ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство общего и профессионального образования РФ
Хакасский политехнический колледж
Заочное отделение
Контрольная работа № 1 по экономике
Тема: задание № 17. (Вопрос 55. Инфляция: Сущность, формы, причины, последствия. Вопрос 56. Финансовые системы. Вопрос 57. Социально-экономическая сущность налогов. Кривая Лаффера. Вопрос 58. Доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства)
Выполнила: студентка 3 курса,
группы 3103
Глазунова Е. Н.
Проверила:
Абакан, 2001 г.
Оглавление
-
Вопрос 55. Инфляция: сущность, формы,
причины, последствия……………………………………с.3
-
Вопрос 56. Финансовые системы:
Экономическая природа, функции
структура. Государственный бюджет
и государственный долг …………………………………с. 6
-
Вопрос 57. Социально-экономическая
сущность налогов. Принципы и формы
налогообложения. Кривая Лаффера……………………с. 8
-
Вопрос 58. Доходы населения и их
перераспределение. Социальная политика
государства ……………………………………………….. с. 9
-
Тесты и ситуации………………………………………… с. 10
Список литературы ………………………………………… с. 22
1. Вопрос 55. Инфляция: сущность, формы, причины, последствия.
Покупательная способность денег находится в обратном отношении к уровню цен на товары и услуги. Снижение покупательной способности денег из-за роста цен называется «инфляцией» (повышение покупательной способности денег из-за снижения цен на товары называется «дефляцией»).
Для понимания сущности инфляции важно учитывать три момента: а)инфляция – это макроэкономический процесс; б) под инфляцией имеют в виду рост цен, который снижает покупательную способность денег, обесценивает деньги; в) инфляция выражается в увеличении количества денег, необходимых для обращения товаров и накопления, а дефляция – в их уменьшении.1
Инфляция есть результат соотношения объемов прироста товарной и денежной массы, т. е.:
У ровень = прирост количества денег (в %)
инфляции прирост количества товаров (в %)
Из формулы видно, что инфляция порождается или уменьшением количества товаров, или увеличением количества денег.
В зависимости от темпов роста цен инфляцию можно подразделить на: а)умеренную (ползучую), когда темп роста цен не превышает 5-10% в год; б)галопирующую, при которой цены растут до 200% в год; в) гиперинфляцию, когда цены растут свыше 50% в месяц не менее 3-4-х месяцев в году, а годовая норма достигает четырехзначной цифры.2
По степени сбалансированности роста цен выделяется два вида инфляции: сбалансированная (цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными) и несбалансированная (цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу) инфляция. Выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот. С точки зрения механизма возникновения инфляцию можно подразделить на инфляцию спроса (денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг) и инфляцию предложения (рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов). По формам проявления выделяют следующие виды инфляции:
-
открытая инфляция (присуща странам с рыночной экономикой, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не стесненному росту денежных цен в результате инфляционного падения покупательной способности денежной единицы); -
подавленная инфляция (присуща экономике с административным контролем над ценами и доходами). Инфляция принимает подпольный характер: внешне цены неизменны, хотя масса бумажных денег фактически возросла. В итоге избыток денег трансформируется в товарный дефицит.1
Современная инфляция порождается главным образом тремя причинами. Во-первых, современное денежное обращение осуществляется бумажно-денежными знаками, прервавшими связь с золотом. Во-вторых, постоянный рост расходов государства на социальные программы, финансирование общенациональных экономических программ порождает «инфляцию спроса», т. к. увеличивает платежеспособный потенциал совокупного покупателя. В-третьих, спрос на деньги со стороны производителей (объективный рост цен на товары начинает раскручивать спираль «цены – зарплата»: чем выше цены, тем выше должна быть зарплата, а чем выше зарплата, тем выше издержки производства). Это и есть «инфляция издержек или предложения».
Наибольшие потери от инфляции несут социальные группы, располагающие только «фиксированным доходом». Однако некоторые группы общества выигрывают от инфляции – это работники тех фирм, продукция которых продолжает пользоваться повышенным спросом; должники, поскольку они возвращают обесценившиеся деньги; наконец, правительство, поскольку прогрессивная ставка налога на растущую зарплату и прибыль приносит в казну больше налоговых поступлений.
