Файл: Реферат история развития мотопомпы Выполнил(а) студентка 3 курса группы К1106 Исакова Т. В. Проверил(а).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

(ВСГУТУ)

Технологический колледж

Кафедра «Промышленная экология и защита в чрезвычайных ситуациях»

РЕФЕРАТ
История развития мотопомпы

Выполнил(а):

студентка 3 курса

группы К110/6

Исакова Т.В.

Проверил(а):

преподаватель

Черниговский Р.С.

Улан-Удэ, 2023

Содержание



Введение 3

1 История появления, совершенствования и использования мотопомп и насосов 4

1.1 Первые попытки создания насосов 4

1.2 Появление и использование насосов в России 5

1.3 Появление мотопомп 6

2 Пожарные мотопомпы: виды, устройство, назначение и преимущества 7

2.1 Виды мотопомп 7

2.2 Устройство мотопомп 9

2.3 Назначение и преимущества мотопомп 10

Заключение 11

Список использованных источников 13


Введение


Несмотря на то, что в наше время огромное разнообразие средств тушения пожаров, довольно большой выбор огнетушащих веществ, используемых для локализации, ликвидации очагов возгораний, чаще всего борьба с открытым огнем осуществляется с использованием воды, растворов пенообразователя на ее основе, подаваемых под давлением.

Одним из эффективных средств пожаротушения, подающих воду или пену, служит пожарная мотопомпа, являющаяся насосным агрегатом с приводом от бензинового или дизельного двигателя, снабженным комплектом пожарно-технического оборудования.

1 История появления, совершенствования и использования мотопомп и насосов


Проблема перемещения грузов, в том числе и жидких, стояла перед людьми со времени развития человечества. И, в то же время, применять механизмы подъема и перемещения жидкостей, подобные современным насосам, люди начали сравнительно недавно. Мы знаем из истории, что еще до нашей эры люди пытались изобретать механизмы подачи воды, но только в середине второго тысячелетия появились агрегаты, отчасти похожие на современные.

1.1 Первые попытки создания насосов


Первый обычный ручной насос, состоящий из поршня, трубы и наконечника, был сделан в 1439 году в Германии мастером Платнером. В те же годы великими учеными, такими как Леонардо да Винчи, проводились исследования действия центробежных сил, и были попытки применения полученных знаний для создания механизмов подачи воды из водоемов. Судя по известным эскизам, идея конструирования центробежного (лопастного) насоса приходила итальянскому ученому в голову. Долгое время попытки создать что-то наподобие такого устройства не получались, и лишь с изобретением паровой машины такие механизмы начали создаваться и совершенствоваться.


Первые прототипы центробежного насоса французские инженеры Бланкано и Папен создали в 17-м веке. Но все же настоящий центробежный насос появился в 1732 году, разработанный Демуром. Самым большим недостатком созданных устройств было их разрушение из-за недостаточной смазки вращающихся деталей. Да и большая утечка воды, износ и маленький КПД не стоили затраченных усилий.

Только в 19-м веке появились предпосылки к прорыву - были разработаны первые реально работающие водоподъемные агрегаты. Создавались они Джонсоном и Андреасом из США, Пушечниковым и Саблуковым из России, Гуинном и Апполдом из Великобритании.

Классический центробежный насос, форма которого используется и поныне, был сделан Андреасом в 1818 г. в Бостоне. Основой конструкции двухпоточного спирального насоса было полуоткрытое рабочее колесо с радиальными прямыми лопастями. А еще через 28 лет Андреас определил и доказал, что применение криволинейных лопастей более эффективно при нагнетании жидкости, чем прямых.

Прошло еще немного лет, и в 1851 году Осборн Рейнолдс стал первым в мире, получившим патент на многоступенчатый центробежный насос. Этот насос немногим отличался от современных, имеющих лишь улучшенную конструкцию и более точные данные характеристик проточной части. Лопастные насосы были усовершенствованы после опубликования результатов исследования профессора Пфлейдерера в 30-х годах прошлого века, который установил, что от числа лопастей зависят гидравлические характеристики насоса. Это дало толчок к повсеместному производству и использованию центробежных (лопастных) насосов.

