Файл: Проблемный эксперимент на уроках физики Учитель физики мбоу Тарасковская сош.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблемный эксперимент на уроках физики
Учитель физики
МБОУ «Тарасковская СОШ»
Мерзликина В.В.
РМО учителей физики г.о. Кашира
Проблема – задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на научное решенье; задача, для отысканья неизвестного по данному
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Проблемная ситуация
Проблема
Познавательная деятельность, связанная с решением проблемы
Система знаний
- Проблемная ситуация – это объективное противоречие, принявшее форму, наиболее отвечающую задачам обучения
- Проблемные ситуации должны отвечать определенным требованиям:
Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы уже первоначальный анализ ее вызвал у учащихся одновременно и чувство затруднения, и чувство предстоящего успеха, т.е. чтобы возникало не только противоречие, но и потенциальная возможность снятия его.
Проблемная ситуация должна содержать в себе элемент нового, интересного для учащихся; это способствует включению школьника в активный познавательный поиск.
При создании проблемных ситуаций иногда необходимо учитывать разные виды мотивов обучения. В школьных условиях проблемная ситуация специально организуется учителем, но от этого ее объективность не исчезает
- Типы проблемных ситуаций: 1. Проблемные ситуации возникают в тех случаях, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся с теми требованиями, которые предъявляются к ним при решении новых учебных задач. Это несоответствие может возникнуть:
а) между усвоенными учащимися знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения задач;
б) между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня;
в) между научными знаниями и житейскими, практическими.
2. Возможность создания проблемных ситуаций возникает также тогда, когда учащийся сталкивается с новыми практическими условиями использования имеющихся знаний.
Проблемный опыт – это такой физический эксперимент, который обнаруживает несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и теми требованиями, которые выдвигаются при решении новых учебных задач.
- Содержание проблемных опытов должно быть таким, чтобы в самом эксперименте не было подсказывающих моментов; содержание опыта должно быть построено на явлениях и закономерностях, изученных учащимися ранее; возникшая на его основе проблемная ситуация должна создавать не только противоречие, но и потенциальную возможность снятия его.
2. Проблемные опыты чаще всего ставятся в начале изучения нового раздела или отдельного вопроса темы. В этом случае опыты концентрируют внимание учащихся класса к предстоящему объяснению нового материала, вызывают интерес к изложению, заставляют школьников обдумывать наблюдаемое явление, поддерживают активное восприятие учебного материала в течение всей темы и служат отправным моментом в процессе учебного познания. Формулировка проблемы начинается со слов «почему».
3. Демонстрации проблемного опыта должен предшествовать другой опыт, легко объясняемый учащимися на основании имеющихся у них знаний. Затем показывают проблемный опыт, который вызывает у школьников недоумение и даже удивление, так как наблюдаемое явление не согласуется со сложившимися у них представлениями. Поэтому проблемный опыт является постоянным возбудителем любознательности.
- При постановке проблемного опыта надо придерживаться определенных требований:
- Применение проблемных опытов в преподавании физики будет успешным, если:
- Учитель правильно подберет вид опыта
- В литературе можно встретить эвристические опыты, опыты-задачи, но они не отвечают требованиям проблемного опыта
Учитель «сживется» с содержанием этих опытов, методикой их использования
Формулирование проблемы при постановке проблемного опыта будет неторопливым и выразительным
Пример проблемного опыта из курса физики 11 класса
Опыт «Магнитное поле тока»
- Проблема. Два разомкнутых заряженных металлических проводника (две станиолевые ленты), соединенные с полюсами источника тока, заметным образом не взаимодействуют друг с другом. Почему те же проводники, но с движущимися в них зарядом притягиваются или отталкиваются?
- Цель. Показать, что одно из важнейших свойств движущихся зарядов проявляется по взаимодействии проводников, по которым проходит электрический ток.
- Оборудование. Две станиолевые ленты длинной 1м, шириной 2-3 см, блок питания, амперметр до 5А, ключ, соединительные провода.
- Две станиолевые гильзы подвешиваем на шелковых нитях и заряжаем их сначала разноименно, а затем одноименно. Вопрос: какой вывод можно сделать из этого опыта? Ученики без затруднений отвечают на поставленный вопрос (между неподвижными зарядами действуют силы, определяемые законом Кулона).
1 Опыт
- Этот опыт является переходным к проблемному. Две станиолевые ленты подвешиваем на штативах так, что верхние их концы укрепляются неподвижно, а нижние могут перемещаться, сближаться или отталкиваться. К верхним концам подводим концы соединительных проводов от источника тока. Нижние концы лент не замкнуты. Механическое перемещение лент в результате электростатического взаимодействия незначительно, что оно трудно уловимо для глаза.
2 Опыт
- Замыкаем ленты внизу перемычкой. При прохождении тока по проводнику (наличие тока в цепи указывает амперметр) наблюдаем за поведением проводников. С участием учеников формулируем проблему: почему проводники с движущимися в них зарядами притягиваются или отталкиваются? Можно ли объяснить наблюдаемое явление результатом взаимодействия электрических зарядов проводников?
3 Опыт
Заключение
- Проблемные опыты в учебном процессе не имеют самостоятельного значения в обучении школьников, но могут создавать благоприятные условия для усвоения материала
- Учителю необходимо четко представлять, в каком месте темы следует поставить тот или иной проблемный опыт, определить его роль в конкретном уроке
- Учителю необходимо заранее продумать возможную форму организации мыслительной деятельности учащихся на этом уроке