Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 924
Скачиваний: 39
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Концепции развития электромобилей в России и в мире
1.1 Преимущества и недостатки электромобилей в сравнении с сегодняшними популярными двигателями
1.2 Двигатели внутреннего сгорания
2. Перспективы развития электромобилей в России
2.1 Технические проблемы с приобретением и внедрением электромобилей в России
2.2 Развитие электромобилей в России
2.3 Потенциальная целевая аудитория
3. Экономические обоснования на примере электромобиля MarussiaEL-21 Electriser
десятилетий назад это казалось невозможным, но инновационные технологии в области разработки аккумуляторов и силовых установок сделали электромобиль реальностью. Этот тип транспортных средств находит все большее число приверженцев. В США и ряде стран Европы уже сегодня существует разветвлённая сеть электрических «автозаправок», где автовладельцы могут быстро и сравнительно недорого зарядить свой электромобиль.
В России, несмотря на то, что такие автомобили имеют свою специфику налогообложения, выгодно отличающуюся для покупателя от налогообложения автомобилей с ДВС, спрос на электромобили незначителен. Частично это обусловлено консерватизмом мышления населения, есть и более весомые причины, носящие сугубо практический характер. В настоящий момент потенциальный владелец электромобиля – это обладатель собственного гаража с подведённым к нему электричеством. В столице таких не много, да и имеющиеся гаражи сносятся в массовом порядке, для провинции электромобили слишком дороги. Широкой сети станций для подзарядки в России нет, не будут же автовладельцы заряжать аккумулятор через удлинитель, брошенный из окна многоэтажного дома. «Зелёные» настроения в нашей стране не популярны, обеспеченные россияне предпочитают недешёвым электрокарам мощные автомобили с большим расходом топлива и значительным объёмом вредных веществ, выделяемых в атмосферу.
При потреблении электромобилями электроэнергии, владелец несет дополнительные существенные материальные затраты, ввиду постоянно повышающихся тарифов на электроэнергию. Выходом из данного положения могут быть солнечные батареи. Например, в корпорации Marussiaбудет выдаваться целых два двигателя на солнечных батареях при покупке. Производители по максимуму выжали минимальный размер двигателя, а его вес будет составлять не более 3,5 кг. Это окажется очень удобным для людей, которые живут в многоквартирных домах. Данная разработка пока находится в стадии доработки, так как срок её службы слишком мал, и проехать с одним таким двигателем из Москвы в Курск, например, невозможно – придётся останавливаться через каждые 70-80 км и выставлять двигатель на дороге для подзарядки, согласно источнику [3].
Развитию массового рынка электромобилей в России мешает несколько факторов:
Что касается инфраструктуры, то сейчас уже нельзя сказать, что ее нет. В Москве и других регионах России уже второй год ведутся работы по установке зарядных станций, всего по России уже насчитывается порядка 50 станций (из них 45 – в Москве).
Но вот темпы установки новых станций пока что не радуют: здесь мешают как бюрократические преграды на установку зарядной станции, так и отсутствие достаточного количества потребителей их услуг, т.е. электромобилей. Например, сейчас для установки зарядной станции в крупном мегаполисе необходимо пройти длительную процедуру согласований и заплатить приличные деньги за подключение к электросети. А из-за небольшого количества электромобилей, которые сейчас колесят дорогами России, энергетики не спешат развивать инфраструктуру для их зарядки.
Однако здесь спасает тот факт, что любой электромобиль можно зарядить от любой розетки, и не обязательно для этого пользоваться только зарядными станциями. Конечно, время зарядки от обычной бытовой розетки будет больше, чем от специальной мощной станции, но это реально помогает тем немногочисленным энтузиастам, которые уже сейчас ездят на электромобилях.
