Файл: Акцентуированные черты личности руководителя: особенности управления персоналом (Понятие акцентуации личности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
Экзальтированный тип.Такие люди очень бурно выражают свои эмоции. Любое событие вызывает у них взрыв восторга или слезы отчаяния. Чрезвычайная внутренняя впечатлительность находит самое яркое внешнее выражение. Экзальтированным личностям свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они часто спорят, но редко доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной.
«Застревающий» тип. Люди застревающего типа очень долго удерживают в себе эмоциональный отклик на отрицательные события. Окружающие характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. Застревающие люди могут долго фантазировать о мести своему обидчику, вести с ним мысленные диалоги. Болезненная обидчивость этого типа личности сразу бросается в глаза. «Застревание» аффекта у таких людей возможно не только в случае морального ущерба, но и при достижении определенного успеха. В этой ситуации проявляется зазнайство, самоуверенность, заносчивость, вызванные чрезмерным честолюбием. Люди с «застревающим» типом акцентуации часто выступают инициаторами конфликтов, в которых жестко и настойчиво насаждают свои интересы.
Возбудимый тип. Главная его черта – импульсивность поведения. Логика и рациональное мышление не имеют для него никакого значения. Такой человек руководствуется влечением, импульсом, неконтролируемым побуждением. У возбудимых людей совершенно отсутствует терпимость к другим и умение ждать. Представители возбудимого типа акцентуации отличаются склонностью к импульсивным реакциям, непродуманным действиям и высказываниям, плохим усвоением опыта, максимализмом взглядов, быстро сменяющимися эмоциями, нестойкостью самооценки при чрезмерной амбициозности. Если им что-то не нравится, сразу возмущаются и высказывают недовольство. Примирения не ищут, терпимость им не свойственна. Не способны к обмену мнениями, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, склонны к грубости и хамству. В состоянии аффекта способны к рукоприкладству и проявлению насилия. Моральные нормы в их жизни не играют заметной роли. Но жестокость проявляется только в моменты ярости, в моменты разрядки накопившегося раздражения. В обычном состоянии — это заботливые, хозяйственные и добрые люди, готовые оказать любую помощь. В силу своих особенностей возбудимые личности очень неуживчивы. На работе вступают в ссоры и конфликты по самому пустяковому поводу как с сослуживцами, так и с начальством. Причем в конфликтах занимают активную, провоцирующую позицию. Поэтому на одном месте долго не задерживаются и отдают преимущество работе, где являются сами себе начальниками.
Тревожный тип. Беспокойство и повышенная тревожность из-за гипотетических неудач и потерь свойственны таким людям. При этом объективные причины для переживаний будут незначительны или вообще придуманы. Людям тревожного типа характерны робость, покорность и неуверенность в себе. В меру выраженная тревожность не позволяет им уснуть при работе в условиях монотонных шумов и вибрации.
В то же время тревожные люди отличаются робостью, покорностью, неуверенностью в собственных силах, неумением постоять за себя. Они стесняются выступать перед аудиторией и не могут отстаивать свои позиции в споре, легко поддаются влиянию и охотно подчиняются опеке.
Тревожные личности редко вступают в конфликты, играя в них в основном пассивную роль. В конфликтных ситуациях ищут опору и поддержку.
Эмотивный тип. Это мягкосердечные, добрые, душевные люди. У них чрезвычайно развита способность сочувствовать и сопереживать. Боль и страдания других людей заставляют их очень часто плакать. Тонкие эмоции они буквально пропускают через свое сердце – это очень заметно при общении с эмотивными людьми. Акцентуации характера встречаются у каждого второго подростка, поэтому в возрасте 13-14 лет необходимо провести тест на акцентуацию характера. Это поможет подросткам понять себя, а взрослым станет легче объяснить и спрогнозировать поведение детей.
