так как состав подается через небольшие отверстия и обеспечить визуальный контроль скрытых полостей не представляется возможным.
В данной магистерской работе рассматриваются механизированные методы коррозионной защиты автомобиля, так как этот метод является наиболее эффективным и подходит для использования на станциях технического обслуживания, специализированных станциях, которые выполняют работы по антикоррозионной защите автомобилей.
1.3 Технологический процесс антикоррозионной обработки
Антикоррозионная обработка – это комплекс работ включающих в себя мероприятия по подготовке кузова, обработке скрытых полостей, поверхности днища и обработка от абразива (антигравийная) [5].
Мероприятия по подготовке кузова автомобиля включают в себя моечные работы, сушку, демонтаж заглушек и съёмных деталей, осмотр и подготовку поверхности. Более подробно об этих работах узнаем ниже.