Файл: Психология управления персоналом. Особенности управления мужчинами и женщинами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Ободряйте женщину, если ей случится совершить оп­лошность. В ответ на ее «Так я никогда не закончу эту работу» скажите, например: «У вас обязательно по­лучится».

11. Если женщина расстроена, относитесь к ее чув­ствам серьезно, проявите сочувствие, понимание, поддержку.

12. Покидая офис, чтобы что-то отнести или принести, спросите женщину, не нужно ли что-нибудь ей.

13. Проявляйте гибкость при составлении рабочего распорядка, чтобы в случае домашних неприятно­стей женщина имела возможность уйти. Всячески старайтесь поддерживать равновесие между рабо­той и семейной жизнью сотрудников.

14. Обращайте внимание на настроение женщины и реагируйте на него, например, так: «Вы сегодня выглядите такой счастливой» или «Кажется, вы не­сколько устали». После этого поинтересуйтесь при­чиной того или иного настроения.

15. Приветствуя женщину, встаньте. Всегда представляйте собеседницу, когда к вашему разговору подключается кто-то еще. Представляя женщину, указывайте ее имя и долж­ность. В ярких красках опишите ее роль в деятель­ности фирмы или в обсуждаемом проекте.

16. Если женщина заслуживает похвалы, хвалите ее. Если она приписывает свои заслуги другим, сооб­щите коллегам о ее личном вкладе.

17. Если дискуссия приобретает излишний накал, мяг­ко остановите ее. Скажите что-нибудь вроде: «Да­вайте я немножко над этим подумаю, и тогда мы вернемся к нашему разговору».

18. Будьте в курсе ее здоровья. Если женщина верну­лась после болезни, спросите о ее самочувствии. Если женщина какое-то время отсутствовала, дай­те ей почувствовать себя ценным работником. Ска­жите: «Нам так не хватало вас.

4. Не увлекайтесь отвлеченными беседами в присут­ствии мужчин. Они обычно не любят бесед о лич­ном в рабочее время.

СПОСОБЫ ДОБИТЬСЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ МУЖЧИН

1. Если вы хотите что-то предложить мужчине, сразу переходите к делу. Избегайте слишком долго гово­рить о проблемах. Помните, что попытки поделить­ся чувствами мужчины воспринимают как жалобы.

2. Принимая похвалу, упомяните лишь о достигнутом результате и не рассказывайте, как много вам при­шлось потрудиться.

3. Обращаясь с просьбой, будьте конкретны. Намеки вызывают у мужчин ощущение, что ими манипули­руют, так, словно выполнить просьбу женщины входит в их обязанности.

5. Проявляйте интерес, когда мужчины беседуют о спорте. Знайте, за какую команду мужчина болеет. Если она выиграет, поздравьте его — он будет чувствовать себя так, будто это он выиграл. Проявляйте интерес к новой машине мужчины и вообще к мужским разговорам об автомобилях. Обратите внимание на покупку мужчиной новой машины. Мужчины любят хвастаться новыми ве­щами ничуть не меньше, чем женщины. Нив коем случае не отзывайтесь пренебрежительно о его хобби.


6. Делайте мужчине комплимент, если он дал себе труд позаботиться о своем внешнем виде.

7. Выразите признательность за то, что мужчина сде­лал для вас. Не преувеличивайте его заслуги, но и не оставляйте их без внимания. Если мужчина предлагает вам помощь, примите ее и поблагодарите.

8. Старайтесь поддержать репутацию мужчины на людях. Если вы хотите указать ему на ошибку или предложить какие-то изменения, делайте это наедине.

9. Если вам нужно перебить мужчину на собрании, делайте это потактичней.

10. Обсуждая рабочие проблемы, выдерживайте спо­койный и доверительный тон. Чрезмерная эмоци­ональность отталкивает мужчин.

11. Если у мужчины на стене висят фотографии или дипломы, заинтересованно расспросите о них и по­кажите, что они произвели на вас впечатление.

12. Если мужчина совершает ошибку, не последовав вашему совету, вы заработаете очки, совладав с ис­кушением сказать: «Я же говорила!»

13. Позаботьтесь о том, чтобы до мужчины дошли ваши похвалы в его адрес. Похвалите мужчину, обратив внимание на выполнен­ную им работу, например: «Я видела ваш доклад —написано очень хорошо». Воспользуйтесь случаем отметить успехи мужчины в присутствии других.

14. Не обращайте внимания на проявление мужчиной слабости. В частности, избегайте обнаруживать и подчеркивать его усталость.

15. Без ложной скромности признавайте свои заслуги и не приписывайте их удачному стечению обстоя­тельств или другим людям.

