Файл: Создание и эволюция одкб яковлев Дмитрий Александрович.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Создание и эволюция ОДКБ
Яковлев Дмитрий Александрович
ТУР-Б-01-3-2022-1
Содержание
- история становления и деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
- ОДКБ как потенциальный «евразийский аналог» НАТО
- Ожидания других стран о ОДКБ
- Вывод
На основании анализа устава и положений об институтах и органах ОДКБ можно заключить, что организация является режимом коллективной обороны, в котором обеспечены высокая формализация и взаимосогласованность принципов и норм, но не правил и процедур принятия решений. В 2004 г. приступил к работе Объединенный штаб ОДКБ. В 2005 г. в рамках ОДКБ было подписано соглашение о подготовке военных кадров, предусматривающее бесплатное для направляющей стороны обучение военнослужащих в ряде военно-учебных заведений остальных стран-участниц. Был принят пакет документов о миротворческой деятельности организации. В 2009 г. у альянса появился еще один военный инструмент –Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), призванные участвовать в «локализации вооруженных конфликтов» и «мероприятиях по борьбе с международным терроризмом» (Соглашение 2009). Этнический конфликт, охвативший юг Киргизии в июне 2010 г., подтолкнул Россию к инициированию пересмотра норм ОДКБ. В конце 2010 г. в Ташкентский договор и Устав ОДКБ были внесены изменения, включающие положения о «реагировании на кризисные ситуации, угрожающие безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету государств-членов» (Пресс-релиз 2010). ОДКБ получила право размещать КСОР на территории страны – участницы альянса, если последняя обратится за помощью в «кризисной ситуации», а не только в случае агрессии. Наряду с вооруженными силами ОДКБ получила право использовать подразделения полиции, специальных служб и пограничных войск. Таким образом, мандат альянса был значительно расширен: была предусмотрена возможность вмешательства организации во внутренние кризисные ситуации стран-участниц. В то же время реформа 2010 г. сделала нормативные рамки ОДКБ более размытыми, поставив рядом с четким понятием внешней агрессии расплывчатые концепты «стабильность» и «кризисные ситуации». У других стран ОДКБ изначально были более узкие, локализованные ожидания от участия в организации. Важным для них было стремление избежать втягивания в противоречия между Россией и Западом. Армения нуждается в союзе с Россией в качестве гарантии, что Азербайджан не возобновит войну в Нагорном Карабахе. При этом Ереван активно развивает сотрудничество с НАТО, официально рассматривая Североатлантический альянс в разительном противоречии с позицией России как фактор, «снижающий угрозы» военной безопасности страны. В то же время Армения, в отличие от других стран ОДКБ, прямо заинтересована в действенности 4-й статьи Ташкентского договора и выражала недовольство тем, что ее положения не подкреплены соответствующими процедурными нормами. Двусторонний союз с Россией, скрепленный присутствием в Армении российской военной базы и пограничников, служит для Ереванадостаточным обеспечением его стратегических интересов. Политическое значение собственно ОДКБ состоит для Армении в расчете на то, что центральноазиатские страны альянса и Белоруссия, будучи формально союзниками Еревана, воздержатся от дипломатической поддержки позиции Азербайджана по карабахской проблеме.
Показательно, что хотя Концепция национальной безопасности страны содержит «правильный» набор тезисов о «повышении эффективности ОДКБ» и «придании ей роли основного инструмента коллективной безопасности на постсоветском пространстве» (Концепция 2010), законодательство Белоруссии запрещает участие национальных вооруженных сил в военных конфликтах за пределами ее территории. Минск ясно дал понять, что ни при каких обстоятельствах не направит войска в Центральную Азию. Казахстан является стратегически уязвимой страной с протяженными границами, не защищенными природными барьерами, и низкой плотностью населения. Двусторонний военный союз с Россией, которого Казахстан придерживался с первых дней независимости, служит наиболее адекватным и малозатратным инструментом, позволяющим повысить защищенность страны от внешних угроз. В то же время определенную стратегическую значимость для Казахстана имеет и ОДКБ, обеспечивающая дополнительные гарантии того, что Россия вмешается в случае обострения ситуации в Киргизии или Таджикистане, избавив Казахстан от необходимости самостоятельно нести бремя поддержки стабильности в малых странах региона. Отдавая риторическую «дань уважения» ОДКБ, Киргизия не могла внести собственного вклада в многосторонний режим безопасности и вряд ли рассчитывала на поддержку кого-либо из союзников, кроме России. Хотя Россия оказывала помощь киргизским вооруженным силам и открыла в стране военную базу в 2003 г., Москва стремилась отделить собственные интересы от ожиданий киргизского руководства. В феврале 2009 г. президент Киргизии К.