Файл: Опричнина, споры о её смысле по дисциплине История.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Отделение среднего профессионального образования

филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Уфимский университет науки и технологии» в г. Кумертау

«Авиационный технический колледж»

РЕФЕРАТ

на тему «Опричнина, споры о её смысле»

по дисциплине «История»


Выполнил:

студент 1 курса, группа ВС-157

Миназов В.Э.
Проверил преподаватель:

Силантьев В.А.

Кумертау 2022г.

ПЛАН



ВВЕДЕНИЕ 3

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВВЕДЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ 5

ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ. 7

СОДЕРЖАНИЕ ОПРИЧНОЙ ПОЛИТИКИ. 8

ИТОГИ ОПРИЧНОГО ПРАВЛЕНИЯ 10

ОЦЕНКА ОПРИЧНИНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16






ВВЕДЕНИЕ



Промежуток с конца 40-х до начала 50-ых годов стал удачным для России потому, что в этот период помимо широких и тщательно продуманных планов внутренней реформы осуществлялись смелые внешнеэкономические предприятия. Самое важное из внешнеполитических мероприятий - это присоединение Казани и Астрахани, а также успешное начало Ливонской войны с целью завоевания выхода к Балтийскому морю. И завершилось это поражением России, но начальный шаг был успешным. Благодаря русским войскам Ливонский орден к 1560 году распался. В этом году начались неприятные события как в истории страны, так и биографии Ивана Грозного, ознаменовавшее начало тяжелого времени. Именно тогда, после 1560 года, начинается полоса военных неудач России. Супруга Ивана IV Анастасия Романовна, с которой царь прожил в счастливом браке 13 лет, и которая благотворно повлияла на него, скончалась в том же году. В этот момент прекращаются реформы и происходит разрыв Ивана Грозного с «Избранной радой», члены которой подвергаются репрессиям. Уже к этому времени у Ивана Грозного сложилась своя личная концепция царской власти, ее природы и ограничений.
Она основывалась на:

  • Византийской имперской доктрине, согласно которой власть императора имеет божественное происхождение, а следовательно – безграничные функции;

  • Идее о преемственности власти киевских и московских князей и самодержавном характере этой власти;

  • Идее о преимуществе Московского государства в православном мире.



Этот постулат был отражен в ряде сочинений религиозного и публицистического характера, которые были распространены в конце XV – начале XVI века. Сформировавшаяся у Ивана Грозного концепция самодержавия была высказана им в переписке с князем Андреем Курбским после бегства последнего в Литву. Курбский направляет Ивану письмо, в котором пытается объяснить причины своего побега и обвиняет Ивана во лживом отношении к Москве, союзе с Антихристом, гонениями на бояр и в забвении своего долга и обязанностей перед подданными. При этом в ответном послании Иван Грозный излагает свое представление о самодержавной власти царя как свободной, не ограничений законом или обычаями и даже здравым смыслом. В этом случае царь сам себе является богом, и никто другой им не должен заниматься – ни попы, ни рабы. Всех своих подданных – рабов, крепостных, крестьян — он считал рабами и холопами. Эта идея абсолютной и всеобъемлющей власти самодержавца Ивана ІV была воплощена в опричнине.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВВЕДЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ



3 декабря 1564 году из Москвы внезапно выехали Иван VI и его семья. С собой они взяли утварь, иконы, Крестовские платья и всю свою казну. Царевич, побывав у Троицы и поселившись в Александровской слободе, примерно через месяц прислал вместе с гонцом две грамоты. Одна из них была адресована боярской думе и духовенству, а также служилым людям, в ней он повествовал что «клал свой государев гнев на все духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всем православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их». Он сообщал, что «от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети», он должен был «оставить свое государство». Еще в одном письме, к купцам и простым людям Иван V Грозный писал демагогически о том, чтобы они себе «никоторого сумления не держали, гневу на них и опалы никоторые нет». Эти письма произвели свой эффект, на что царь и рассчитывал. Высшее духовенство и бояре, приказные люди отправились в слободу к царю. Депутация из высшего духовенства бояр, приказных людей и архиепископ новгородский Пимен во главе шли плакаться о том, чтобы государь правил так, как ему угодно.