Также временную ситуацию с неразвитостью инфраструктуры могут спасти так называемые «подключаемые» гибриды или как их еще называют «электромобили с расширенным запасом хода». В этих электромобилях, кроме аккумуляторной батареи, есть также бензиновый или дизельный генератор, который включается, когда запас энергии в батарее иссяк. Сейчас такие автомобили имеют запас хода на одной зарядке около 60 км. Можно, например, всю неделю ездить на таком электромобиле на работу исключительно на электричестве, заряжать ночью у себя в гараже или на парковке, не потратив при этом ни копейки на бензин. А на выходной поехать загород, используя генератор.
По мере наращивания объёмов производства электромобили c каждым годом становятся все более доступными. Уже сейчас в США новый электромобиль можно приобрести примерно от 29 000 долларов, а в Европе – от 25 000 евро (и это без учета субсидий от государства). Цена на поддержанные электромобили почти сравнялась с ценой на обычные автомобили. В этом году ценовая конкуренция еще больше обостриться. По прогнозам экспертов к 2023 году новый электромобиль будет стоить дешевле автомобиля с ДВС аналогичного класса.
Также развитию рынка электромобилей не способствует пассивная позиция органов федеральной власти, которые ничего не делают для их популяризации, стимулирования спроса, обеспечения доступности. Правда, есть приятные исключения – например, администрация Ставропольского края, которая уже несколько лет продвигает идею внедрения электромобилей у себя в регионе. И в этом году будут представлены первые ощутимые результаты этой работы, согласно источнику [4].
Перспектива электромобиля стать массовым явлением в России наиболее актуальна и будет иметь развитие. Россия уже давно следует по тому же пути, что и весь мир, и здесь нет какой-нибудь исключительности. Мировой автопром уже прошёл «точку невозврата» в вопросе электромобилей, и теперь это только вопрос скорости развития технологий и времени, как быстро электромобили будут вытеснять традиционные автомобили. Все аргументы противников электромобилей в России при более детальном разборе оказываются несостоятельными или временными. Например, можно слышать, что электромобили не подходят для российского климата. Но опыт использования электромобилей в странах с похожим климатом (Канада, Швеция, Норвегия) показывает обратное.
Также нужно обратить внимание на то, что сейчас в крупных российских городах около 90% всех вредных выбросов – это выбросы от транспорта. И перевод городского транспорта на электричество ощутимо улучшит экологию в наших городах, уменьшит количество онкологических заболеваний и заболеваний дыхательной системы. А это уже вопрос здоровья людей и всей нации. Данная информация была взята из источника [5].
Стоимость бензина и дизельного топлива высока, кроме того, забота о сохранении окружающей среды – массовый тренд в экономически развитых странах. Эти причины обуславливают стремительный рост числа электромобилей за рубежом, их доля на рынке растёт с каждым годом. По некоторым оценкам, через 20 лет число электрокаров будет превышать число автомобилей с ДВС. В долгосрочной перспективе электричество и биотопливо вполне может полностью вытеснить с рынка бензиновые и дизельные двигатели. Безусловно, сначала это произойдёт в Европе, Японии и США, но со временем эта тенденция дойдёт и до нас. Тогда можно будет говорить и о производстве данного типа автомобилей в России. Массовые технологии становятся доступными для потребителей и, со временем, на русских дорогах будет так же ездить экологически чистый транспорт, сохраняя нефтяные запасы страны, которые, как известно, не только исчерпаемы, но и играют важную роль в экономике Российской Федерации. По этой причине можно будет ожидать государственного лоббирования покупки электромобилей и отклик экономически мотивированного населения, как указано в источнике [6].
Главным образом покупать электромобили или устанавливать электродвигатели на старые автомобили имеет смысл следующей категории покупателей:
Правительство многих стран настроено на то, чтобы все муниципальные учреждения (больницы, полицейские участки и т.д.) были оснащены вилками и розетками для зарядки автомобилей. В некотором смысле возможность зарядить автомобиль – станет экономическим показателем после добычи нефти и разработка бензина. Такие страны как Япония, США, Англия уже лидируют в данной статистике, и также производят целую развитую инфраструктуру для своего населения, чтобы при замене автомобиля с ДВС на электрическую модель можно было смело ездить по городу и на дальние дистанции.
