Файл: Цветопередача и сущность картины И.И. Машкова «Натюрморт с веером.pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы «Цветопередача и сущность картины И.И.Машкова «Натюрморт с веером».
Объект исследования - описание репродукции картины И.И.Машкова «Натюрморт с веером». (сюжет, стиль).
Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения И.Машкова «Натюрморт с веером».
Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ
1.1 Краткий анализ творчества И.Машкова в контексте эпохи
Илья Иванович Машков (17 (29) июля 1881 – 20 марта 1944) – русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» (1910) и Общества московских художников (1927—1929), входил в состав объединений «Мир искусства» (с 1916) и общества «Московские живописцы» (с 1925), в период 1924—1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). (рис 1.1)
Родился 29 июля в станице Михайловской-на-Дону (сейчас Урюпинский район Волгоградской области).
Его семья была нуждающейся, поэтому обучению будущему художнику не светило: после трех лет учебы в приходской школе, его отдали «в люди». Он помогал в торговых лавках и, по собственным словам, ненавидел это занятия. Радовали лишь часы, что он мог рисовать. Его первые этюды отличались своим практическим характером. Он создавал вывески и рисовал торговые плакаты для хозяев лавки.
В целом ему нравилось работать руками — возможно, отсюда и пронзительная чувственность, кинестетика его картин: их не смотрят, их ощущают кожей, чувствуют их вкус и улавливают запах.
Наверно, именно благодаря учителю рисования в мужской гимназии, где и учился Илья, он смог сформировать свою цель и заниматься тем, что ему нравится – рисовать.
В 1900 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где становится учеников выдающихся людей: К.Коровина, В.Серова, Л.Пастернака, А. Васнецова. Он подавал немалые надежды, его особенностями были гипербола, избыток цвета, он отдавал много времени на освоение техники рисунка. Как малоимущему студенту ему была предложена возможность подрабатывать, и Машков начинает давать уроки, зарабатывая себе на жизнь.
Большое влияние на творческое дарование оказывает Петр Кончаловский, он путешествует по странам Европы, знакомясь с новыми течениями в живописи.
В 1910 году Машкова исключают из училища за художественное вольнодумство, но его это не останавливает, он продолжает много работать, берет уроки в студии К.Коровина, пишет на заказ. Он выставляется, в том числе на Салоне в Париже, где его работу покупает русский меценат С. Морозов. Уже тогда картины Машкова отличают необычный взгляд на мир и окружающие предметы. Он проникся революционными идеями в Европе и жаждет изменить русское искусство. Но при этом в нем сохраняется та нотка, что появилась в учебные годы – его любовь к многообразию цвета, преувеличениям.
Машков стал одним из основателей сначала выставки «бубновый балет», а после в 1991 году одноименного сообщества художников-единомышленников. Художник стал одним из идеологов сообщества, в его работах в то время сохранялись мотивы тех самых его вывесок для лавок. Как и он сам, остальные художники сильно экспериментировали с цветом и подчеркивали предметность в искусстве.
В картинах Машкова даже на фоне «уходящих в отрыв» авангардистов поражает неукротимая дикость, страсть, неистовая радость от плоти изображаемых вещей. Кто-то из искусствоведов тех лет охарактеризовал настроение картин Машкова так: «чувствуется радость дикаря, который впервые видит вот это».
Рубежная «Выставка картин» в 1923 году обозначила поворот художников-«бубновалетовцев», находившихся на пике популярности, от радикального модернизма к классике. Одна из таких – Натюрморт с веером – написана в 1922 году и на сегодняшний день находится в собрании Государственного Русского Музея.
"Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься. " Паскаль.
Работы Ильи Машкова нельзя было спутать ни с чем. Они отличались от работ других художников, тех же бубновалетовцев своей солнечной яркостью и глубиной. Его работы словно поднимают смотрящего в небесный сказочный мир, но не заставляют забывать о реальности.
1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей
Копирование работ мастеров является одной из продуктивных методов обучения изобразительному искусству. В готовых работах учатся анализировать стилистику картин, подбор цвета, объем, освещение, состояние действия и бездействия, настроение.
Копия в искусстве (от латинского "copia" - множество, запас) - художественное произведение повторяющее другое произведение в той же манере, материале, с сохранением размеров подлинника (иногда в уменьшенном или увеличенном виде). «Натюрморт с веером» была написана маслом на холсте, размер картины 145 x 127,5 см. Для передачи фактуры автор использует губку и широкие мягкие кисти. Детали фактуры предположительно прорисовывались лессировкой, от чего кое-где проглядывает линии мазков.
Основные цвета – сажа газовая, краплак красный, охра красная, ультрамарин, сиена жженая, сиена натуральная, сине-зеленая, сепия, карминовая. В процессе работы эти цвета смешивались для получения нужного оттенка.
Любимой чертой И.Машкова был вид сверху, плоскость стола сильно наклонена, и внимание сфокусировано на всю плоскость стола. Кроме первого плана, на котором и расположен стол, на заднем плане расположены предметы, поддерживающие композицию: картина женщины (темное пятно), штора (светлое пятно) и скульптура (светлое пятно).
