Файл: Пояснительная записка к модулю декоративноприкладное и народное искусство общая характеристика модуля декоративноприкладное и народное искусство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

МЕСТО МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве

Древние корни народного искусства

Убранство русской избы

Народный праздничный костюм

Народные художественные промыслы

Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов

Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека

Гражданское воспитание

Трудовое воспитание

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Базовые логические и исследовательские действия:

Работа с информацией:

Самоорганизация:

Самоконтроль:

Эмоциональный интеллект:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

искусства;

уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды;

распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;

распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;

знать специфику образного языка декоративного искусства его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;

различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;

владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных,

сетчатых, центрических;

знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;

овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представите- лей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;

знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение
человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;

уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);

знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его

декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;

иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта; освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое

значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;

осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;

знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;

иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно- прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые

природными условиями и сложившийся историей;

объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;

рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства;

называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;

характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;

уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.;

различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;

объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;

иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;

уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;

характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;

понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;

уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;

ориентироваться в
широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.;

овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве

1.1.

Декоративно-прикладное искусство и его виды

1

0

1




Наблюдать и характеризовать присутствие предметов декора в предметном мире и жилой среде.;

Сравнивать виды декоративно-прикладного искусства по материалу

изготовления и практическому назначению.;

Анализировать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей.;

Самостоятельно формулировать определение декоративно-прикладного искусства;

Устный опрос;

Российская электронная школа (resh.edu.ru)

Раздел 2. Древние корни народного искусства

2.1.

Древние образы в народном искусстве

1

0

1




Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного народного (крестьянского) прикладного искусства.; Характеризовать традиционные образы в орнаментах деревянной резьбы, народной вышивки, росписи по дереву и др., видеть многообразное варьирование трактовок.;

Выполнять зарисовки древних образов (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце и др.).;

Осваивать навыки декоративного обобщения;

Устный опрос; Практическая работа;

Российская электронная школа (resh.edu.ru)

2.2.

Убранство русской избы

1

0

1




Изображать строение и декор избы в их конструктивном и смысловом единстве.;

Сравнивать и характеризовать разнообразие в построении и образе избы в разных регионах страны.;

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов;

Устный опрос; Практическая работа;

Российская электронная школа (resh.edu.ru)

2.3.

Внутренний мир русской избы

1

0

1




Называть и понимать назначение конструктивных и декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома.; Выполнить рисунок интерьера традиционного крестьянского дома;

Устный опрос; Практическая работа;

Российская электронная школа (resh.edu.ru)

2.4.

Конструкция и декор предметов народного быта и труда

1

0

1




Изобразить в рисунке форму и декор предметов крестьянского быта (ковши, прялки, посуда, предметы трудовой деятельности).;

Характеризовать художественно-эстетические качества народного быта (красоту и мудрость в построении формы бытовых предметов);

Устный опрос; Практическая работа;

Российская электронная школа (resh.edu.ru)

2.5.

Народный праздничный костюм

2

0

2




Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.;

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.;

Соотносить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.;

Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз праздничного народного костюма;

Устный опрос; Практическая работа;





2.6.

Искусство народной вышивки

1

0

1




Понимать условность языка орнамента, его символическое значение.; Объяснять связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой и магическими древними представлениями.;

Определять тип орнамента в наблюдаемом узоре.;

Иметь опыт создания орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию;

Устный опрос; творческая работа;

Российская







электронная

школа

(resh.edu.ru)







2.7.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

0

1




Характеризовать праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.;

Изобразить сюжетную композицию с изображением праздника или участвовать в создании коллективного панно на тему традиций народных праздников;

Устный опрос;

Российская







электронная

школа

(resh.edu.ru)







Раздел 3. Народные художественные промыслы

3.1.

Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России

1

0

1




Наблюдать и анализировать изделия различных народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления.;

Характеризовать связь изделий мастеров промыслов с традиционными ремёслами.;

Объяснять роль народных художественных промыслов в современной жизни;

Устный опрос; Практическая работа;

Российская







электронная

школа

(resh.edu.ru)







3.2.

Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов

2

0

2




Рассуждать о происхождении древних традиционных образов, сохранённых в игрушках современных народных промыслов.;

Различать и характеризовать особенности игрушек нескольких широко известных промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской и др.; Создавать эскизы игрушки по мотивам избранного промысла;

Устный опрос; Практическая работа;

Российская







электронная

школа

(resh.edu.ru)







3.3.

Праздничная хохлома. Роспись по дереву

2

0

2




Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений хохломского промысла.;

Объяснять назначение изделий хохломского промысла.;

Иметь опыт в освоении нескольких приёмов хохломской орнаментальной росписи («травка», «кудрина» и др.).;

Создавать эскизы изделия по мотивам промысла;

Устный опрос; Практическая работа;

Российская







электронная

школа

(resh.edu.ru)







3.4.

Искусство Гжели. Керамика

2

0

2




Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений гжели.;

Объяснять и показывать на примерах единство скульптурной формы и

кобальтового декора.;

Иметь опыт использования приёмов кистевого мазка.; Создавать эскиз изделия по мотивам промысла.;

Изображение и конструирование посудной формы и её роспись в гжельской традиции;

Устный опрос; Практическая работа;

Российская







электронная

школа

(resh.edu.ru)







3.5.

Городецкая роспись по дереву

2

0

2




Наблюдать и эстетически характеризовать красочную городецкую роспись.; Иметь опыт декоративно-символического изображения персонажей городецкой росписи.;

Выполнить эскиз изделия по мотивам промысла;

Устный опрос; Практическая работа;

Российская







электронная

школа

(resh.edu.ru)







3.6.

Жостово. Роспись по металлу

1

0

1




Наблюдать разнообразие форм подносов и композиционного решения их росписи.;

Иметь опыт традиционных для Жостова приёмов кистевых мазков в живописи цветочных букетов.;

Иметь представление о приёмах освещенности и объёмности в жостовской росписи;

Устный опрос; Практическая работа;

Российская







электронная

школа

(resh.edu.ru)