Рисунок 2 – заправочная станция, Германия
Россия в данном аспекте отстаёт, что даёт большую возможность многим другим странам быстро развивать подобные структуры и опережать соперников. Примером может послужить Египет, Китай, Греция и т.д. Эти страны уже построили большое количество станций для зарядки и подготавливают население к смене своих автомобилей, согласно источнику [7].
В данной главе приведены расчёты, показывающие экономическую эффективность электромобиля MarussiaEL-21 Electriser по сравнению с ДВС. Расчёт будет приведён с учётом цены автомобиля для среднего класса и периодом обслуживания на 1 год для обеих моделей.
Цена автомобиля с двигателем внутреннего сгорания среднего класса примерно равен 600 тысяч рублей. Такие автомобили имеют объём масла под 1,6 литра. В течение года владелец автомобиля заменяет масло 4 раза. Примерная стоимость моторного масла равна 500 рублей за литр. Замена масла в период 1 год обойдётся в 3200 рублей. Замена воздушного фильтра происходит вместе с заменой масла, сам фильтр стоит 400 руб. за штуку. За период в 1 год затраты на замену фильтра составят 1600 рублей. Также меняется прокладки – покупается в комплекте, которого хватает на 12 замен. Стоимость 500 рублей. За год пробег автомобиля в крупном городе в среднем будет составлять около 30000 км. 10 литров бензина хватит на 100 км. Следовательно, для преодоления такого расстояния потребуется 3000 л бензина. Стоимость одного литра бензина (например, бензин марки АИ-92) составляет 47 рублей. Следовательно, за 1 год на бензин владелец израсходует порядка 141000 рублей. Итого на обслуживание автомобиля за 1 год будет потрачено148000 рублей.
Теперь будет рассмотрен электромобиль MarussiaEL-21 Electriser.
Его стоимость составляет 725000 рублей. Его двигатель рассчитан на 250 км без подзарядки. Для зарядки требуется около 26 кВт/час. Масло, фильтры, прокладки не заменяются, что уменьшает расходы. За день владелец проезжает около 30 км. Заряда ему хватит на 8 дней, после чего он произведёт зарядку. Двигатель заряжается в течение 7 часов. Следовательно, от одной зарядки будет потрачено 182 кВт. В месяц будет равняться 728 кВт. С учётом стоимости 1 кВт/час = 1,26 рублей, в месяц зарядка автомобиля будет составлять 918 рублей. На 30000 км зарядок будет около 120 по 182 кВт. Следовательно, владелец потратит 27600 рублей. Ниже приведена таблица cравнения автомобиля с ДВС с электромобилем Marussia EL-21 ElectRiser.
Таблица 1 – Сравнение автомобиля с ДВС с электромобилем Marussia EL-21 ElectRiser.
Таким образом, разница от использования электродвигателя составляет 120400 рублей на обслуживание. А разница в стоимости в сторону стоимость электромобиля, которая составляет 125000 рублей. Но её можно будет окупить за счёт экономии на обслуживании в течение 2 лет.
Автомобили компании Marussia на российском рынке не имеют известности, так как в России они продаются в единичных экземплярах, что затрудняет продажу. Учитывая тот факт, что на рынок автомобилей России компания Marussia собирается выходить именно с электромобилем, следует использовать следующие виды продвижения товаров (автомобилей):
Выставки автомобилей – такие мероприятия помогают обычным людям и дилерам продаж узнать получше все качества автомобилей, познакомиться с их характеристиками и решить для себя: "Стоит ли покупать/продавать данный продукт". Основой для выбора решений является инновационность, что отлично подходит для рассматриваемой компании. Для лучшего результата по данному виду продвижения можно получить на Российской выставке в Москве в Crocus Expo, где компании-производители представляют свои автомобили. Такие выставки помогают не только производителям, но и автосалонам. Также там будет объявлено, какой из дилерских центров займётся
В России, несмотря на то, что такие автомобили имеют свою специфику налогообложения, выгодно отличающуюся для покупателя от налогообложения автомобилей с ДВС, спрос на электромобили незначителен. Частично это обусловлено консерватизмом мышления населения, есть и более весомые причины, носящие сугубо практический характер. В настоящий момент потенциальный владелец электромобиля – это обладатель собственного гаража с подведённым к нему электричеством. В столице таких не много, да и имеющиеся гаражи сносятся в массовом порядке, для провинции электромобили слишком дороги. Широкой сети станций для подзарядки в России нет, не будут же автовладельцы заряжать аккумулятор через удлинитель, брошенный из окна многоэтажного дома. «Зелёные» настроения в нашей стране не популярны, обеспеченные россияне предпочитают недешёвым электрокарам мощные автомобили с большим расходом топлива и значительным объёмом вредных веществ, выделяемых в атмосферу.
