Файл: Контрольная работа По дисциплине Философия Вариант 4, студент курса, группа Работа допущена к защите " " 20 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»

(ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И.Носова»)

Кафедра
Контрольная работа

По дисциплине «Философия»

Вариант 4
Выполнил:, студент курса, группа

Руководитель:


Работа допущена к защите "_____" _________ 20__г. _______________

(подпись)

Работа защищена "_____" _________ 20__г. с оценкой _______________

(подпись)

Магнитогорск,2020

Содержание


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 1

Вариант 4. 3

1.Какие модели единства мира существуют в философии? 5

2.Какие подходы к пониманию пространства и времени существуют в философии? 7

3.В чем суть закона единства и борьбы противоположностей? 8

4.Помимо чувственной и рациональной ступеней познания, какие характеристики, механизмы философия еще выделяет в познании? 9

5.Какие существуют концепции истины? 11

6.Какие концепции свободы складываются в развитии философии? 12

7.Что такое социальные последствия экологических проблем и как формирует их философия? 13

Список литературы 14

Вариант 4.



1.Какие модели единства мира существуют в философии?


2.Какие подходы к пониманию пространства и времени существуют в философии?


3.В чем суть закона единства и борьбы противоположностей?


4.Помимо чувственной и рациональной ступеней познания, какие характеристики, механизмы философия еще выделяет в познании?


5.Какие существуют концепции истины?


6.Какие концепции свободы складываются в развитии философии?



7.Что такое социальные последствия экологических проблем и как формирует их философия?

1.Какие модели единства мира существуют в философии?


Космос понимается, одновременно, как качественная и количественная определенность. Количественная определенность описывается посредством особых числовых характеристик, через систему сакральных чисел, “космологизирующих наиболее важные части вселенной и наиболее ответственные (ключевые) моменты жизни (три, семь, десять, двенадцать, тридцать три и т.п.), и неблагоприятных чисел как образов хаоса, безблагодатности, зла (напр., тринадцать)”1. Качественная определенность, проявляется в виде системы персонажей мифической картины мира, которые противопоставляются друг другу.

Данная модель мира основана на собственной логике бриколажа2, то есть достижения поставленной цели окольными путями, через преодоление некоторых особых жизненно важных противоположностей, “имеющих соответственно положительное и отрицательное значение” (небо-земля, день-ночь, белый-черный, предки-потомки, чет-нечет, старший-младший, жизнь-смерть и т.п.)3. Таким образом, мир изначально трактуется диалектично и достичь какой-либо цели напрямую (напролом) нельзя (что бы войти в избушку бабы-яги, мы не обходим дом, что логично было в нашей реальности, а просим сам дом развернуться “к нам передом, к лесу задом”). Диалектика противоположных начал, противостоящих действий и явлений позволяет создать целую систему классификации мира (некий аналог философской системе категорий), которая в миофопоэтической модели и выступает средством упорядочивания бытия, “отвоевывая новые части хаоса и космологизируя его. Внутри же космически организованного пространства все связано друг с другом (сам акт мысли о такой связи есть для первобытного сознания уже объективация этой связи: мысльвещь); здесь господствует глобальный и интегральный детерминизм”1.

Все эти представления при определенной интерпретации, как мы увидим ниже, переходят позже и в зарождающуюся философию, что особенно заметно при создании различного рода классификационных рядов мира и систем противостоящих начал (ряд элементов лежащих в основе мира, борьба противоположностей как движущая сила развития и т.д.).

Можно указать и на возникшие впоследствии “модели единства мира”, которые имели место в философии и науке

2. Термин, используемый, например С.Т. Мелюхиным, представляется нам достаточно эффективным, так как указывает на определенную “равноправность” вариантов различных картин мира. Даже, если этих моделей не было бы в истории философии, мы вполне могли бы их логически сконструировать. Остановимся на некоторых, наиболее важных, из этих моделей.

Вещественно-субстратная модель усматривает единство мира в единстве физико-химического субстрата и свойств. Данные современной науки показывают, что объекты неживой природы во всей Вселенной состоят из одинаковых химических элементов. Раскрытие внутренней структуры атома и открытие все новых элементарных частиц позволяют ставить вопрос о создании единой теории элементарных частиц, описывающей субстратное единство элементов. В биологии генетические исследования показывают, что в основе всех живых организмов лежит генетический код, состоящий из четырех аминокислот. Устанавливается тождественность физико-химического состава живой и неживой материи и т. д.3. Наконец, установлено, что все вещества и элементы мира взаимосвязаны между собой посредством электромагнитных, гравитационных и иных полей.

В функциональной (или номологической) модели единство мира объясняется наличием и функционированием единых законов. Говорится о том, что в мире реализуется некая универсальная связь. Так, Пифагор говорил о божественных математических законах гармонии и мирового порядка. Лейбниц, исходя из идеи единых божественных математических законов, считал, что можно их свести в систему уравнений и на основе этого объяснять любые явления. Лаплас, исходя из признания универсальных законов, говорил об интеграции знания и возможности абсолютного познания мира. Эта концепция получила впоследствии название “лапласовский детерминизм”, означающий, что если бы удалось связать в единое целое все знания о мире, все параметры тел и зафиксировать их в единых уравнениях, то можно было бы создать единую формулу, которая охватила бы все проявления и все разнообразие мира. В рамках изложенных выше моделей частные законы отдельных сфер бытия механически распространяются на понимание мира в целом. В результате Вселенная представляется абсолютно однородным образованием, что приводит к выводам о возможности полного и окончательного ее познания. Однако, это противоречит и духу философии, как вечному стремлению к мудрости, и имеющимся на сегодняшний день научным фактам. В частности, оказывается, что универсальная связь реально ограничена скоростью распространения взаимодействий (принцип близкодействия), конечностью времени существования объектов и конечностью энергии объекта [1].


2.Какие подходы к пониманию пространства и времени существуют в философии?


Пространство и время — всеобщие формы бытия, его важнейшие атрибуты. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно-временными свойствами. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время — форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем. В истории философии существуют различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы вместилища, в которых находятся объекты и в которых разворачиваются процессы. При этом пространство и время могут существовать независимо от объектов и процессов. В противовес субстанциальному подходу в философии разрабатывалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких ее представителей является Лейбниц. Он сформулировал идею о том, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют. Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтении реляционного подхода к пониманию пространства и времени.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движение несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движение превращается в другие и ни один вид не берется ниоткуда. Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями [2].

3.В чем суть закона единства и борьбы противоположностей?


Единство и борьба противоположностей — всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними.


Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.) .

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Единство противоположностей состоит в следующем:

они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других;

взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот;

взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается [3].

4.Помимо чувственной и рациональной ступеней познания, какие характеристики, механизмы философия еще выделяет в познании?


В процесс познания включена вся психическая деятельность человека, однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание.

В истории философии сложилось несколько основных направлений в ответе на вопрос об источниках знания, в оценке роли органов чувств и мышления в процессе познания.

Сенсуализм (от лат sensus – чувство) – гносеологическое направление, представители которого считали чувственное восприятие единственным источником познания. Сенсуалистическая концепция начала складываться еще в древнегреческой философии (Демокрит, Эпикур, стоики) и приобрел свою классическую форму в учениях философов Нового времени Дж.Локка, французских материалистов, Л.Фейербаха. Основное положение сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах». Этот тезис верно определяет первоначальный источник человеческих знаний, непосредственно связывающий человека с окружающим миром, однако сенсуалисты абсолютизировали роль чувственного восприятия в познавательном процессе.