Файл: Уголовное право и процесс по Соборному уложению 1649 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Должностные преступления.
В эпоху кормления не было такой необходимости для образования понятия об этих преступлениях; «обида», причиняемая наместниками, могла возбудить лишь частный иск первых против последних. Однако преступления этого рода проникают в законодательство уже в эпоху судебников. Среди них на первом месте стояло лихоимство, то есть взяточничество или ростовщичество.
Лихоимцы из Думских людей, заседавшие в Боярской думе, к «думским чинам» принадлежали бояре, окольные и думные дворяне подвергались лишению чести и денежной пени; лихоимец не из думных людей, наказывались кнутом, согласно гл. X ст. 5: «А будет который боярин или окольничий, или думной человек, или иной какой судья, истца или ответчика по посулом, или по дружбе, или по недружбе правого обвинит, а виновного оправит, а сыщется про то допряма, и на тех судьях, взятиисцов иск втрое, и отдатиисцу, да и пошлины и пересуд и правой десяток взяти на государя на них же. Да за ту же вину у боярина, и у окольничего у думного человека отняти честь. А будет, который судья такую неправду учинит не из думских людей, и тем учинити торговая казнь, и въпредь у дела не быти.».
Соборное Уложение также дополняет группу этих преступлений статьями о волоките, нарушении порядка судопроизводства. Закон относил к должностных преступлениям и подлоги по службе – фальсификация документов и сведений.
Посул - плата судье или правителю oт заинтересованных лиц - был сначала дозволен. Нормирование размеров посулoв превращало излишки в предмет лихоимства, и посул превращался вo взятку. Запрет взимания тайных пoсулoвсoдержался в Пскoвскoйсуднoйграмoте. Судебник 1550 гoда связывал с пoлучениемпoсула вынесение не правoсудного решения судoм, за чтoпредусматривалoсьугoлoвное наказание. Нарушителя пoдвергалителеснoмунаказанию, навязывая ему при этoм на шею кошелек или соленую рыбу, тo есть ту вещь, котoрая является взяткoй. Пoдoбным же образoм это рассматривает и Улoжение в гл. X. ст. 5-8.
В Уложении впервые начинается систематизации воинских преступлений, вводится понятие «дезертирство». К воинским преступлениям по Соборному уложению относятся: измена военнослужащего, побег с поля боя, мародерство, побег из части. Особыми субъектами здесь выступали лица, ответственные за проведение мобилизации, называемые сборщиками и «окладчиками». Тяжесть наказаний увеличивалась в обстановке военных действий.
Преступления против личности.
Преступления против личности включали большую группу составов, среди которых были убийство, нанесение телесных повреждений, побои и оскорбления. Личное право холопов и крестьян, прикрепленных признано самостоятельным объектом преступления, некоторые ограничения равенства уголовной защиты, отмеченные в первом периоде, теперь исчезают: сам господин не может убить своего холопа даже в том случае, если холоп попадется в разбое10. Убийство чужих крестьян наказывается независимо от частного вознаграждения11.
По сравнению с предыдущим законодательством, в Соборном уложении представлена система квалифицирующих убийство признаков. В эту систему были включены убийство женой мужа, убийство родителей, сестёр и незаконнорожденных детей. Последнее каралось смертной казнью. В этих видах преступлений соучастники наказывались наравне с прямыми виновниками. К квалифицированным видам убийства по Соборному уложении, относилось отравление. Наиболее тяжкими считались убийство женой мужа и слугой своего господина.
Закон требовал тщательного выяснения, было ли убийство совершенно случайно или умышленно. В первом случае, конечно же, следовала смертная казнь, во втором – более мягкое наказание. При случайном убийстве наказание не наступало. Угроза убийством влекла внесение многотысячного залога, в целях предотвратить её реализацию.
В Соборном уложении сохранился принцип всесословной защиты жизни личности. Жизнь человека принадлежит богу, и никто не в праве решать его судьбу.
Имущественные преступления.
Соборное уложение в области имущественных преступлений особенно выделяло татьбу, разбой и грабеж.
Татьба – тайное похищение имущества, то есть кража. Татьба была простая и квалифицированная: церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государственном дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка. До уложения царя Алексея Михайловича татьба была единственным термином для обозначения тайного похищения движимости и насильственного её отнятия, не переходящего в разбой. Соборное Уложение 1649 года вводит также выражение «украдёт», «крадёт», но эти последние слова оно знает, как описательные, как определения, татьба же по-прежнему остается единственным термином. За первую татьбу виновный наказывался кнутом и лишался левого уха, отправлялся в тюрьму на два года и в ссылку на Украину; во второй раз он наказывался кнутом, лишался правого уха, сажался в тюрьму на четыре года и потом ссылался на Украину; третья татьба всегда наказывалась смертью. Мошенничество считалось наравне с первой татьбой и также наказывалось: "Да и мошенником чинить тот же указ, что указано чинить татем за первую татьбу."
12
Разбой – грабеж, связанный с посягательством на жизнь и здоровье потерпевшего. К признакам разбоя относились: открытость нападения, организованный характер (шайка). При определении разбоя, Соборное уложение уже не пользовалось понятием «лихой человек», разработанным Судебниками, и ввело новое – рецидив. На практике, разбой часто совмещался с отягчающими обстоятельствами – убийством или поджогом.
