Файл: Дефицитарное психическое развитие (дети с нарушением анализаторных систем).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дефицитарное психическое развитие (дети с нарушением анализаторных систем).
-
Особенности психофизического развития детей с нарушением слуха. -
Особенности психофизического развития детей с нарушением зрения. -
Особенности психофизического развития детей с нарушениями речи. -
Психолого-педагогическое изучение с нарушением зрения и слуха. Основные способы диагностики этих видов аномалий.
-
Дети с нарушениями слуха
Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Ухудшение функции слуха, возникшее в детском возрасте, в большей степени отражается на психосоматическом развитии ребенка. Большинство (более 85%) нарушений слуха наступает на первом-втором году жизни, т. е. до развития речи в период ее формирования.
Слух — это отражение действительности в форме звуковых явлении, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством слуховой системы пли звукового анализатора человека, представляющего совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т. е осуществляющих слуховую ориентацию в пространстве.
Слуховой анализатор схематически по характеру физиологической деятельности разделяется на два отдела: звукопроводящий (наружное ухо, среднее ухо и проводящая часть улитки) и звуковоспринимающий (воспринимающая часть улитки — спиральный орган, проводящие пути с ядрами в корковых центрах).
Слуховая система очень древняя и сформировалась первоначально как система анализа вестибулярных раздражителей и только зачем постепенно стала выполнять функцию анализа звуков.
Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет очень существенную характеристику — на базе слуховой системы формируется человеческая речь. Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не может самостоятельно научиться говорить, так как он нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит слуховых образцов. Он не может контролировать собственное произношение, следствием чего является нарушение устой речи. Все это отрицательно сказывается на овладении всей сложной системы языка, что не только ограничивает возможности обучения и познания окружающего мира, но и оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка.
Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено.
Виды нарушений: врожденные и приобретенные.
- Врожденные нарушения слуха встречаются реже, чем приобретенные. К данному типу нарушений следует отнести наследственную аномалию слухового органа (полная или частичная аплазия—недоразвитие внутреннего уха, отсутствие барабанной полости, атрезии—заращивания наружного слухового прохода).
Причины врожденных нарушений слуха: последствие воздействия на развивающийся плод различных вредных факторов со стороны организма матери (вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в случае их возникновения у матери в первом триместре беременности, внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем); травматические поражения плода.
- Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще.
Причины: инфекционные заболевания (менингит, корь, скарлатина, свинка, пневмония); воспалительные процессы (воспаление среднего уха—отит); последствия заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.), вызывающие непроходимость органов среднего уха, евстахиевой трубы; невриты слухового нерва; травмы головы (родовые и послеродовые).
Категории детей с нарушенным слухом:
Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Характер последствия зависит и от времени возникновения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух. В зависимости от этих двух основных факторов всех детей с недостатками слуха делят на три категории: глухие, слабослышащие (тугоухие).
Глухие дети — это дети с полным выпадением слуха, который не может быть ими самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях, так как обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные, резкие и громкие звуки, хотя разборчивое восприятие речи невозможно.
Среди глухих детей различают:
— глухих без речи (ранооглохших), когда поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в самом начале формирования речи;
— глухих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших), это дети с потерей слуха, но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты.
Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие, но сохраняющую возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специального обучения.
По глубине нарушения слуха при тугоухости можно выделить четыре степени—легкую, умеренную, значительную и тяжелую (см. табл.):
Степень тугоухости | Восприятие речи на расстоянии от ушной раковины, м | |
| Шепотная речь | Разговорная речь |
Легкая | 4—6 | 6-8 |
Умеренная | 1-3 | 4—6 |
Значительная | 1 | 2—4 |
тяжелая | 0,5 | 2 |
При тугоухости особенно важно учитывать не только степень снижения слуха, но и время, когда наступило снижение. Уже на первом году жизни разворачиваются процессы опережающего обеспечения речевой функции, которые при отсутствии соответствующего подкрепления постепенно угасают. Так, при врожденной, нераспознанной тугоухости к концу первого года жизни ребенка снижается интенсивность предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов. Несформированность речевой функции к 4—5 годам создает тяжелые условия для дальнейшего речевого развития. Ранняя тугоухость, наступившая в доречевой период, вызывает речевое недоразвитие, требующее специального обучения.