При потреблении электромобилями электроэнергии, владелец несет дополнительные существенные материальные затраты, ввиду постоянно повышающихся тарифов на электроэнергию. Выходом из данного положения могут быть солнечные батареи. Например, в корпорации Marussiaбудет выдаваться целых два двигателя на солнечных батареях при покупке. Производители по максимуму выжали минимальный размер двигателя, а его вес будет составлять не более 3,5 кг. Это окажется очень удобным для людей, которые живут в многоквартирных домах. Данная разработка пока находится в стадии доработки, так как срок её службы слишком мал, и проехать с одним таким двигателем из Москвы в Курск, например, невозможно – придётся останавливаться через каждые 70-80 км и выставлять двигатель на дороге для подзарядки, согласно источнику [3].
2.2 Развитие электромобилей в России
Развитию массового рынка электромобилей в России мешает несколько факторов:
-
очень низкий (на сегодняшний день) уровень развития инфраструктуры для зарядки электромобилей; -
относительно высокая стоимость электромобилей по сравнению с традиционными автомобилями; -
российское общество и государство в массе своей пока не воспринимает электромобили как реальность, которую как-то можно применить в своей жизни.
Что касается инфраструктуры, то сейчас уже нельзя сказать, что ее нет. В Москве и других регионах России уже второй год ведутся работы по установке зарядных станций, всего по России уже насчитывается порядка 50 станций (из них 45 – в Москве).
Но вот темпы установки новых станций пока что не радуют: здесь мешают как бюрократические преграды на установку зарядной станции, так и отсутствие достаточного количества потребителей их услуг, т.е. электромобилей. Например, сейчас для установки зарядной станции в крупном мегаполисе необходимо пройти длительную процедуру согласований и заплатить приличные деньги за подключение к электросети. А из-за небольшого количества электромобилей, которые сейчас колесят дорогами России, энергетики не спешат развивать инфраструктуру для их зарядки.
Однако здесь спасает тот факт, что любой электромобиль можно зарядить от любой розетки, и не обязательно для этого пользоваться только зарядными станциями. Конечно, время зарядки от обычной бытовой розетки будет больше, чем от специальной мощной станции, но это реально помогает тем немногочисленным энтузиастам, которые уже сейчас ездят на электромобилях.
Также временную ситуацию с неразвитостью инфраструктуры могут спасти так называемые «подключаемые» гибриды или как их еще называют «электромобили с расширенным запасом хода». В этих электромобилях, кроме аккумуляторной батареи, есть также бензиновый или дизельный генератор, который включается, когда запас энергии в батарее иссяк. Сейчас такие автомобили имеют запас хода на одной зарядке около 60 км. Можно, например, всю неделю ездить на таком электромобиле на работу исключительно на электричестве, заряжать ночью у себя в гараже или на парковке, не потратив при этом ни копейки на бензин. А на выходной поехать загород, используя генератор.
По мере наращивания объёмов производства электромобили c каждым годом становятся все более доступными. Уже сейчас в США новый электромобиль можно приобрести примерно от 29 000 долларов, а в Европе – от 25 000 евро (и это без учета субсидий от государства). Цена на поддержанные электромобили почти сравнялась с ценой на обычные автомобили. В этом году ценовая конкуренция еще больше обостриться. По прогнозам экспертов к 2023 году новый электромобиль будет стоить дешевле автомобиля с ДВС аналогичного класса.