Глава 3. Система наказаний по Соборному уложению 1649 года
Признаки системы наказаний
В Соборном уложении часто встречаются смертные казни, изувечья и телесные наказания, что говорит о весьма жестокой системе наказаний. В московском праве отсутствует общая схема наказаний. Хотя в более древних памятниках русского законодательства встречаются личные и имущественные преступления, то есть присутствует некоторое разделение. В дальнейшем совершенствовании уголовного права личные наказания выступают на первом плане, а имущественные отходят на задний.
Признаки системы наказаний:
-
Индивидуализация наказания. Семья преступника не несла ответственность за преступление одного из членов. Но, архаическая система наказаний проявляется в сохранении института ответственности третьих лиц, например, помещик, убивший чужого крестьянина, должен был передать потерпевшему своего. Процедура «правежа», поручительство было схоже с ответственностью поручителя за действия правонарушителя, за которого он поручался. -
Сословный характер наказания. За одни и те же преступления, представители разных сословий несли разную ответственность. Боярин, например, наказывался лишением чести, а крестьянин – кнутом13. -
Присутствие неопределенности в установке наказания. Этот признак был связан с устрашением, являвшимся целью наказания. Формулировки «как государь укажет» или «наказать жестоко» не означали точный вид наказания. Но, если даже вид наказания был указан, то способ наказания и его срок был туманен – «наказать смертью» или «бросить в тюрьму до государева укай». Множество наказаний дополняли принцип неопределенности – за одно преступление могло быть назначено несколько видов ответственности – и битье кнутом, и ссылка, и урезание языка, и конфискация имущества. Это создавало на преступника большое психологическое давление. Открытые казни имели социально-психологические назначения.
Виды преступлений
Личные наказания
. Московская эпоха знала о всех разрядах: направленные против чести, здоровья, жизни и свободы.
-
На смену изгнанию приходит новое понятие – ссылка. На практике, довольно часто отбывших тюремный срок отправляли в пограничные города, крепости, остроги и боярские имения. Это наказание применяется за кражу, разбой, корчемство, употребление табака, ябедничество. Во второй половине 17 века ссылка является наиболее часто применяемой. В Соборном уложении говорится также об «опале», которая применялась к элите общества. -
Бесчестящие наказания впервые появились в российском законодательстве. Начинались с выговора в присутствии понятых, заканчивались выдачей головой. Отнятие чести – лишение званий или понижение в чине – применялось, например, к боярам. Их переводили в дворян. Наказание регистрировалось в Разрядной книге. Судебник 1550 года определили вид наказания, как отрешение от должности навсегда, Соборное уложение значительно расширило сферу применения этого наказания. Теперь оно применялось не только к судьям, но и к поместникам и волостителям. -
Тюремное заключение с издания Судебника 1550 года стало самостоятельным наказанием. В уложении оно упоминается 40 раз, как мера предварительная и основная. Срок колебался от 3 дней до года. Тюрьмы были земляными, деревянными, каменными, монастырскими и опальными. Во всех видах осуществлялись охрана заключенных, тюремные работы. В политических тюрьмах запрещались любые контакты с заключенными. Они кормились за счет родственников, или от подаяния, получаемого во время прохождения под стражей по городу, в таком случае оно делилось между всеми заключенными. -
Членовредительские наказания. Они делились на полицейское – установка метки, как улики злодеяния, и карательное. К полицейским относились урезание уха(за татьбу, мошенничество), клеймение за разбой. Карательные были уменьшенной формой смертной казни, они применяются к тем преступлениям, за которыми следует смертная казнь, но при смягчающих вину обстоятельствах. Этот вид наказания основан на принципах талиона. -
Под влиянием татарщины развитие получили болезненные наказания. Их виды: наказание прутьями толщиной в палец, кнут и батог. Существовало торговое наказание – публичное избиение кнутом. Она дифференцировалась на простую и нещадную, производилась у приказа или на торгах при многих свидетелях. Торговой казни и телесному наказанию подвергались все слои населения. Битье кнутом могло длиться до трех дней, число ударов оставалось на усмотрение судьи. Этот вид наказания сохранился до середины девятнадцатого века. Чаще всего на практике наносили 40-50 ударов, обычно это влекло за собой смерть. Иногда в приговоре прямо предписывалось: «забить до смерти». Битье батогом также бывало «простым» или «нещадным». Это наказание служило как средство принуждения к исполнению судебного решения по имущественным искам, носило название «правеж». Длительность «правежа» зависела от суммы долга, обычно за 100 рублей на правеже стояли месяц. На правеж ставился ответчик, либо его поручитель, либо крестьяне и холоп, зависимые от ответчика. Болезненные наказания явились первоначально, как альтернатива продажи, в случае несостоятельности, и уже потом получили самостоятельное значение. В сочетании с ними применяются тюрьма, ссылка и изгнание. -
