Файл: Образовательная система Л. В. Занкова, система начального образования Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Суть и цель теории…………………………………………………..9
2.3. Чем отличается от традиционной системы……………………….10
2.4. Особенности обучения……………………………………………..10
2.5. Психологические аспекты………………………………………….11
2.6. Какими бывают результаты обучения……………………………..11
2.7. Недостаток системы………………………………………………...12
Глава 2. Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова
2.3. Чем отличается от традиционной системы
А вот мнения родителей разнятся: «Если вы готовы постоянно с ребенком заниматься, то выбирайте! Мы вместе учимся по программе Занкова и пока не пожалели», «Из-за сложности программы у детей появляются проблемы с обучением. Так как материал преподносится нестандартно, родители дома не могут детям помочь. Приходится переводить дитя в класс, где обучение строится по другой, более легкой, программе», «Ужасный учебник, ужасные упражнения», «Программа очень интересная. Сложная, но результат радует», «Дочке нравится, говорит, что учиться интересно», «Разочаровалась, так как очень трудные творческие задания».
-
Отличия от системы Эльконина и Давыдова
В системах Занкова и Эльконина-Давыдова есть общее и отличия. Покажем их в виде таблицы.
| Занков Л.В. | Эльконин и Давыдов |
Цель обучения | Достижение наиболее приемлемого уровня развития нравственных качеств, мышления, чувств, воли у каждого обучающегося. | Максимальное раскрытие в детях их потенциала в интеллектуальном и личностном развитии. |
Дидактические принципы | - Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Ребенок должен действовать согласно особенностям развития его головного мозга. Предельно трудные задания позволяют установить максимально допустимую границу для школьника и, если необходимо, снизить ее; - быстрый темп прохождения материала помогает быстрее изучать новое, открывать новые грани; - ведущая роль теоретических знаний. В процессе обучения школьники наблюдают над материалом, а учитель лишь направляет их; - систематическая работа учителя над общим уровнем развития всех учащихся, независимо от уровня из способностей. Занков говорил о том, что школьники с разными возможностями должны учиться вместе, и в это высокая гуманность системы; - осознание процесса учения помогает более правильно понять взаимодействие человека с окружающим его миром. | Переход к педагогике деятельностной через формирование основ теоретического мышления. Основа дисциплин, изучаемых в школе по этой системе – комплекс научных понятий. |
Ведущая роль теоретических знаний в … | усвоении научных терминов и определений. | формировании теоретических понятий для решения разного рода задач. |
Темп обучения | Быстрый | Поступательное движение вперед |
Теория | Учебный материал необходимо заучивать. | Главнее – это не знание теории наизусть, а умение делать анализ, оценку и контроль. |
-
Что происходит сегодня с системой Занкова?
До 2014 году примерно 40% от общего числа школьников обучались по системе Л.В.Занкова. Затем учебники его программы были исключены из Федерального списка, так как они не соответствовали ФГОС. Тем не менее, многие школы обучаются по этой программе по собственной инициативе. Если ваш малыш любознателен, активен, сообразителен, стремится поскорее пойти в школу, то смело выбирайте программу развивающего обучения Занкова. Вы точно не пожалеете!
Глава 2. Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова
2.1. Авторы системы.
Система Эльконина–Давыдова строится на их теории содержательного обобщения и формирования учебной работы. Другими словами, это система развивающего обучения. С 1996 года она на государственном уровне считается системой образования.
Даниил Борисович Эльконин (1908 – 1984), советский педагог и психолог, занимался изучением психологического развития детей, особенностями детской игры и обучения. Автор девятнадцати работ, книг и учебников, которыми и сейчас пользуются психологи, педагоги, студенты, учителя, родители. Но основной труд его жизни — это создание и внедрение системы «развивающего обучения».
Термин этот ввел ученик Эльконина — Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998), советский учитель, психолог. Программы и учебно-методические пособия по основным школьным предметам были разработаны именно Давыдовым.
Теорию развивающего обучения Эльконин и Давыдов разрабатывали еще 50-е годы. Это было вызвано тем, что методы школьного обучения того времени не соответствовали психологическому развитию детей. Они не позволяли учитывать зону ближайшего развития, о которой писал коллега и наставник Эльконина – Л.С. Выготский.
2.2. Суть и цель теории
Психологические основы теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова основываются на материалах Выготского о зоне ближайшего развития.
Ученые предполагают, что детям доступны дедуктивные способы обучения, теоретический уровень сознания, а также логика науки и истории культуры.
Эти идеи определяют основную цель и задачи системы обучения Эльконина-Давыдова.
Главная цель — формировать способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии через специально организуемый процесс обучения.
Задачи:
-
Создание теоретического вида мышления. -
Формирование активных способов интеллектуальной деятельности. -
Восприятие логики познания.
Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова берет за основу теорию, которую должен получить ребенок. Это и есть содержание данного вида обучения. Методом выступает организация учебной деятельности детей в группе. А продуктом системы развития Эльконина-Давыдова являются психологические новообразования, соответствующие возрасту.
