Файл: Пояснительная записка к модулю декоративноприкладное и народное искусство общая характеристика модуля декоративноприкладное и народное искусство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
МЕСТО МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Древние корни народного искусства
Народные художественные промыслы
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
Базовые логические и исследовательские действия:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;
знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных,
сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представите- лей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение
человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его
декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта; освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое
значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;
знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно- прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые
природными условиями и сложившийся историей;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;
рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства;
называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;
понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;
уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;
ориентироваться в
широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.;
овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве | ||||||||
1.1. | Декоративно-прикладное искусство и его виды | 1 | 0 | 1 | | Наблюдать и характеризовать присутствие предметов декора в предметном мире и жилой среде.; Сравнивать виды декоративно-прикладного искусства по материалу изготовления и практическому назначению.; Анализировать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей.; Самостоятельно формулировать определение декоративно-прикладного искусства; | Устный опрос; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
Раздел 2. Древние корни народного искусства | ||||||||
2.1. | Древние образы в народном искусстве | 1 | 0 | 1 | | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного народного (крестьянского) прикладного искусства.; Характеризовать традиционные образы в орнаментах деревянной резьбы, народной вышивки, росписи по дереву и др., видеть многообразное варьирование трактовок.; Выполнять зарисовки древних образов (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце и др.).; Осваивать навыки декоративного обобщения; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
2.2. | Убранство русской избы | 1 | 0 | 1 | | Изображать строение и декор избы в их конструктивном и смысловом единстве.; Сравнивать и характеризовать разнообразие в построении и образе избы в разных регионах страны.; Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
2.3. | Внутренний мир русской избы | 1 | 0 | 1 | | Называть и понимать назначение конструктивных и декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома.; Выполнить рисунок интерьера традиционного крестьянского дома; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
2.4. | Конструкция и декор предметов народного быта и труда | 1 | 0 | 1 | | Изобразить в рисунке форму и декор предметов крестьянского быта (ковши, прялки, посуда, предметы трудовой деятельности).; Характеризовать художественно-эстетические качества народного быта (красоту и мудрость в построении формы бытовых предметов); | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
2.5. | Народный праздничный костюм | 2 | 0 | 2 | | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.; Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.; Соотносить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.; Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз праздничного народного костюма; | Устный опрос; Практическая работа; | |
2.6. | Искусство народной вышивки | 1 | 0 | 1 | | Понимать условность языка орнамента, его символическое значение.; Объяснять связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой и магическими древними представлениями.; Определять тип орнамента в наблюдаемом узоре.; Иметь опыт создания орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию; | Устный опрос; творческая работа; | Российская | | |
электронная | ||||||||||
школа | ||||||||||
(resh.edu.ru) | | |||||||||
| ||||||||||
2.7. | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 1 | 0 | 1 | | Характеризовать праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.; Изобразить сюжетную композицию с изображением праздника или участвовать в создании коллективного панно на тему традиций народных праздников; | Устный опрос; | Российская | | |
электронная | ||||||||||
школа | ||||||||||
(resh.edu.ru) | | |||||||||
| ||||||||||
Раздел 3. Народные художественные промыслы | ||||||||||
3.1. | Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России | 1 | 0 | 1 | | Наблюдать и анализировать изделия различных народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления.; Характеризовать связь изделий мастеров промыслов с традиционными ремёслами.; Объяснять роль народных художественных промыслов в современной жизни; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская | | |
электронная | ||||||||||
школа | ||||||||||
(resh.edu.ru) | | |||||||||
| ||||||||||
3.2. | Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов | 2 | 0 | 2 | | Рассуждать о происхождении древних традиционных образов, сохранённых в игрушках современных народных промыслов.; Различать и характеризовать особенности игрушек нескольких широко известных промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской и др.; Создавать эскизы игрушки по мотивам избранного промысла; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская | | |
электронная | ||||||||||
школа | ||||||||||
(resh.edu.ru) | | |||||||||
| ||||||||||
3.3. | Праздничная хохлома. Роспись по дереву | 2 | 0 | 2 | | Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений хохломского промысла.; Объяснять назначение изделий хохломского промысла.; Иметь опыт в освоении нескольких приёмов хохломской орнаментальной росписи («травка», «кудрина» и др.).; Создавать эскизы изделия по мотивам промысла; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская | | |
электронная | ||||||||||
школа | ||||||||||
(resh.edu.ru) | | |||||||||
| ||||||||||
3.4. | Искусство Гжели. Керамика | 2 | 0 | 2 | | Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений гжели.; Объяснять и показывать на примерах единство скульптурной формы и кобальтового декора.; Иметь опыт использования приёмов кистевого мазка.; Создавать эскиз изделия по мотивам промысла.; Изображение и конструирование посудной формы и её роспись в гжельской традиции; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская | | |
электронная | ||||||||||
школа | ||||||||||
(resh.edu.ru) | | |||||||||
| ||||||||||
3.5. | Городецкая роспись по дереву | 2 | 0 | 2 | | Наблюдать и эстетически характеризовать красочную городецкую роспись.; Иметь опыт декоративно-символического изображения персонажей городецкой росписи.; Выполнить эскиз изделия по мотивам промысла; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская | | |
электронная | ||||||||||
школа | ||||||||||
(resh.edu.ru) | | |||||||||
| ||||||||||
3.6. | Жостово. Роспись по металлу | 1 | 0 | 1 | | Наблюдать разнообразие форм подносов и композиционного решения их росписи.; Иметь опыт традиционных для Жостова приёмов кистевых мазков в живописи цветочных букетов.; Иметь представление о приёмах освещенности и объёмности в жостовской росписи; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская | | |
электронная | ||||||||||
школа | ||||||||||
(resh.edu.ru) | | |||||||||
|