Параллельно пытались создавать вращающиеся насосы и другие гидравлические устройства. В начале 20-го века инженером С. Хиншем (Германия) был сделан первый вихревой насос – центробежный самовсасывающий, а в 50-х годах появился лабиринтный насос как разновидность роторного.

1.2 Появление и использование насосов в России


Появление электродвигателей дало толчок развитию центробежных насосов и в Российской империи. Конец 19-го века стал вехой в истории водоснабжения Москвы, когда для подачи воды в город начали использовать вертикальный многоступенчатый насос для буровых скважин, разработанный во Франции на заводе Фарко. Его производительность была 200 кубометров воды в час, а КПД до 70%. Первые центробежные насосы в самой России стали производить в 1880 году на московском заводе Густава Листа.



С развитием насосов появилась новая отрасль машиностроения – насосостроение, которая производит более четырех тысяч видов насосов, использующихся не только в промышленности, но и для личных нужд потребителей.

1.3 Появление мотопомп


Двигатель внутреннего сгорания Ленуара, а затем - разработанный электродвигатель переменного тока, дали толчок к появлению современных помп. Человечество наконец избавилось от личного участия в процессе перемещения жидкостей. Поршень насоса начал двигаться с помощью электродвигателя, появились электронасосы, заменившие со временем бензиновые. Так появились мотопомпы.

Первые мотопомпы, созданные в городе Вюртемберг в 1925 году, применялись, в основном, для тушения пожаров. Они имели большие габариты и были несколько неудобны в перемещении. Их приходилось возить на повозках или на специально сделанных автомобилях.

Отечественные мотопомпы впервые появились в передовой Германии. Это были агрегаты с бензиновыми двигателями, которые устанавливались не на привод колес, как это делается сейчас, а на привод насоса.  Технологический прогресс заставил многих изобретателей, в начале века, создать много бензомоторных труб, на сегодняшнее время это мотопомпы. В то время их разнообразие заключалось в их весе: легкие, средние, и тяжелые, и применялись они только для тушения пожара.

Легкий тип носили на руках, средние на повозке или машине, тяжелые буксировались на место тоже транспортным средством. Пожарное дело значительно продвинулось вперед благодаря созданию на заводе «Промет» в Ленинграде, переносной помпы. Весила он около 145 килограмм. Она была монтирована на носилках, для удобного перемещения. Качество мотопомпы ничем не отличалось от моделей западного производства.

До Великой отечественной войны выпускали сельские и промышленные типы мотопомп. После ее окончания, производству мотопомп стали уделять все больше внимания. Сначала выпустили переносные (модель М-600), и прицепные (модель М и ММ, производительностью 1200 литров) мотопомпы. В конце шестидесятых выпуск мотопомп зашел еще дальше, опять же выпустили переносные и прицепные модели, с производительностью 800 и 1400 литров в минуту. В начале семидесятых произвели модель с производительностью 1600 л., на этом рост этого показателя начал стоять на месте.

Выпускались помпы и для морского использования. Конструкторами Ливенского завода, на котором разрабатывалось пожарное оборудование, было выпущено новую переносную помпу (МП-800), которая очень сильно отличалась от своей предшественницы М-600. В новой модели была улучшенная компановка узлов, детали сделаны из легких сплавов, технические характеристики значительно лучше.  Эта модель была оборудована вакуумным газоструйным насосом, с двухцилиндровым двигателем, мощностью в 20 лошадиных сил.

2 Пожарные мотопомпы: виды, устройство, назначение и преимущества


Мотопомпы – это, по сути, тот же самый насос. Главное отличие состоит в том, что в насосах установлены электрические двигатели, а мотопомпы работают от бензиновых либо дизельных двигателей внутреннего сгорания.

2.1 Виды мотопомп


Все такие мобильные устройства для тушения пожаров можно разделить на виды по способу размещения, перемещения/транспортировки, типу двигателя привода насоса; чистоте воды, с которой они могут работать:

  • Бензиновые – с приводом от карбюраторного/инжекторного двигателя, использующего в качестве топлива различные марки бензина.

  • Дизельные – с приводом от дизельного двигательного агрегата, имеющими более высокий моторесурс, но работающими громче бензиновых моделей устройств.