2.3. Чем отличается от традиционной системы
Система обучения Эльконина-Давыдова давно стала официальной для российских школ. Но она значительно отличается от классического варианта целями, способами и результатами.
Классическая система | Система Эльконина-Давыдова |
Способствует появлению эмпирического мышления | Развивает теоретическое мышление |
Познание идет от частного к общему, от четко обозначенных понятий к системе, от явления в целом к его сути. | Изучение идет от общих объяснений к частному примеру, от абстрактных объектов к конкретным, от системы к единичным понятиям |
Дети получают готовые знания, понятия, которые надо выучить | Дети находятся в условиях, где сами доходят до понимания того или иного закона, действия, явления |
Метод познания: репродуктивный | Метод познания: исследовательский |
Ребенок – объект учебного процесса | Ребенок – субъект |
Форма обучения: индивидуальная | Учебный диалог |
Главный результат: знания | Умение их получить |
Форма работы: чаще всего индивидуальная | Дети работают большими и маленькими группами |
Можно еще долго продолжать эту таблицу, но основные различия развивающего обучения Эльконина-Давыдова именно в этих принципах.
2.4. Особенности обучения
Особенности развивающего обучения Эльконина и Давыдова строятся на следующих принципах.
-
Как сказал Л.С. Выготский, развитие ребенка идет через его слияние с культурой и опирается на достижения, вызванные естественным созреванием. -
Обучение само по себе должно развивать детей и опираться на зону ближайшего развития. -
Обучение должно опережать развитие, а ученик выступает как субъект обучения.
Чем же так удивительна технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова? Ученики сначала усваивают общие методы решения заданий одной направленности. В дальнейшем этим же способом они будут решать отдельные задачи, конкретные примеры. Учебная программа выстроена так, что в каждом последующем задании конкретизируется и улучшается выученный ранее навык.
Нахождение этого общего способа и называется учебной деятельностью в программе обучения Эльконина-Давыдова. На уроках дети занимаются поиском и попытками применения средств решения поставленных задач. Они ищут, спрашивают, рассуждают. Высказывания детей не ошибочные, а считаются размышлением. Поэтому оценок, как в обычных школах, тут быть не может. Но учитель обязательно отмечает успехи и делится этим и с детьми, и с родителями.
Методы обучения по Эльконину и Давыдову подразумевают, что поиск решений проходит совместно с другими учениками, родителями, учителем. Учебники, конечно, тоже есть. Но основная роль помощника в этом поиске отводится учителю. Для педагогов созданы методические материалы, которые позволяют создавать необходимую среду, используя методы и принципы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
2.5. Психологические аспекты
Мы уже упоминали, что теория Выготского нашла отражение в системе развивающего обучения. Определение зоны ближайшего развития основополагающее в этой системе. Помимо этого, обучение делится на уровни согласно психическому развитию ребенка.
Развивающее обучение должно учитывать:
-
какие новообразования должны появиться в каждом конкретном возрасте; -
ведущую деятельность этого возраста; -
содержание и методы деятельности; -
взаимосвязь ведущей и других видов деятельности.
2.6. Какими бывают результаты обучения
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова:
-
Помогает личностному росту и саморазвитию. -
У ребенка формируется логическое мышление. -
Дети стремятся получить не хорошие оценки, а новые знания, умения и достижения. -
Ученики приобретают массу теоретических знаний, которые дают им возможность решать практические задачи. -
Заканчивая младшую школу, ребята приобретают творческий потенциал, рефлексию, умение анализировать информацию и планировать свою деятельность. -
Эта система учит самоанализу, адекватной самооценке и самокритике.
Программа долгое время была экспериментальной, велся (и ведется) контроль за успехами детей в сравнении с учениками обычных школ. Тесты показывают высокие показатели по усвоению учебного материала, уровню высших психических функций, коммуникативных способностей.
Ребята, закончившие младшую школу по системе развивающего обучения, обладают более высоким уровнем по таким показателям:
-
внимание, память; -
решение нестандартных задач; -
выполнение таких операций как обобщение и классификация; -
общая осведомленность; -
воображение; -
навык работы в коллективе; -
сообразительность в трудной ситуации; -
мотивация на успех.
2.7. Недостаток системы
Школа, которая учится по системе Эльконина-Давыдова, не такая редкость. Но особенности такого образования имеют и свои недостатки. Прежде всего они вызваны трудностями принятия нестандартного подхода родителями. Например, массу вопросов вызывает системы счисления, которые ввели Эльконин и Давыдов в разделе «Математика».
Родителям, у которых дети учатся по этой системе, надо быть готовым всегда участвовать в процессе, а также постоянно спорить с ребенком. Ведь дети учатся находить ответы сами, доказывать свою точку зрения. Не многие родители рады такому. «Мы ориентированы на любого ребенка, но не любого родителя», — говорят педагоги в этой школе.
Важно и то, что методика Эльконина-Давыдова в корне отличается от других. Это влечет много трудностей, если ребенок учится в такой школе не с первого класса или потом переходит в обычную школу.
Есть трудности и со стороны педагогов. Не все готовы работать по такой системе, а кто готов, должен полностью переучиваться. Система Эльконина и Давыдова основана на других педагогических, а