Эмотивные личности хорошо работают там, где предполагается понимание человеческих эмоций. Но вместе с тем такие люди крайне впечатлительны, что вызывает необходимость «оранжерейного» к ним отношения. Они очень чувствительны к мнению окружающих: любое резко сказанное слово может привести их в глубокое уныние. Самооценка также очень зависит от мнения окружающих. Отстаивать свои интересы совершенно не могут. Эмотивные личности редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу.[6]
Мы рассмотрели десять основных типов акцентуаций личности. Помимо явных, встречаются неявно выраженные (так называемые скрытые) акцентуации или случаи одновременного заострения нескольких черт. Такие варианты также необходимо учитывать в работе с кадрами.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что характерологические особенности личности влияют на её профессии - анальное самоопределение и профессиональное развитие, интеграцию в профессиональную среду, профессиональную самореализацию.
Глава II. Акцентуированные черты личности руководителя: особенности управления персоналом.
2.1 Личность руководителя, основные черты.
Каждый человек — это не просто биологический объект, но и личность со своими взглядами, отношением к миру и окружающим людям. Условия для наиболее полного развития индивида и его лучших качеств — моральных и профессиональных — должно создать общество. А человек, удовлетворяя потребности в саморазвитии, самосовершенствовании и самоактуализации, движется вперед и приносит пользу себе и окружающим.
Долгое время шло противопоставление профессиональных и личных качеств человека. Они находились на разных полюсах. То, что отличало людей одной профессии от работников другой, и считалось профессиональными качествами. Такой взгляд несколько устарел. В деловой среде больше нет разделения на человека и профессионала. Произошло объединение. Сейчас профессионально-личностные качества существуют в связке друг с другом.[7]
Как уже было сказано выше, для них характерна универсальность, вне зависимости от определенной профессии и вида деятельности, и дополнение друг друга. Любые качества не появляются вдруг из ниоткуда. Их необходимо формировать в человеке. Что-то закладывается с рождения родителями, что-то возникает уже позднее: в школе, институте, в процессе построения карьеры. Если говорить о профессионализме, то это не только набор технических рабочих навыков. Большую роль играют личные качества человека, его моральные принципы. Ведь он не живет в вакууме, а общается с другими людьми. А для этого и нужно взаимодействие на личностном, человеческом уровне, а не на официальном. Чем интереснее собеседник, тем качественнее будет разговор и его итог. В идеале профессиональные и личностные качества специалиста должны дополнять друг друга. К этому нужно стремиться. Поэтому задача каждого — развивать свои личностные качества и делать так, чтобы они помогали в профессиональной сфере. Уверенность в себе, нацеленность на результат, креативность, умение владеть эмоциями, доброжелательность: список можно продолжать долго. Все это уже давно профессионально-личностные качества.
Моральные качества играют важную роль в любой деятельности. Они помогают выстраивать отношения с коллегами, подчиненными или персоналом, а также эффективнее работать с клиентами. Если сотрудник умеет найти подход к заказчику, понять его проблемы и помочь, то к нему будут приходить гораздо охотнее и больше, а это повлияет на продажи, его зарплату и доходы фирмы. Долгое время бытовало мнение, что бизнес не может быть честным, а значит, все, кто им занимаются, обманывают, врут и лукавят. Эта точка зрения остается до сих пор. Практика же показывает, что честность не просто важна и нужна, а еще и выгодна. Это работает на имидж компании и человека. Моральные качества разделяют на отрицательные (пороки) и положительные (добродетели). Щедрость, доброта, зазнайство, скупость, великодушие характеризуют как самого человека, так и тех, кто его представляет или поддерживает.
Профессионально-личностные качества и моральные принципы (применительно к деловой и рабочей среде) важны не только для сотрудников. В первую очередь ими должен обладать руководитель. Он — пример для своих сотрудников, партнеров и заказчиков. Для эффективного управления обязательно нужен лидер. Профессиональные и личностные качества руководителя нужно развивать в себе. Умение не только мотивировать себя на работу, но и направлять других, вести за собой коллектив — вот что отличает настоящего лидера от просто начальника с креслом и должностью. Перечислим некоторые необходимые деловые качества руководителя.
