Файл: Образовательная система Л. В. Занкова, система начального образования Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

(АН ПОО «МАНО»)

КОЛЛЕДЖ

Экзаменационное задание по дисциплине: «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»

Тема: «Образовательная система Л.В. Занкова, система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»




Выполнил:

студент 2 курса гр. гр. ПНК ПО-11 специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Абитова Анастасия Александровна

Омск - 2021

Содержание
Введение………………………………………………………………….2

Глава1. Система Занкова Л.В………………………………………….5

    1. Суть системы Занкова и ее основные принципы…………………...5

    2. Основные принципы…………………………………………………5

    3. Особенности системы………………………………………………...5

    4. Авторы системы………………………………………………………6

    5. Опыт применения системы в России………………………………...6

    6. «Плюсы» и «минусы» системы………………………………………6

    7. Отзывы учителей и родителей……………………………………….7

    8. Отличия от системы Эльконина и Давыдова………………………..7

    9. Что происходит сегодня с системой Занкова?.....................................8

Глава 2. Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова

2.1. Авторы системы……………………………………………………..9

2.2. Суть и цель теории…………………………………………………..9

2.3. Чем отличается от традиционной системы……………………….10

2.4. Особенности обучения……………………………………………..10

2.5. Психологические аспекты………………………………………….11

2.6. Какими бывают результаты обучения……………………………..11

2.7. Недостаток системы………………………………………………...12


Заключение……………………………………………………………...14

Введение
При выборе начальной школы родителям стоит учитывать не только её близость, рейтинг, отзывы знакомых, но и то, по какой системе будет учиться первоклассник. Систем обучения для младших школьников много. Одно из все более востребованных направлений сегодня - развивающее обучение. Это инновационный тип освоения детьми знаний, пришедший на смену прежней объяснительно-иллюстрированной системе. Развивающее обучение построено на активной деятельности самого ребенка. Учитель не передает готовые знания, а «учит учиться»: формирует познавательную самостоятельность, развивает способности, способствует выработке идей и нравственных убеждений, активной позиции по жизни. Развивающее обучение популярное на сегодня направление, в рамках которого рассматриваются несколько авторских концепций.


Вопрос связи обучения и развития активно изучается с 30-х годов XX века. Уже тогда ученые разбились на два лагеря: одни отвергают влияние обучения на развитие и отрицают сам факт возможности развивающего обучения. Другой лагерь признает феномен развивающего обучения.

Развивающее обучение предполагает:

  • вовлеченность ребенка в разные виды деятельности;

  • использование игр и дискуссий;

  • обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Обучение ведется согласно индивидуальным, возрастным и личностным особенностям. Программа строится так, чтобы немного опережать актуальное развитие ребенка, то есть нацелена на ближайшее развитие, стимулирует, ускоряет и направляет его.

Базовыми компонентами мышления выступают анализ, планирование и рефлексия. В процессе развивающего обучения:

  • ученики получают не готовые знания, а сами выясняют условия их происхождения;

  • выявленные предметы и процесс деятельности ученики фиксируют в виде абстрактной модели.

Развивающее обучение учит детей решать больше частных задач за короткий промежуток времени (развивается проблемное мышление). Обучение проходит в сотрудничестве с родителями и педагогами через совместный поиск. Даже минимальное участие ребенка повышает у него веру в собственные силы. Формируется убеждение в том, что познание возможно только в рамках деятельности. Обязательна организация творческой поисковой деятельности коллективно-распределительного типа.

Урок по системе развивающего обучения имеет следующие особенности:

  • дискуссии и игры для выявления проблем;

  • исключение правил, аксиом, схем (дети сами их выводят в процессе деятельности);

  • отсутствие отметок, качественная оценка («молодец»), что создает положительный психологический климат;

  • минимум домашнего задания;

  • исключение ненужных знаний – память не перегружается далеким от практики и жизни материалом.

В ходе такого урока дети не только получают знания, умения и навыки, но и учатся аргументировано отстаивать свою позицию, перепроверять информацию и верить фактам, понимать и учитывать позицию другого человека, требовать доказательства и объяснения. Они осознанно выбирают усваиваемые в дальнейшем дисциплины.

Учебные задачи постепенно усложняются, что требует от ребенка поиска новых способов решения, не известных ранее. Схема обучения – «цель, средство, контроль». Для успешного обучения ребенок должен самостоятельно регулировать учебно-познавательную деятельность согласно заданной цели. Естественно, цель должна осознаваться самим учеником.



Любое обучение так или иначе способствует психическому и личностному развитию детей, но не каждая образовательная система обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности и творческого начала. Более того, некоторые виды обучения способствуют обратному развитию, то есть регрессу, например, когда задачи не соответствуют возрасту или актуальному психическому развитию ребенка (слишком простые или слишком сложные).

Развивающее обучение учитывает:

  • новообразования возраста;

  • ведущую деятельность новообразования;

  • содержание и способы осуществления этой деятельности;

  • взаимосвязь ведущей деятельности с другими видами деятельности;

  • способы определения уровня развития возрастных новообразований;

  • связь уровней развития новообразований и особенностей организации ведущей деятельности.

Развивающее обучение разрабатывается индивидуально для конкретного возраста. Классическая концепция ориентирована на младший школьный возраст, новообразованиями которого являются:

  • учебная деятельность со своим субъектом;

  • абстрактно-теоретическое мышление;

  • произвольное управление поведением.