Царь согласился, но оговорив что ему было дано право карать и миловать по своему усмотрению. Во время возвращения Ивана из Москвы в феврале 1565 г. был собран государственный совет из бояр и высшего духовенства. На условиях, которые были предложены в совете, он принял решение о том, что власть должна быть возвращена. В целях защиты от нападения и для обеспечения безопасности Иван Грозный разделил все государство на две части: опричнину, выделяемую ему лично в особый удел, и землю.

Из наиболее экономически развитых районов России царь выделил самые богатые города, торговые центры на судоходных речных путях и включил их в опричнину. Эти земли были отведены под поместья дворян и служилых людей, которые вошли в особое опричное войско, а бывшие владельцы имений выселялись в земщину. В опричнине были свои, параллельные земским, местные органы управления: Приказы и думы. Земское правительство возглавлял И.М. Висковатый.

Наряды членов «царского войска» были одеты в монашескую черную одежду, а к седлам прицеплены собачьи головы и метлы, как знак преданности царю, готовности вымести любую измену в государстве и убить врагов царя. Это было карательное подразделение, сочетавшее в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. Чтобы содержать опричное войско Ивану Грозному было необходимо 100 тыс. рублей, что составляло огромную сумму по тем временам.

Царь приказал боярам вести и все дела земские делать в своем государстве, а также всю остальную землю, подвластную московскому государю, с ее воинством, судом и управой царь велел «в земских», и эта половина государства получила название Земщины.

Царь назначил для «земщины» особого «царя», «себе же раболепно смири», но скоро опять «воспринял» всю свою власть, «тако Божими людьми играя». Несмотря на это, перед иностранцами царь Иван стыдился своей опричнины и даже отрицал ее существование.

С точки зрения формы, опричнина была похожа на возвращение к временам феодальной раздробленности. Но она преследовала другую цель – уничтожить остатки феодального раздробления в России.

В основном, как правило, опричники выполняли функции личной охраны государя, а также участвовали в боевых действиях.

Во главе опричнины оказались родственники покойной царицы Анастасии В.М. Юрьев, А.Д. Басманов и брат второй жены царя Ивана (брак заключен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии Темрюковны князь М.Т. Черкасский. Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Г.П. Малюта Скуратов - Бельский , ведавший казнями и пытками.

ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ.



Переход к опричнине был вызван объективными противоречиями и личными побуждениями Ивана ІV.

Существующие противоречия внутри Московского государства:

  • Взаимоотношения монарха и боярской знати были нестабильными и неурегулированными;

  • В силу активной военной политики и необходимости в постоянном увеличении численности войска государству приходилось регулярно подчиняться интересам производителей (крестьян, ремесленников и торговцев).


Как позже скажет С.Ф. Платонов: «Оба противоречия в своем развитии во второй половине XVІ в. создавали государственный кризис».
У Ивана Грозного были и свои личные мотивы.

Личные мотивы царя Ивана ІV:

  • В 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к Старицкому удельному князю Владимиру Андреевичу, проявившихся во время его тяжелой болезни в 1553 г. Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру;

  • Во время Ливонской войны 1557-1583 гг. Иван Грозный столкнулся с боярской оппозицией курсу, проводившемуся царем во время Ливонской войны 1557-1603 гг. Не нашлось в этом вопросе поддержки и у избранной рады;

  • В 1560 г. Иван ІV остро переживал кончину любимой жены Анастасии Романовны. Тогда же произошел его окончательный разрыв с Сильверстом и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем направлены в ссылку. Вскоре начались преследования и казни бояр, заподозренных в измене;

  • Неплохой шквал эмоций вызвал у царя побег князя Андрея Курбского в Литву. После этого были более ужесточены гонения на бояр.