Яблоки автор передает через резкий контраст зеленого и красного, они кажутся ненатуральными. Когда как художник нежно прорисовал ягоды винограда рядом с пестрыми яблоками и на темной поверхности стола.
Вывод к главе 1: На протяжении почти всей жизни Илья Машков, художник, живописец, преподавал. Еще в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл еще в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ
2.1 Общий колорит
Картина «Натюрморт с веером» была написана в 1922 году, впервые выставлена была через год на «Выставке картин», организованной бывшими участниками «Бубнового валета».
Последние 20 лет жизни художника называют «Поздний Машков», в этот период автор переходит к более реалистичному изображению. Чаще в его работах становится видны революционные нотки. В целом, в этот период, на художника сильно влияет общероссийская атмосфера.
В его картинах раскрывается совсем другая жизнь. Привычная его работам «дикость» чуть смягчается, часто он изображает классические композиции с использованием фарфора, алой мебели, декоративности. Художник отдаляется к классике.
«Натюрморт с веером» считается одной из первых работ, где художник сочетает собственную неординарную яркость и привычные каноны.
В данной картине 5 основных цветов (рис.2.1).
Рисунок 2.1. Основные цвета картины
Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические.
К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, а также коричневый (его нет на цветовом круге). К хроматическим относят цвета: желтый, красный, синий, а также составные цвета, получаемые в результате слияния двух из трех основных цветов: оранжевого, фиолетового, зеленого.
В шкале ахроматических цветов выделяют чисто-черный, чисто- белый и все градации серого, отличающиеся друг от друга степенью светлоты и без примесей других цветов.
Автор использует узкий диапазон средних по светлоте цветов, при этом сохраняя сильный контраст между самыми светлыми и самыми темными. (рис 2.2)
Рисунок 2.2. Тональное решение картины
Вся работа делится на три части: две светлые и между ними темная, в которую и вписываются стол с предметами, его ножка и картина за столом. Светлые же части составляют штора с правой стороны и скульптура на неопределенной плоскости с левой. (рис 2.3)
Рисунок 2.3. Разделение на области по светлоте.
Тени и отражения на столе указывают на то, что свет падает сверху с заднего плана. Однако предметы так же освещены и спереди, со стороны смотрящего. На это указывают блик внутри и снаружи вазы, освещенность фронтальной части колонны и ножки стола, тень с фруктов, падающая на деревянный предмет сзади.
В качестве сильного контраста автор использует несколько пар: красный и зеленый (рис 2.4), темно-бирюзовый и грязно-бежевый (рис 2.5), синий и желтый (рис 2.6).
Рисунок 2.4 Яблоки (контраст двух цветов).
Рисунок 2.5 Канделябр (контраст двух цветов)
Рисунок 2.6 Скульптура (контраст двух цветов)
Хорошо проработана деревянная лакированная поверхность стола, она отражает стоящие на ней предметы, особенно ясно показано отражение колонны. (рис.2.7)
Рисунок 2.7 Цветовая палитра стола и ножки.
Самыми светлыми предметами являются штора (рис.2.8), скульптура (рис.2.9), веер (рис.2.10)
Рисунок 2.8 Цветовое решение шторы и пола.
Рисунок 2.9 Цветовое решение скульптуры
Рисунок 2.10 Цветовое решение веера.
Из темных предметов на картине присутствуют: сам стол и ножка (рис. 2.7), картина. Остальные предметы средние по светлоте.
Фрукты изображены наиболее ярко, они значительно выделяются по насыщенности от остального окружения. Так же, из-за обилия теплых тонов (красный, желтый, зеленый) фрукты получились самыми живыми в работе. Даже синеватый оттенок некоторых ягод становится в разы теплее под воздействием окружающих тонов.
Рисунок 2.10 Фрагмент картины с изображенными на нем фруктами и их цветовая палитра
Вывод к главе 2: Автор показывает нам классический натюрморт в собственном стиле: прорисованная темным цветом фактура дерева, серо-желтым – серебро вазы, красные пятна на яблоках и груше, легкость веера. Каждый предмет по-своему уникален в своей проработке, цвете и местоположении.
Композиция натюрморта тяготеет к симметрии. Наполненность всего пространства картины не выходит по смыслу за раму, композиция прочно сидит внутри, проявляя себя то по кругу, то по квадрату.
Густой насыщенный цвет, плотная материальность деревянных предметов, подчеркнутая точно найденной фактурой, объединяют предметы в гармонично сгруппированное горячее целостное пятно. Светлые пятна (блики на вазе, скульптура, веер, штора и пол) не вырываются из плоскости, они недостаточно велики, чтобы стать смысловым центром, но достаточно активно, чтобы крепко держать композицию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В традиции русской школы живописи (от академистов до крупнейших представителей реализма) можно обнаружить единство подхода к ведению работы. В набросках, эскизах маслом и непосредственно в работе над композицией картины художники разных национальных школ и направлений учитываю только то, что позволяет им максимально эффективно решать проблему организации произведения.