Также развитию рынка электромобилей не способствует пассивная позиция органов федеральной власти, которые ничего не делают для их популяризации, стимулирования спроса, обеспечения доступности. Правда, есть приятные исключения – например, администрация Ставропольского края, которая уже несколько лет продвигает идею внедрения электромобилей у себя в регионе. И в этом году будут представлены первые ощутимые результаты этой работы, согласно источнику [4].
Перспектива электромобиля стать массовым явлением в России наиболее актуальна и будет иметь развитие. Россия уже давно следует по тому же пути, что и весь мир, и здесь нет какой-нибудь исключительности. Мировой автопром уже прошёл «точку невозврата» в вопросе электромобилей, и теперь это только вопрос скорости развития технологий и времени, как быстро электромобили будут вытеснять традиционные автомобили. Все аргументы противников электромобилей в России при более детальном разборе оказываются несостоятельными или временными. Например, можно слышать, что электромобили не подходят для российского климата. Но опыт использования электромобилей в странах с похожим климатом (Канада, Швеция, Норвегия) показывает обратное.
Также нужно обратить внимание на то, что сейчас в крупных российских городах около 90% всех вредных выбросов – это выбросы от транспорта. И перевод городского транспорта на электричество ощутимо улучшит экологию в наших городах, уменьшит количество онкологических заболеваний и заболеваний дыхательной системы. А это уже вопрос здоровья людей и всей нации. Данная информация была взята из источника [5].
Стоимость бензина и дизельного топлива высока, кроме того, забота о сохранении окружающей среды – массовый тренд в экономически развитых странах. Эти причины обуславливают стремительный рост числа электромобилей за рубежом, их доля на рынке растёт с каждым годом. По некоторым оценкам, через 20 лет число электрокаров будет превышать число автомобилей с ДВС. В долгосрочной перспективе электричество и биотопливо вполне может полностью вытеснить с рынка бензиновые и дизельные двигатели. Безусловно, сначала это произойдёт в Европе, Японии и США, но со временем эта тенденция дойдёт и до нас. Тогда можно будет говорить и о производстве данного типа автомобилей в России. Массовые технологии становятся доступными для потребителей и, со временем, на русских дорогах будет так же ездить экологически чистый транспорт, сохраняя нефтяные запасы страны, которые, как известно, не только исчерпаемы, но и играют важную роль в экономике Российской Федерации. По этой причине можно будет ожидать государственного лоббирования покупки электромобилей и отклик экономически мотивированного населения, как указано в источнике [6].
2.3 Потенциальная целевая аудитория
Главным образом покупать электромобили или устанавливать электродвигатели на старые автомобили имеет смысл следующей категории покупателей:
-
люди, которые имеют частные дома; -
люди, которые имеют свой гараж; -
люди, которые живут вблизи электрозарядников (специальное оборудование для зарядки электромобилей) или могут установить их за свой счёт.
Правительство многих стран настроено на то, чтобы все муниципальные учреждения (больницы, полицейские участки и т.д.) были оснащены вилками и розетками для зарядки автомобилей. В некотором смысле возможность зарядить автомобиль – станет экономическим показателем после добычи нефти и разработка бензина. Такие страны как Япония, США, Англия уже лидируют в данной статистике, и также производят целую развитую инфраструктуру для своего населения, чтобы при замене автомобиля с ДВС на электрическую модель можно было смело ездить по городу и на дальние дистанции.
Рисунок 2 – заправочная станция, Германия
Россия в данном аспекте отстаёт, что даёт большую возможность многим другим странам быстро развивать подобные структуры и опережать соперников. Примером может послужить Египет, Китай, Греция и т.д. Эти страны уже построили большое количество станций для зарядки и подготавливают население к смене своих автомобилей, согласно источнику [7].