- Грамотное планирование. В любом деле, а в бизнесе особенно, умение прогнозировать и предвидеть ситуации является большим плюсом, помогающим избегать возможных проблем в будущем. Для лидера и руководителя это одно из основных качеств. Планируются не только ситуации, но и расходы, доходы.
- Открытость. Руководитель, который максимально доверяет своим подчиненным, не скрывает от них текущую ситуацию и стремится вместе с коллективом решить возникающие вопросы, всегда будет в более выигрышной позиции.
- Личный пример. Деловые качества руководителя должны быть эталоном для его подчиненных. Своим примером он ведет за собой. Для этого руководитель воспитывает в себе и развивает положительные качества, а отрицательные старается искоренить.
- Порядочность. Во взаимоотношениях начальника и подчиненного должно присутствовать уважение и справедливое отношение к последнему. Никакого унижения чести и достоинства. Никогда не распекать подчиненного при всем коллективе. Лучше все вопросы решать наедине, при закрытых дверях. При таком подходе можно не беспокоиться о климате в коллективе. Каждый работник будет знать, что его действия, решения и поступки будут оценены справедливо и объективно. В этом случае вырастет инициатива сотрудников, повысится желание что-либо сделать. При обратном подходе руководителя гарантирована обида, непонимание, неудовлетворенность, злость, депрессия и пессимизм. Конечно, это не может положительно повлиять на трудовую деятельность человека и работу коллектива в целом.
- Адекватная самооценка. Руководитель должен уметь оценивать не только других, но и себя. Опасным может быть как заниженное, так и завышенное восприятие. Работать под руководством начальника с завышенной самооценкой, считающего, что он не может ошибаться просто по определению, очень сложно. Скорее всего, в таких коллективах существует текучка кадров, которая не способствует работе[8].
Таким образом, важность профессионально-личностных, моральных и деловых качеств каждого сотрудника, как руководителя, так и подчиненного, очевидна. Они напрямую влияют на успех в трудовой деятельности, бизнесе, построении карьеры, налаживании связей и взаимодействии с другими людьми.
Качества руководителя можно разделить на две основные категории: личные и деловые. И те, и другие очень значимы и влияют на успех работы предприятия. К деловым можно отнести не только умение вести дела и хватку, но и профессиональную компетентность человека на руководящем посту.
Личные качества руководителя - это понятие, которое включает в себя широкий спектр характеристик. Тут и моральная сторона, и психическое здоровье, и мировоззрение. Одной из самых важных сторон характера руководителя является наличие лидерских задатков. Сегодня лидерство является очень ценным личным капиталом.
Именно лидерские качества руководителя, а не его должность, оказывают наибольшее влияние на всю команду. Менеджеров в наши дни много, но ни один из них не может того, что может харизматичный лидер. Владельцы предприятий, выбирая управленцев, обращают очень большое внимание на наличие таких способностей. В основе лидерских качеств лежит энтузиазм. Благодаря ему руководитель может подавать подчиненным личный пример. Работа, выполненная с энтузиазмом, способна привести к большему успеху, чем просто выполнение служебных обязанностей.
Качества руководителя сильно влияют на формирование командного духа. А командный дух приводит к тому, что коллектив лучше начинает понимать миссию компании и ее цель. Такие качества, как уверенность в себе и оптимизм, способствуют тому, что и команда начинает проникаться видением перспективы. Унылый руководитель вряд ли сможет поднять дух персонала. Конечно, руководителями не становятся на основе одних только личных качеств. Однако именно они создают из посредственного управляющего настоящего лидера, который способен привести команду к цели.
Качества руководителя служат для подчиненных эталоном. Если начальник не слишком культурный человек с низкими моральными стандартами, то и его подчиненные не будут отличаться высокими качествами. Это произойдет неслучайно. Просто образованные и утонченные люди не смогут работать под руководством хама и мизантропа. Не зря говорят, что подчиненные всегда соответствуют своему руководству. Руководитель сегодня имеет в компании несколько социальных ролей. В первую очередь, это образец для подчиненных. Также это лидер и инноватор, на которого ориентируются остальные члены коллектива.