16. Помните дату рождения мужчины; отправьте ему поздравительную открытку или устройте в его честь вечеринку в офисе.

17. В письменных сообщениях используйте рубрика­цию по пунктам и выражайтесь ясно. 18. Представляя мужчину, всегда упоминайте о его до­стижениях, квалификации и той роли, которую он играет в вашей компании.

19. Вы заработаете больше очков, если мужчине не придется просить вас о чем-то больше одного раза.

20. Давайте советы, только если вас об этом попросили. Помните о том, что большинство мужчин не любят, когда им указывают, что делать.

21. Если мужчина какое-то время отсутствовал, скажи­те ему, что его не хватало, — тем самым вы дадите ему понять, что считаете его ценным работником.

Эти нехитрые советы могут помочь установить добрососедские отношения в коллективе.

Попытаемся ответить на вопросы: как «направить» особенности коллектива на достижение и решение необходимых целей, задач; каким образом учесть эти особенности в стиле руководства?


Управления мужчинами и женщинами.

Научные исследования в первой и, особенно во второй половине ХХ века определили целый ряд «управленческой специфики» подходов, методов и стилей в процессе управления женским и мужским коллективами.

Прежде всего, во всяком коллективе важнейшую роль играет личность руководителя, и представители обоих полов имеют гендерные стереотипы, каким должен быть руководитель-мужчина и руководитель-женщина. От женщины-руководителя мужчины ждут женственности, красоты, обаяния, абсолютно не принимают грубости, пренебрежения к внешнему виду, брани, манеры «кулаком об стол». Для женщин, не в меньшей степени, важны в начальнице хороший внешний вид и обаяние, но от нее требуется еще и понимание, готовность выслушать, вникнуть в проблемы подчиненной.

Бывают ситуации, когда женский коллектив старается «подмять» под себя руководителя. Как свидетельствуют специалисты, женщина-руководитель бразды правления не отдаст ни за что. А вот мужчина может сломаться, поначалу даже не заметив, что перестал быть авторитетом для подчиненных.

В литературе по управлению персоналом приводится масса полезных рекомендаций, как сделать работу организации более эффективной. Но на практике эти рекомендации работают не всегда или не в полном объеме, т.к. большинство из них ориентированы на некий абстрактный «персонал», пол которого не уточняется. Не только в коллективах преимущественно мужском или женском, но и в коллективе, сбалансированном по гендерному признаку (примерно в равной пропорции представлены мужчины и женщины), часто возникают проблемы, при решении которых необходимо учитывать гендерную специфику. Если преобладают представители одного пола (что в нашей стране характерно для целого ряда профессий, считающихся «мужскими» или «женскими»), то управление коллективом приобретает целый ряд особенностей, которые выступают тем резче, чем ниже статус подчиненных и чем в большей степени нарушено равновесие.

Одна из сложных проблем для руководителя – это решение проблемы текучести кадров. Женщины чаще, чем мужчины, проявляют чувствительность к психологическому климату в коллективе и стремление работать в психологически комфортной для себя атмосфере. Иногда этот фактор начинает перевешивать все остальные: даже если на работе недостаточная зарплата, и ограничены перспективы роста, но сложились хорошие отношения в коллективе, женщины реже мужчин стремятся сменить место работы. Именно этот фактор обеспечивает заполнение вакантных мест в бюджетных организациях, в которых на самых низкооплачиваемых должностях работают в основном женщины. Руководителю необходимо учитывать фактор совместимости членов женского коллектива, стремиться поддерживать со всеми ровные отношения, уметь найти две-три минуты, чтобы поинтересоваться настроением, делами дома и прочими «несущественными вопросами» (что нередко с трудом дается руководителям-мужчинам).


При осуществлении управленческих решений женщины-подчиненные обращают внимание не только на содержание, смысл решения, но еще и в значительной мере на форму, в которой это решение до них доводится. Решения должен принимать руководитель (что воспринимается естественно: кто-то же должен принимать решения), но это решение должно быть по форме демократичным (хорошо, если руководитель посоветовался, выслушал мнения членов коллектива). И разумеется, донести его до коллектива следует вежливым, корректным образом. Грубое по форме решение отторгается независимо от того, насколько оно целесообразно. Аналогично отношение к замечаниям со стороны начальства. Женщины-подчиненные чувствительны к унижению, грубому (пусть даже и справедливому, с точки зрения руководителя) порицанию. Грубое порицание практически всегда воспринимается женщиной как несправедливое, независимо от его содержания.