По данным Е.М.Мастюковой (1997) большой процент детей с нарушенным слухом имеет сложную структуру дефекта за счет различных психоневрологических расстройств. Многие из этих форм имеют генетическую этиологию. Выделяют несколько групп наследственных нарушений слуха, сочетающихся с другими пороками развития:
- с пороками развития и заболеваниями органов зрения;
- с нарушениями развития скелета и соединительной ткани;
- с почечной патологией;
- с эндокринной патологией;
- с патологией сердечно-сосудистой системы;
- с заболеваниями кожных покровов.
Особенности психического развития детей с нарушенным слухом.
Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями слуха подробно представлены в работах А.А. Вагнер, Г.Л. Выготской, Э.И.Леонгард и др.
Психическое развитие глухих детей различно в зависимости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте.
Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации. У детей с врожденной или приобретенной потерей слуха в первые месяцы жизни отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на громкие звуки, который в норме проявляется в зажмуривании глаз или вздрагивании. При плаче ребенок не затихает на голос взрослого. В дальнейшем у детей с нарушенным слухом не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.
Нарушения слуха после трехлетнего возраста вызывают менее выраженное недоразвитие локомоторных функций. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя нередко выражены менее грубо.
При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована, имеются лишь некоторые недостатки произношения.
Нарушения слуха, как первичный дефект, вызывают сложные вторичные нарушения, касающиеся формирования психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом.
У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность с предметами; происходит отставание формирования перцептивных обобщений, предметных представлений; в связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. Эти данные подтверждают положение Л. С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.
Многие дети с нарушенным слухом отличаются особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, склонности в негативизму, двигательной расторможенности (Мастюкова Е.М., 1997).
Из-за отсутствия слухового контроля за собственным произношением звучащая речь глухого ребенка отличается невнятностью и смазанностью. Постановке голоса, исправлению недостатков речевого дыхания, артикуляционной и дыхательной гимнастике уделяется особое внимание в работе по развитию речи. Важным условием словесного обучения является желание и потребность глухого ребенка отказаться от более доступной для него жестовой речи и перейти к устной речи. Устное слово становится ведущим в коррекции последствий дефекта. Для позднооглохших детей особое значение для развития речи имеют последовательное наращивание словарного запаса, выработка полноценного произношения, обучение грамоте и грамматике.
В массовой школе нередко можно встретить детей с недостатками слуха. Пребывание в несоответствующих возможностям этих детей условиях массовой школы не только вызывает большие трудности в освоении учебной программы, но и наносит большой ущерб их психическому развитию. Непонимание обращенной к ним речи, попытки считывания речи с губ учителя и одноклассников, типичные ошибки в произношении, чтении и письме, вторичные отклонения являются характерными показателями нарушения слуха.
Вместе с тем кроме детей с выраженным нарушением слуха, перевод которых в специальную школу необходим как можно раньше, в массовой школе могут быть дети, у которых наблюдается легкое снижение слуха, создавая ряд затруднений в обучении, не являясь основанием для обучения в школе слабослышащих. Такие дети могут успешно учиться в массовой школе при условии индивидуального подхода и создания соответствующих условий.
-
Дети с нарушениями зрения
Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.
Зрительная система реагирует на световые раздражители. В физическом смысле свет—это электромагнитное излучение с различными длинами волн, от сравнительно коротких (красный) до более длинных (синий). Мы видим объекты потому, что они отражают свет. Цвета, которые мы различаем, определяются тем, какую из частей видимого светового спектра отражает или поглощает предмет.