В целом инфляция разрушительна для рыночной экономики. Она обесценивает многолетние денежные сбережения всех участников экономики. При инфляции становится бессмысленным превращение части дохода в сбережения. Это вынуждает расходовать весь доход на потребительские блага, что усиливает спрос и еще больший рост цен. Сокращается объем кредитов, ибо кредитовать становится невыгодным: это приводит к сокращению инвестиций, а значит, и объема производства, и далее – к росту безработицы. Останавливаются предприятия с длительным циклом производства, поскольку обесценившаяся выручка не может возместить издержки.
2. Вопрос 56. Финансовые системы: экономическая природа, функции, структура. Государственный Бюджет и государственный долг.
В условиях развитых товарно-денежных отношений важная роль в экономике принадлежит финансовой системе (от лат. – платеж). Финансы представляют систему сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта. Финансовые отношения складываются между субъектами функционирующего рыночного хозяйства.
Выделяют два основных принципа организации финансовой системы. Принцип демократического централизма, здесь все финансовые учреждения страны обязаны исполнять директивные указания центра, все финансовые средства аккумулировались в госбюджете. Принцип фискального федерализма включает в себя отделение государственных, федеральных бюджетов и налогов от бюджетов и налогов штатов, земель и т. д.
Структура финансовой системы представлена следующим образом: государственные финансы; региональные финансы; финансы предприятий и отраслей.
Функции финансов проявляются на общенациональном уровне:
-
аккумулирующая – создание материальной основы существования
государства и обеспечение его функционирования;
-
регулирующая – стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений, развитие научно-технического прогресса и решение социальных проблем; -
распорядительная – формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды; -
контрольная – обеспечения правильности взимания налогов и использование их по целевому назначению.1
Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звено – государственным бюджетом. Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке. Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным.
Величина, на которую расходы превышают его доходы, называется дефицитом.
Величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом.
Общая сумма накопленных за все годы бюджетных дефицитов составляет государственный долг. Внутренний долг – это задолженность правительства населению и юридическим лицам своей страны, образующийся за счет внутренних займов у населения по облигациям, за счет выпуска государственных краткосрочных или долгосрочных казначейских обязательств.
Внешний долг – задолженность государства гражданам или организациям других стран.
3. Вопрос 57. Социально-экономическая сущность налогов. Принципы и формы налогообложения. Кривая Лаффера.
Налоги – это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Являясь инструментов перераспределения, налоги призваны стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности.
Современные принципы налогообложения: 1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика; 2) налогообложение должно носить однократный характер; 3) должна соблюдаться обязательность уплаты налогов; 4) система выплаты налогов должна быть удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги; 5) налоговая система должна быть гибкой; 6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом экономической политики.
1
По видам налоги подразделяются на прогессивные (процентная ставка повышается с ростом самого дохода), регрессивные (средняя ставка понижается по мере роста дохода), пропорциональные (средняя ставка сохраняется на одном и том же уровне независимо от роста дохода.
С тавки налога (%) Как видно из графика, рост налоговых
ставок выше точки m приведёт к сокращению
1 00 % общих налоговых поступлений с уровня
·• N М до N. Причём и низкие (< m) и чрезмерно
m M высокие уровни ставок налогов (> m)
обеспечивают совершенно одинаковые
I поступления в бюджет (т. L и т. ).
4. Вопрос 58. Доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического лица как субъекта рыночной экономики. В монетарной экономической системе доход представлен деньгами. Факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества. Существует номинальный (сумма денег, поступающая в личное распоряжение получателя) и реальный (количество товаров и услуг, которое можно приобрести на данный номинальный доход) доход. Доходы первоначально сосредотачиваются в руках собственников факторов производства. Первичное формирование доходов получило название «функциональное распределение доходов». Функциональные доходы представлены следующим образом:
-
зарплата наемных работников в рыночном секторе; -
жалование служащих в государственном секторе; -
рента собственников земли и других естественных ресурсов; -
доходы мелких собственников.
Поскольку фактический размер дохода устанавливает объективную имущественную иерархию социальных групп, то в этом случае принято говорить о «вертикальном распределении доходов». Функциональное распределение сводит совокупный доход к доходам только собственников факторов производства. Вертикальное распределение есть результат перераспределительного вмешательства государства. Для объективной оценки фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» (см. задача № 31).