Традиционное обучение не может развить этих новообразований, оно закрепляет ранее достигнутые функции. Чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память (свойственны традиционному мышлению) – все это приобретения дошкольного возраста.

Так что же это за системы, кто их авторы и в чем их отличие от классической системы? Давайте разберем две самых необычных и самых противоречивых — программу Л. В. Занкова и программу Эльконина -Давыдова.

Глава 1. Система Занкова Л.В.


    1. Суть системы Занкова и ее основные принципы


В своих зрелых педагогических работах Л.В.Занков высказал мысль о личностно-ориентированном обучении, суть которого сводилась к тому, что обучение направлено не на весь класс, а на каждого ребенка в отдельности. Эта же мысль нашла свое отражение в его программе развивающего обучения. Педагоги отмечают высокую степень трудности программы Леонида Владимировича Занкова и в то же время ее бережное отношение к внутреннему миру ученика. Сам педагог выделял такую цель своей обучающей системы: достижение наиболее приемлемого уровня развития нравственных качеств, мышления, чувств, воли у каждого обучающегося.



    1. Основные принципы




  • обучение на максимально высоком уровне трудности. При этом необходимо соблюдение меры трудности. Ребенок должен действовать согласно особенностям развития его головного мозга. Предельно трудные задания позволяют установить максимально допустимую границу для школьника и, если необходимо, снизить ее;

  • быстрый темп прохождения материала помогает быстрее изучать новое, открывать новые грани;

  • ведущая роль теории. В ходе обучения школьники наблюдают над материалом, а учитель лишь направляет их;

  • систематическая работа учителя над общим уровнем развития всех учащихся, независимо от уровня из способностей. Занков говорил о том, что школьники с разными возможностями должны учиться вместе, и в это высокая гуманность системы;

  • осознание процесса учения помогает более правильно понять взаимодействие человека с окружающим его миром.




    1. Особенности системы


Он не призывал повышать уровень «троечников» до уровня «отличников», не считал главным повышение уровня общей успеваемости. Занков провозглашал развитие индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика. Именно Леонид Владимирович призывал детей не бояться отвечать неправильно, а ошибку он называл находкой для учителя. Видимо, поэтому, в программу включены различного рода эксперименты, дискуссии. До верного решения школьник должен добраться сам.



    1. Авторы системы


Зарождаться мысли о создании системы развивающего обучения начали еще в самом начале педагогической деятельности Л.В.Занкова, когда он работал учителем в сельской школе. Всю свою сознательную жизнь он отдал работе с детьми. Специалист в области педагогической психологии, запоминания, дефектологии, памяти, он проводил исследования развития детей, выяснял условия для их наиболее результативного обучения. Свою систему он разработал в шестидесятых годах прошлого столетия совместно с сотрудниками своей лаборатории. Основами его теории стали труды Л.С.Выготского, провозглашающие обучение как начало развития. Пока Леонид Владимирович был жив, его лаборатория функционировала и эксперимент продолжался, но после смерти академика в 1977 году наступило затишье. Лишь в 1993 году Министерством образования России был организован научно-методический центр имени Занкова
, сотрудниками которого стали последователи и ученики академика. К 1996 году созданная ими система обучения была названа одной из государственных.



    1. Опыт применения системы в России


Как мы видим, над образовательной системой Занкова работали лучшие педагоги и методисты. По ее принципам построена система обучения по новым образовательным стандартам. По типу большинство уроков являются комбинированными, но практически на каждом присутствует что-то новое. Итог урока не обязательно подводится, иногда ученик может уйти домой с пониманием того, что на следующем уроке нужно будет снова обсудить этот материал. На каждом уроке создается проблемная ситуация, в основании которой должно лежать некое противоречие. Так вот поиск решения проблемы – это открытие нового знания. Как утверждают современные педагоги, Занковская система должны быть интересна учителю и ученику, но работать по ней учитель должен начинать только после тщательного изучения.


    1. «Плюсы» и «минусы» системы


Перечислим достоинства и недостатки системы. Начнем с достоинств:

  • развивает способность ребенка к творчеству;

  • учит мыслить логически, искать нестандартные решения.

  • обучение происходит в форме диалога, ребенку дается направление рассуждений;

  • каждый школьник является отдельной личностью, упор делается на сотрудничество между учителем и учеником;

Наряду с достоинствами выделяются следующие недостатки:

  • высокий темп обучения и достаточно большой уровень трудности, что подходит далеко не каждому ребенку;

  • к педагогу предъявляются максимально высокие требования;

  • необходимо, чтобы ребенок был готов к школе;

  • педагоги отмечают довольно бедную теоретическую часть.




    1. Отзывы учителей и родителей


Система развивающего обучения Л.В.Занкова заслужила самые разнообразные отзывы педагогов и родителей. Что же говорят педагоги? Большинству из них эта система симпатична: «Много посетила уроков по данной программе. Дети должны поставить перед собой цель и… вперед!», «Примечательно, что материал подается нестандартно, соответственно, детей учат нестандартно мыслить», «Ребятишки, приходящие в среднее звено из начальной школы, где обучение идет по Занковской системе, выгодно отличаются от остальных: они более раскрепощенные, умеют доказывать свое мнение, не боятся спорить, рассуждать», «Если педагог достаточно квалифицированный, то не нужно переживать из-за трудности программы», «На конец 4-го класса не дети, а конфетки! Активны, умеют рассуждать, доказывать, логически мыслить. Готовы друг другу помочь. Слабые тянутся за сильными!».