Отношения руководителя с подчиненными в женском коллективе должны быть не только теплыми, но и ровными со всеми. Дело в том, что в чисто женском коллективе конкуренция проявляется несколько по-иному, чем в мужском. Настроенные на взаимную поддержку, женщины хорошо относятся к тем, кому плохо (к «невинно пострадавшим» от гнева руководства), и нередко начинают выказывать неприязнь тем, кому «вдруг незаслуженно повезло» — это может вызывать зависть. Соответственно, на женский коллектив нельзя механически переносить способы стимулирования, работающие в мужском коллективе. Следует также очень осторожно вводить элементы соревнования, чтобы не разрушить существующую в коллективе систему отношений. Если руководство выделяет некоторых подчиненных, такой жест должен быть хорошо обоснованным, иначе он может быть воспринят как потакание любимчикам. Воспитание мужчин, участие в соревновательных играх приучает их работать в команде, они с детства привыкают следовать за лидером, принимать установившуюся иерархическую систему, не придавая особого значения форме, в которой эта иерархия реализуется. При этом молодые мужчины все время стремятся к служебному росту и подсознательно примериваются к более высоким должностям. Поэтому мужской коллектив легче дисциплинируем, солидарность при работе для общей цели у него выше, но он менее устойчив — при появлении новых возможностей молодой мужчина с гораздо меньшими колебаниями оставляет старую команду и включается в новую.

Женский коллектив — это именно коллектив, а не команда, он обычно слабо иерархичен и держится на личных отношениях. Идеальный для женщины коллектив — построенный по принципу семьи, поскольку на рабочие отношения женщины склонны проецировать отношения семейные (у мужчин нередко происходит наоборот) и ожидает от коллег по работе поддержки, понимания, эмоциональной теплоты. Конечно, и в женских коллективах может устанавливаться иерархия, но она имеет менее формальный характер и может быть построена по другим признакам: возрасту, опыту, семейному положению. Во избежание провоцирования конфликтов молодым амбициозным женщинам рекомендуется проявлять подчеркнутое уважение к старшим и более опытным коллегам (хотя бы внешнее). При этом руководству категорически не рекомендуется ставить молодых и амбициозных сотрудниц в пример остальным.


В чисто женских коллективах зачастую ярко проявляется еще одна особенность женской психологии: женщина ценит стабильность своего положения. Поэтому любые перемены изначально могут восприниматься женским коллективом негативно. Привычка к устоявшемуся порядку вещей оборачивается тем, что даже если условия труда не вполне приемлемы, с этим мирятся ради существующих преимуществ. Соответственно, при управлении женским коллективом можно ожидать определенной инертности в исполнении принятых решений, непонимания необходимости проводимых преобразований.

Частота конфликтов в мужских и женских коллективах примерно одинакова, однако причины конфликтов различны, и протекают они по-разному. Женщины чаще конфликтуют на личной почве и из-за условий работы (распределения премий, отпусков, графика работы), у мужчин причинами конфликтов чаще выступают производственные проблемы, перспективы роста, неожиданное расширение круга выполняемых обязанностей. Конфликты в мужских коллективах протекают открыто: как вызов, протест против лидера, иерархии или нарушения правил игры. В женских — более скрыто, с использованием сплетен, злословия, мелких пакостей за спиной, что, конечно, сказывается на эффективности работы коллектива в целом. Поэтому руководителю женского коллектива не стоит обольщаться отсутствием открытых конфликтов. Необходимо следить за психологической

атмосферой в коллективе и твердо пресекать распространение слухов и сплетен.

Свои сложности возникают и при управлении чисто мужским коллективом. Свойственное мужчинам стремление к соперничеству, конкуренции может привести к тому, что в таком коллективе нормами поведения станут грубость и агрессивность, конфликты будут провоцироваться и решаться в излишне жесткой форме, а работа превратится в демонстрацию друг другу своей силы и компетентности.

Исходя из этого стоит заметить, что именно в гомогенном коллективе (только мужском или только женском) происходит заострение негативных черт, традиционно считающихся преимущественно женскими и мужскими. Возникает своего рода синергетический эффект, снимающий внутренние моральные барьеры.

Управление смешанными коллективами в этом смысле более благоприятно, т.к. и мужчины, и женщины стараются соответствовать гендерным ожиданиям, и негативные черты не усиливаются, а гасятся. Мужчины ведут себя более корректно и конструктивно, а женщины получают возможность демонстрировать свою целеустремленность и динамичность. Однако при этом могут возникнуть другие проблемы, обусловленные отношениями между мужчинами и женщинами, когда «мужское» и «женское» в них начинает оказывать негативное воздействие на профессиональную успешность. Могут возникнуть ряд специфических проблем, которые необходимо отслеживать грамотному руководителю.