СОДЕРЖАНИЕ ОПРИЧНОЙ ПОЛИТИКИ.



По возвращении Ивана в феврале 1565 г. в Москву, он начинает искоренять крамолу с помощью опричного аппарата. Жестокие убийства людей, пытки и насильственное пострижение в монахи становятся обыденным явлением. Нередки были случаи, когда государь лично присутствовал на экзекуциях. Именно тогда начался процесс переселения. В целях подрыва экономической мощи своих противников и уничтожения их политической опоры в лице подвластных людей, Иван IV отбирает вотчины у бояр и переселяет владельцев в другие регионы. В этом случае им предоставляется земельный надел, но уже как поместье, а не вотчина. Вотчины, конфискованные у бояр, передаются в распоряжение опричникам. Таким образом, царь Иван Грозный пытался ввести единый порядок владения землями. Сроки переселения были очень сжатыми, поэтому они не превышали нескольких дней. Переселенцы должны были следовать к новым местам обитания без остановки, по пути следования никто не имел права предоставлять им приют.


В период опричного террора только за 1567 - 1570 гг. по далеко неполным данным было казнено около 3,3 тысячи человек, учитывая, что общая численность населения России была в районе 5 – 7 млн. человек. Новгородская область подверглась репрессиям не только в отношении отдельных лиц и семейных кланов, но и целых регионов. Хотя здесь и происходили жестокие погромы московских князей, новгородская земля не лишилась своих богатств. Она привлекала царей и его опричников. Здесь сохранились воспоминания о временах, когда Новгород был вольной столицей и поэтому царь стремился навсегда покончить с этим республиканским духом. Кроме того, Новгород традиционно был регионом политической поддержки князей Старицких. Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат Ивана IV и родственник царя, мог претендовать на российский престол, а потому в глазах царя он был политическим противником номер один, знаменем оппозиции. Чтобы избавиться от этой угрозы Иван сначала лишил князя его вотчины, а затем уничтожил самого князя и его семью. Мать Владимира Старицкого была княгиней Ефросиньей Старицкой. Получив донос, в котором новгородцев обвиняли в намерении отдаться под власть Речи Посполитой, Иван в самом конце 1569 г. с 15-тысячным войском предпринимает карательную экспедицию против Новгорода, разгромив по пути Тверь, Клин, Торжок, не щадя при этом никого, подвергая разграблению даже храмы. Во время погрома Твери Малютой Скуратовым, руководителем опричного террора, был задушен находившийся там в ссылке бывший митрополит Филипп (1507 - 1569) – боярин Федор Степанович Колычев, с 1548 г. игумен Соловецкого монастыря. В 1566 г. церковным собором поставлен на митрополичий престол, несмотря на отрицательное отношение к опричнине. Публично осуждал опричные казни и беззакония, за что был лишен сана и заточен сначала в Богоявленском монастыре, а затем в Тверском Отроч-Успенском монастыре, где и был убит. В 1652 г. канонизирован церковью. Когда Иван получил донос на новгородских жителей о намерении отдаться под власть Речи Посполитой, он в самом конце 1569 г. с 15-тысячным войском предпринял исправительную экспедицию против Новгорода и разгромил Тверь, Клин и Торжок по пути; при этом не щадя никого, подвергая разграблению даже храмы. Во время погрома Твери Малютой Скуратовым, руководителем опричного террора, был задушен находившийся там в ссылке бывший митрополит Филипп (1507 - 1569) – боярин Федор Степанович Колычев, с 1548 г. игумен Соловецкого монастыря. По решению церковного собора в 1566 году митрополичий престол был возведен на митрополичий престол, несмотря на отрицательное отношение к опричнине. Публично осуждал казни и беззакония, за что был лишен сана и заточен в Богоявленский монастырь, а затем в Тверский Отроч-Успенский монастырь, где и был убит. В 1652 г. канонизирован церковью.