Файл: Понятие конфликта в социальной сфере 5 1 Определение и признаки социального конфликта 5.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие конфликта в социальной сфере
1.1 Определение и признаки социального конфликта
1.2 Классификация и типы социальных конфликтов
1.3 Структура конфликта в социальной сфере
Глава 2. Причины и функции социальных конфликтов
2.1 Причины социальных конфликтов в организациях
2.3 Положительная и отрицательная роль социальных конфликтов в организации
1.3 Структура конфликта в социальной сфере
В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:
-
объекта — конкретной причины столкновения субъектов; -
двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта; -
инцидента — формального повода для начала открытого противоборства [1].
Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.
Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент — формальный повод для начала конфликта.
Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности [18]. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние. Поэтому более полная структура социального (политического) конфликта будет рассмотрена ниже.
Конфликт в социальной сфере имеет определенную структуру, которая может быть представлена следующим образом:
-
Стороны конфликта. Конфликт в социальной сфере возникает между двумя или более сторонами, которые имеют различные интересы, потребности и ценности. -
Предмет конфликта. Конфликт может иметь различные предметы, такие как ресурсы, власть, статус, идеологии и т.д. -
Причины конфликта. Причины конфликта могут быть различными, включая экономические, политические, культурные, религиозные, этические и личностные [24]. -
Последствия конфликта. Конфликт может иметь различные последствия, включая потерю ресурсов, разрушение отношений, повышение напряженности, увеличение степени враждебности и т.д. -
Реакция на конфликт. Реакция на конфликт может быть различной, включая отрицание, компромисс, сотрудничество, уход от конфликта или использование насилия. -
Механизмы разрешения конфликта. Механизмы разрешения конфликта могут включать судебные процессы, переговоры, посредничество, медиацию и т.д [30]. -
Результат разрешения конфликта. Результат разрешения конфликта может быть положительным, если он приводит к справедливому решению, уважению интересов всех сторон и улучшению отношений. Однако, если результат разрешения конфликта неудовлетворительный для одной или нескольких сторон, он может вызвать новые конфликты в будущем.
-
Участники конфликта. Каждый конфликт имеет своих участников, которые могут включать отдельных людей, группы или организации. -
Контекст конфликта. Контекст конфликта может включать социально-экономические, политические, культурные и исторические факторы, которые могут влиять на его возникновение, динамику и разрешение. -
Масштаб конфликта. Конфликт может быть локальным, региональным, национальным или международным. -
Виды конфликтов. Конфликты в социальной сфере могут быть классифицированы по различным критериям, таким как: насилие или нет насилия, конструктивный или деструктивный, личный или групповой, прямой или косвенный и т.д. -
Динамика конфликта. Конфликт может иметь различные стадии, включая начало, эскалацию, пик и разрешение [24].
-
Причины конфликта. Причины конфликта могут быть разнообразными, их можно разделить на экономические, политические, социальные, культурные и психологические. Они могут включать конкуренцию за ресурсы, различия в ценностях и убеждениях, неравенство, стереотипы и предрассудки, недоверие и т.д. -
Коммуникация в конфликте. Коммуникация является важным элементом конфликта и может быть источником проблем или же способом управления и разрешения конфликта. В конфликтной ситуации важно понимать, какие сообщения были переданы, как они были поняты и как они могут быть изменены для достижения более эффективного взаимодействия. -
Результаты конфликта. Результаты конфликта могут быть положительными или отрицательными. Они могут включать улучшение отношений, повышение производительности и творческого потенциала, но также могут привести к расколу в группах, ухудшению отношений и разрушению доверия. -
Решение конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто различными способами, включая компромисс, сотрудничество, конкуренцию или избегание. Однако, выбор метода решения конфликта зависит от характеристик конфликта и целей участников.
В целом, структура конфликта в социальной сфере сложна и может варьироваться в зависимости от контекста и участников. Однако, понимание основных компонентов конфликта может помочь в разработке эффективных стратегий по управлению и разрешению конфликтов в различных областях жизни.
Понимание структуры конфликта в социальной сфере помогает идентифицировать его основные компоненты и свойства, что может быть полезным при разработке стратегий по предотвращению, управлению и разрешению конфликтов в различных областях жизни, таких как политика, бизнес, общественная жизнь и межличностные отношения [9].
Глава 2. Причины и функции социальных конфликтов
2.1 Причины социальных конфликтов в организациях
Причина социальных конфликтов кроется в самом определении — это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. К таким причинам можно отнести: социальное неравенство, эгоистичность людей, несовпадение ценностей индивидов в обществе, религиозные различия, несовершенство человеческой психики, неравенство в доходах и другие. Социальный конфликт является результатом (следствием) определенных причин, поводов, условий, которые играют разную роль в возникновении данного следствия – социального конфликта. Для прогнозирования, диагностики, пресечения, разрешения социального конфликта как определенного результата нужно четко разграничить его причины, поводы, условия [17].
Анализ поводов, условий, причин нужно начинать с определения того следствия, по отношению к которому какие-то факторы определяются как поводы, причины, условия. Например, по отношению к кипящему чайнику (следствию) желание студента выпить чая является поводом; нагревание воды в чайнике – причиной, а наличие чайника, воды, источника тепла и т.п. выступают как условия (кипения воды в чайнике).