Смертная казнь.По ПсковскойСудной грамоте смертная казнь, без указания вида, назначалась за пять составов преступлений, по судебникам - в двенадцати случаях, по Уложению – в тридцати шести, но за счет расширения «жестоких и нещадных» наказаний – фактически в шестидесяти случаях. Она полагается за: совращение в другую веру, богохульство, политические преступления, фальсификацию актов, фальшивомонетчество, умышленное и неумышленное убийство, ели оно произошло на государевом дворе или в присутствии суда, поджог или изнасилование. Также усложнились формы казни, которые практиковались, но не все были определены законом. Наиболее распространенными видами смертной казни были повешение и отсечение головы. В документах пятнадцатого века упоминается утопление в реке. К квалифицированным видам смертной казни относились: четвертование, сожжение в срубе, железной клетке или открытом костре, копчение на медленном огне. Сожжение было законодательно закреплено Соборнм уложением и действовало до конца восемнадцатого века, в частности по делам поджигателей и по религиозным делам. Законодательно сожжение было закреплено Соборным Уложением и практиковалось до конца восемнадцатого века, по делам религиозным и к поджигателям. Употреблялись также другие формы. Простая – расстрел и отравление. Квалифицированная – колесование, рассечение на части, посажение на кол, распятие на кресте и перетирание тонкими веревками. Уже в первой половине шестнадцатого века в приговорах судов упоминается о таком виде казни, как залитие горла расплавленным металлом Такое наказание применялось к фальшивомонетчикам. Женщин-мужеубийц закапывали живыми по горло в землю, смерть наступала через два-три дня. «Лихие люди» казнились независимо от состава совершенного преступления. Приговоренный к смерти преступник сажался в особую избу на шесть недель для покаяния и потом подвергался казни, гл. XXI ст. 34. "А которые тати и разбойники доведутся казнити смертью, и их для покаяния посадити в тюрьме и в и(ы)збу на шесть недель, и как им отойдут урочные дни, и таких татей и разбойников казнити"). Приговоренный к смерти не имел права доноса; ему ни в чем не верили (гл. XXI ст.93. "А на которых людей языки учнут говорить с первые и з другие пытки, а с третьие пытки тех языков доведется казнить, и те языки, идучи к казни, учнут с тех людей на кого они говорили, зговаривать, и тому их зговору не верить"). Беременная женщина не наказывалась и содержалась под стражей в тюрьме до рождения ребенка (гл. XXII ст.15 "А которая жонка приговорена, будет к смертной казни, а в те поры она будет беременна, и тоя жонки, покаместа она родит, смертно не казнити, а казнитиеявте поры, как она родит, а до тех мест держатиея в тюрьме, или за крепкими приставы, чтобы она не ушла"14. Исполнители казни выбирались из свободных людей, их содержало правительство15. А Тюрьмыстроились и содержались на общественные деньги.
Имущественные наказания.
-
Штрафом наказывались лица, посягавшие на честь, здоровье и имущество частных лиц. Они применялись еще во времена Русской Правды. Там они были мерой за ущерб – компенсационной, с четырнадцатого века штрафы стали средством искупления вины. Из имущества преступника (разбойника, татя и соучастников) возмещались убытки потерпевшего. Характерно, что сумма иска определялась самими разбойниками на пытке; как минимум она составляла четверть предъявленного. Размер платы за бесчестье делился на простой, двойной и тройной, к этому добавлялась шкала сложных штрафных санкций за виды телесного повреждения. -
Пеня, в Соборном уложении 1649 года становится самостоятельным наказанием по продажи и применяется к преступлениям против порядка государственного управления. Прежде, понятию «пеня» соответствовала понятию «продажа». Одинаковое значение с пенею имеет денежный штраф – заповедь - за проступки против полиции16. Существовал и другой вид заповеди – денежное наказание за общие преступления(добавочное). -
Наиболее тяжелым имущественным наказанием является «конфискация», в Русской правде называемое «разграбление». С четырнадцатого века мера применяется к имущества «отъехавших» от князя бояр, в шестнадцатом веке это называлось «великим разорением». Конфискацию в качестве дополнительного наказания для «лихого человека», то есть за рецидив, и за злоупотребление по должности ввели Судебники. В Соборном уложении регламентирован порядок конфискации. Ей подвергалось движимое, недвижимое имущество, также имущество жены политического преступника и его взрослого сына. Всё конфискованное отправлялось в государственную казну. Раньше, по Судебникам, часть конфискованного имущества передавалась судьям. По Соборному уложению конфискация предусматривалась для преступников-разбойников, при их укрывательстве, дезертирстве со службы и нарушении правил продажи табака.
Глава 4. Розыскной(инквизиционный) процесс
Розыскная форма становится преобладающей формой судебного процесса по Соборному уложению 1649 года. Но, конечно же, вторая форма – суд, состязательный процесс, – остается. Как правило, суд проходил устно, гласно, истец и ответчик стояли перед лицом суда. Формат суда использовалась в решении гражданско-правовых споров, не касающихся государства, и по менее важным уголовным делам.
По мере формирования абсолютизма в государстве, розыскной процесс вытесняет состязательный. По Соборному праву, он используется в делах о спорах о праве собственности на крепостных крестьян, землю.