3. Экономические обоснования на примере электромобиля MarussiaEL-21 Electriser
В данной главе приведены расчёты, показывающие экономическую эффективность электромобиля MarussiaEL-21 Electriser по сравнению с ДВС. Расчёт будет приведён с учётом цены автомобиля для среднего класса и периодом обслуживания на 1 год для обеих моделей.
Цена автомобиля с двигателем внутреннего сгорания среднего класса примерно равен 600 тысяч рублей. Такие автомобили имеют объём масла под 1,6 литра. В течение года владелец автомобиля заменяет масло 4 раза. Примерная стоимость моторного масла равна 500 рублей за литр. Замена масла в период 1 год обойдётся в 3200 рублей. Замена воздушного фильтра происходит вместе с заменой масла, сам фильтр стоит 400 руб. за штуку. За период в 1 год затраты на замену фильтра составят 1600 рублей. Также меняется прокладки – покупается в комплекте, которого хватает на 12 замен. Стоимость 500 рублей. За год пробег автомобиля в крупном городе в среднем будет составлять около 30000 км. 10 литров бензина хватит на 100 км. Следовательно, для преодоления такого расстояния потребуется 3000 л бензина. Стоимость одного литра бензина (например, бензин марки АИ-92) составляет 47 рублей. Следовательно, за 1 год на бензин владелец израсходует порядка 141000 рублей. Итого на обслуживание автомобиля за 1 год будет потрачено148000 рублей.
Теперь будет рассмотрен электромобиль MarussiaEL-21 Electriser.
Его стоимость составляет 725000 рублей. Его двигатель рассчитан на 250 км без подзарядки. Для зарядки требуется около 26 кВт/час. Масло, фильтры, прокладки не заменяются, что уменьшает расходы. За день владелец проезжает около 30 км. Заряда ему хватит на 8 дней, после чего он произведёт зарядку. Двигатель заряжается в течение 7 часов. Следовательно, от одной зарядки будет потрачено 182 кВт. В месяц будет равняться 728 кВт. С учётом стоимости 1 кВт/час = 1,26 рублей, в месяц зарядка автомобиля будет составлять 918 рублей. На 30000 км зарядок будет около 120 по 182 кВт. Следовательно, владелец потратит 27600 рублей. Ниже приведена таблица cравнения автомобиля с ДВС с электромобилем Marussia EL-21 ElectRiser.
Таблица 1 – Сравнение автомобиля с ДВС с электромобилем Marussia EL-21 ElectRiser.
Цена расходов | Автомобиль с ДВС среднего класса | ЭлектромобильMarussia EL-21 Elect Riser |
За автомобиль | 600000 руб. | 725000 руб. |
На обслуживание двигателя на 30000 км | 148000 руб. | 27600 руб. |
Итого | 748000 руб. | 752519 руб. |
Таким образом, разница от использования электродвигателя составляет 120400 рублей на обслуживание. А разница в стоимости в сторону стоимость электромобиля, которая составляет 125000 рублей. Но её можно будет окупить за счёт экономии на обслуживании в течение 2 лет.
3.1 Способы продвижения на Российском рынке
Автомобили компании Marussia на российском рынке не имеют известности, так как в России они продаются в единичных экземплярах, что затрудняет продажу. Учитывая тот факт, что на рынок автомобилей России компания Marussia собирается выходить именно с электромобилем, следует использовать следующие виды продвижения товаров (автомобилей):
Выставки автомобилей – такие мероприятия помогают обычным людям и дилерам продаж узнать получше все качества автомобилей, познакомиться с их характеристиками и решить для себя: "Стоит ли покупать/продавать данный продукт". Основой для выбора решений является инновационность, что отлично подходит для рассматриваемой компании. Для лучшего результата по данному виду продвижения можно получить на Российской выставке в Москве в Crocus Expo, где компании-производители представляют свои автомобили. Такие выставки помогают не только производителям, но и автосалонам. Также там будет объявлено, какой из дилерских центров займётся