С. Бакиев во время визита в Россию заверил, что американская военная база в стране будет закрыта, получив (если верить обеим сторонам, по случайному совпадению) российскую финансовую помощь и обещания новых, более значительных денежных вливаний. Однако через несколько месяцев Бишкек, добившись от США повышения арендных платежей за базу, принял решение сохранить ее, переименовав в Центр транзитных перевозок. Тем временем переговоры с Россией об открытии в Киргизии второй российской военной базы застопорились. В ОДКБ сложилась устойчивая практика несоблюдения союзниками норм организации. Не работала координация внешней политики по ключевым международным проблемам: союзники проявляли готовность говорить в один голос лишь по отдельным вопросам второстепенной значимости либо в подтверждение наиболее общих, бесспорных принципов международного права. Решения о размещении военных контингентов третьих стран на территории государств ОДКБ принимались правительствами стран-участниц без консультаций с союзниками. Так и не материализовались коалиционные силы ОДКБ: создание КСОР осталось высшей точкой военного строительства в рамках организации. Не увенчались успехом попытки России убедить руководство НАТО взаимодействовать с ОДКБ как с международной организацией хотя бы по политически «нейтральным» вопросам, таким, как борьба с наркотрафиком и нелегальной миграцией: Североатлантический альянс настаивал на сотрудничестве со странами ОДКБ сугубо на двусторонней основе. В июле 2008 г. важное значение ОДКБ для внешней политики России было закреплено в Концепции внешней политики Российской Федерации. Однако вскоре страны ОДКБ провалили тест на солидарность с Россией. На саммите организации, созванном после российско-грузинского конфликта, союзники Москвы, осудив Грузию, не согласились на использование в итоговой декларации термина «грузинская агрессия». Несмотря на давление со стороны России, особенно на Белоруссию, ни одна из стран ОДКБ не солидаризировалась с Россией в признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Российское недовольство деятельностью ОДКБ усугубляла политика Узбекистана, вступившего в организацию в 2006 г., что стало уступкой Москве в обмен на поддержку во время кризиса в отношениях Ташкента с США и ЕС, последовавшего после андижанских событий. Узбекистан фактически взял курс на бойкот ключевых решений в рамках организации. Реформа ОДКБ 2010 г. не решила проблем альянса: она, по сути, увеличила объем обязательств России, не повысив ответственности ее союзников.
Конфликт на юго-востоке Украины и «санкционная война» между Россией и Западом окончательно разбили иллюзию единства в рядах ОДКБ. Союзники РФ отказались признать Крым российской территорией и не проявили даже минимальной солидарности с Россией в ее конфронтации с США и ЕС. С одной стороны, конфликт между Россией и Западом стал рассматриваться странами ОДКБ как возможность повысить свой международный статус, выступая в качестве посредников или конвертируя отказ от поддержки России в преференции со стороны Запада. С другой стороны, проявленная Россией настойчивость в защите своих интересов вызвала у ее союзников по ОДКБ, особенно у Белоруссии и Казахстана, беспокойство и недоверие относительно дальнейших намерений и планов Москвы. Первым встать у руля организации должен был представитель Армении. Казахстан, однако, блокировал это назначение в течение 2016 г. и первых месяцев 2017 г. В октябре 2016 г. президент Казахстана Н.А. Назарбаев не посетил саммит ОДКБ в Ереване, что стало беспрецедентным поступком со стороны политика, выступавшего на протяжении десятилетий главным адептом евразийской интеграции. Следующий саммит, созванный в декабре 2016 г. в Москве, подверг бойкоту А.Г. Лукашенко, пытавшийся добиться от России уступок по проблемам цен на газ и ввоза белорусской молочной продукции. В июле 2018 г. удар по репутации ОДКБ нанесла сама Армения, где новое руководство, вызвав крайнее недовольство России, предъявило с трудом назначенному в апреле 2017 г. генеральным секретарем ОДКБ армянскому представителю Ю.Г. Хачатурову обвинение в участии в свержении конституционного строя в 2008 г. и инициировало его отзыв с занимаемой должности. Хотя Концепция внешней политики России 2016 г. по-прежнему признает важность ОДКБ (теперь уже не «ключевого», а только «одного из важнейших элементов… системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве») и необходимость «качественного развития» организации, показательно, что из документа 2016 г. исключены указания на конкретные направления совершенствования ОДКБ (Концепция 2016). В целом неудачный опыт функционирования ОДКБ стал одним из факторов, укрепивших российское руководство в убеждении, что у Москвы только «три союзника: армия, военно-морской флот и оборонно-промышленный комплекс» (Рогозин 2017), а сама Россия (как это ни парадоксально, с учетом ее членства в ОДКБ) «слава Богу, не входит ни в какие альянсы» (Путин 2014). Таким образом, обзор пятнадцатилетней практики деятельности ОДКБ позволяет отнести организацию к режимам мертвой буквы – категории международных режимов, которые отличает высокая формализация нормативных рамок, что зафиксированные нормы действительно будут соблюдаться Страны-участницы, в сущности, не нуждаются в ОДКБ для реализации своих стратегических целей. В то же время организация сохраняет для России, стремящейся по возможности уберечь ее от явных провалов, статусное и символическое значение. В этой связи маловероятны как распад или роспуск ОДКБ, так и трансформация организации в полноценный международный режим. Дальнейшая стагнация остается для ОДКБ наиболее реальной перспективой.