Причинно-следственная связь. Причинно-следственная связь (связь между причиной и следствием) является, прежде всего, генетической. Это значит, что причина (какой-то фактор) по времени предшествует своему следствию и входит в его состав вещественно, энергетически, информационно. Например, энергия от источника огня (электроплиты) входят в состав кипящей в чайнике воды своей энергетической составляющей и по времени предшествует следствию. Война в Чечне была результатом и информационного предубеждения, и энергетических усилий, и военных (материальных) действий ее участников. Не каждое предшествующее по времени следствию событие является его причиной. Например, перед получением двойки на экзамене дорогу студенту перебежала кошка. Между кошкой и двойкой нет генетической связи, они не вытекают одно из другого информационно, энергетически, вещественно [11].
Условия – это явления, которые не входят вещественно, энергетически, информационно в состав данного следствия, но участвуют в нем опосредованно [13]. Например, условием кипения воды в чайнике является наличие чайника, воды, источника тепла и т.п., которые сами по себе не вызывают кипения воды в чайнике.
Повод – это событие (фактор), которое по времени предшествует следствию и запускает причинно-следственную связь [2]. Примеры поводов: желание студента попить чай по отношению к кипению воды; нежелание тогдашнего чеченского руководства во главе с Масхадовым выполнить требования федеральной власти – по отношению к Чеченской войне (ее началу) и т.п.
Выделение причин, условий, поводов важно при анализе социального конфликта как определенного следствия:
-
довольно часто участники социального конфликта всеми правдами и неправдами пытаются скрыть истинные его причины, выдать повод и условия конфликта за его причины; -
чтобы спрогнозировать, предупредить, предотвратить, разрешить какой либо социальный конфликт, нужно четко разграничить его причины, условия и поводы [5].
Взаимосвязь причины и следствия. Причина и следствие находятся во взаимной связи:
-
следствие само вызывает цепочку многообразных и распространяющихся веером следствий. Например, война в Чечне осложнила экономическое, политическое, моральное положение России; -
следствие оказывает обратное влияние на причину, его породившую. С одной стороны, оно истощает причину материально, энергетически, информационно. Так, истощаются военная и моральная мощь воюющих сторон и т.п. С другой стороны, следствия, оказывают обратное влияние на причину, его породившую. Например, первая война в Чечне породила мощное движение за прекращение этой бойни.
При определении причин социального конфликта следует учитывать многочисленные классификации типов причинности (причинно-следственных связей):
-
по субстанциальному содержанию рассмотренного выше причинно-следственного взаимодействия; -
по характеру причинно-следственных связей – динамические (однозначные) и статистические (вероятностные), которые зависят от множества случайных факторов и потому у них трудно определить какие-то постоянные и определенные причины [20]. Например, можно говорить о вероятности в России диктатуры, социального взрыва и т.п. -
объективные и субъективные, главные и второстепенные, многофакторные и простые (один фактор вызывает следствие).
Связь между причинами и социальным конфликтом может быть необходимой и случайной. Роль случайности в развитии социальных конфликтов между ними чрезвычайно важна. Иногда можно считать, что необходимость является дополнением случайности, а не наоборот, как полагали марксисты-ленинцы. В результате этого соотношение необходимости и случайности в развитии социального конфликта прогнозировать трудно, а некоторые полагают – и невозможно. Тем не менее, в зависимости от соотношения необходимого и случайного социальные конфликты можно разделить на необходимые и случайные, на реальные и формальные.
При характеристике причин социальных конфликтов в специальной литературе отмечается, что в общем виде соответствующие причины принято подразделять на субъективные и объективные.
Так, первую из вышеназванных групп – субъективные причины социальных конфликтов составляют определенные свойства психики, характера, черты мировоззрения, уровня интеллекта субъектов общества. На практике, в том числе, применительно к большим социальным группам соответствующие характеристики проявляются в определенных чувствах, интересах и убеждениях, побуждающих социальных субъектов действовать определенным образом, приводящим к возникновению конфликтной ситуации, нарастанию социальной напряженности, и, наконец, к началу открытого социального конфликта [10].
Социальные конфликты в организациях могут иметь множество причин, включая:
-
Различия в ценностях и убеждениях. Участники организации могут иметь разные ценности и убеждения, которые приводят к конфликту. -
Ресурсная конкуренция. Конфликт может возникнуть из-за конкуренции за ресурсы, такие как финансы, персонал или время. -
Различия во взглядах на работу и обязанности. Различные уровни власти, стили управления и ожидания могут привести к конфликту между руководством и подчиненными. -
Недоверие и межличностные проблемы. Межличностные проблемы могут быть причиной конфликта в организации, особенно если участники не доверяют друг другу или имеют различные взгляды на коммуникацию и взаимодействие. -
Неравенство. Различия в оплате, возможностях и привилегиях могут привести к конфликту в организации. -
Стереотипы и предрассудки. Различные стереотипы и предрассудки могут стать причиной конфликта в организации, особенно если они проявляются в межличностных отношениях. -
Ограничения на развитие карьеры. Неспособность сотрудников реализовать свой профессиональный потенциал может стать причиной конфликта в организации [3]. -
Несогласованность и неясность целей и задач. Несогласованность и неясность целей и задач могут привести к конфликту между различными подразделениями организации. -
Неправильное распределение ответственности и ресурсов. Неправильное распределение ответственности и ресурсов может привести к недовольству и конфликту в организации. -
Внешние факторы. Внешние факторы, такие как экономические условия, политические изменения и изменения в законодательстве могут также привести к конфликту в организации.