На российском рынке известны пожарные мотопомпы Tohatsu с бензиновыми двигателями, дизельные устройства высокого давления «Вепрь» отечественного производства, мотопомпы Koshin с двигательными агрегатами, работающими на бензине, изготовленными компанией Хонда.

  • Переносные, передвижные. Первые смонтированы на несущей раме, которая обеспечивает возможность: переноски вдвоем вручную, для транспортировки автотранспортом в кузове, багажнике, автомобильном прицепе; погрузки/выгрузке, установки на твердую поверхность – плотный грунт в противопожарном разрыве возле водоема, асфальтированную, бетонированную поверхность дороги, пожарного проезда.

Вторые установлены на раме одноосной тележки с колесами, что позволяет передвигать ее по ровной твердой поверхности одному человеку, но не исключает возможность переноски ее двоим и более членам ДПД, работникам из состава дежурного персонала предприятий, организаций.

Рукоятки на раме переносных, передвижных устройств обязательно защищаются теплоизоляционным материалом.

  • Прицепные. Такой вид пожарных мотопомп устанавливается на раме автомобильных прицепов, сообразно их грузоподъемности, норм/правил оборудования, транспортировки грузов. Именно прицепные мотопомпы часто дополнительно оборудуются устройствами для дозированной подачи раствора пенообразователя, что позволяет использовать стволы, генераторы для тушения очага пожара пеной. Рекомендуется при необходимости использовать все имеющиеся в наличии прицепные и переносные модели устройств, т.к. это дает больше возможностей для обеспечения доступа к очагу пожара.

  • Высоконапорные (высокого давления). Согласно ГОСТ 53332-2009 мотопомпы, используемые для тушения пожаров, в зависимости от конструкции, основных технических параметров подразделяются устройства нормального давления – до 2 МПа, и высокого давления – выше 2 МПа.


Если для тушения, согласно нормативных требований, включение твердых частиц в воде не должно быть больше 0,5 %, а их размер быть до 3 мм, то пожарная мотопомпа для грязной воды, приобретаемая для использования коммунальными, инженерными службами предприятий, строительными подрядными организациями для откачки, осушения подвальных этажей, колодцев, котлованов траншей, позволяет за счет выбора мембранного типа насоса устройства вести забор, перекачку воды с крупными включениями – до 25 мм и более у некоторых моделей изделий.

2.2 Устройство мотопомп


В конструкцию пожарной мотопомпы в зависимости от вида, типа входят:

  • Жесткая рама для ручной переноски, шасси автоприцепа.

  • Двигатель, потребляющий разные марки жидких нефтепродуктов.

  • Центробежный, диафрагменный, мембранный насос, осуществляющий забор, подачу воды, водного раствора пожарного пенообразователя.

  • Бак для жидких нефтепродуктов.

  • Резервуар для хранения пожарного пенообразователя с системой дозирования его подачи.

  • Комплект ПТВ.

  • Основные характеристики

  • Такие мобильные устройства пожаротушения характеризуются:

  • Производительностью.

  • Высотой столба подаваемой воды.

  • Размерами, массой устройства в сборе с комплектом ПТВ.

  • Мощностью двигательного агрегата.

  • Видом потребляемого жидкого нефтепродукта.

Пожарная мотопомпа должна обеспечивать бесперебойную эксплуатацию на пожаре в течение 2 часов при температуре от +40 C° до −45 C°. С помощью этих мобильных устройств пожаротушения, простых по техническому составу, неприхотливых в условиях длительной эксплуатации, в том числе в жестких погодных условиях, ликвидировано огромное количество очагов возгораний, пожаров.

2.3 Назначение и преимущества мотопомп


Основным назначением для использования пожарных мотопомп является:

  • Забор воды из пожарных водоемов, резервуаров, со специально оборудованных пирсов, с последующей подачей под давлением на тушение очагов пожара воды или пены, полученной с использованием раствора пенообразователя.

  • Подача воды от гидрантов наружной сети противопожарного водоснабжения.

  • Для перекачки воды, заполнения емкостей, приспособленной для пожаротушения сельскохозяйственной техники, транспортируемых автоцистерн, пожарных вертолетов.

  • Для укомплектования пожарных поездов, судов.