ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Определение конфигурации информационной системы. Выбор технических средств
- Лекция 20
Информационная система –
взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
- Повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
- Обеспечивать своевременность принятия решений;
- Добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
- Согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
- Обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д
Информационные системы позволяют:
Процессы в информационной системе
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков:
1) ввод информации из внешних или внутренних источников;
2) обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
3) вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
4) обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Структура информационной системы
Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
Подсистемы ИС
Информационное обеспечение совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных документов и вспомогательных информационных массивов (обычно – классификаторы, таблицы кодирования и пр.)
Техническое обеспечение комплекс технических средств, предназначенных для обеспечения работы информационной системы и ее пользователей, и документация на них.
Программное обеспечение общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
Организационное обеспечение комплекс мероприятий и руководящих документов, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Разрабатывается исполнителем проекта
Математическое обеспечение совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, использующихся для управления системой и реализации прикладных задач.
Лингвистическое обеспечение множество языков, использующихся при разработке и эксплуатации ИС (языки программирования, языки общения, набор словарей и пр.).
Правовое обеспечение совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Предопределено принятой в компании методологией
Разрабатывается заказчиком
Классификация информационных систем
По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные.
Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции.
В документальных системах информация представлена в виде документов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.
По степени автоматизации информационных процессов ИС подразделяются на:
Ручные информационные системы, которые характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком по заранее разработанным методикам.
Автоматизированные информационные системы — человеко-машинные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, необходимой для принятия управленческих решений в организациях различного типа.
Автоматические информационные системы характеризуются выполнением всех операций по обработке информации автоматически, без участия человека, но оставляют за человеком контрольные функции.
Классификация ИС по сфере применения
Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала.
ИС управления технологическими процессами служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями.
ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии.
Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций организации и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции.
Функциональное назначение модулей корпоративной ИС
Подсистема маркетинга | Производственные подсистемы | Финансовые и учетные подсистемы | Подсистема кадров (человеческих ресурсов) | Прочие подсистемы (например, ИС руководства) |
Исследование рынка и прогнозирование продаж | Планирование объемов работ и разработка календарных планов | Управление портфелем заказов | Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах | Контроль за деятельностью фирмы |
Управление продажами | Оперативный контроль и управление производством | Управление кредитной политикой | Ведение архивов записей о персонале | Выявление оперативных проблем |
Рекомендации по производству новой продукции | Анализ работы оборудования | Разработка финансового плана | Анализ и планирование подготовки кадров | Анализ управленческих и стратегических ситуаций |
Анализ и установление цены | Участие в формировании заказов поставщикам | Финансовый анализ и прогнозирование | | Обеспечение процесса выработки стратегических решений |
Учет заказов | Управление запасами | Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты | | |
Классификация рынка информационных систем
Локальные системы | Малые интегрированные системы | Средние интегрированные системы | Крупные интегрированные системы |
|
|
|
|
В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.
Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.
Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму.
Информационно-решающие системы, в свою очередь, делятся на управляющие и советующие.
Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.
Советующие (экспертные) ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.
Классификация ИС систем по функциональному признаку с учетом уровней управления и уровней квалификации персонала
Информационная система операционного уровня поддерживает специалистов-исполнителей. Задачи, цели и источники информации на операционном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.
Информационная система операционного уровня является связующим звеном между организацией и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию.
Информационные системы функционального (тактического) уровня используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования.
Основные функции этих информационных систем:
- сравнение текущих показателей с прошлыми;
- составление периодических отчетов за определенное время;
- обеспечение доступа к архивной информации и т. д.
На уровне руководителей среднего звена можно выделить два типа информационных систем: управленческие и системы поддержки принятия решений.
Управленческие ИС имеют крайне небольшие аналитические возможности. Они обслуживают управленцев, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной
информации о состоянии дел. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов. Информация поступает из информационной
системы операционного уровня.
Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: руководители, специалисты,
аналитики и пр.
Стратегические информационные системы
Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач.
Стратегическая информационная система — компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических
перспективных целей развития организации.
Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача – сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях.
Основные задачи, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных ИС:
- обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика;
- гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта;
- поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы;
- обеспечивать преемственность разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий).