Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Инновационные технологии в логопедии:
• арт - терапевтические технологии;
• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
• современные технологии сенсорного воспитания;
• телесноориентированные техники;
• «Су – Джок» – терапия;
• информационные технологии.
«Арт-терапия» - является средством свободного самовыражения Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
-
связной речи; -
ассоциативного мышления; -
зрительной и слуховой памяти; -
зрительного и слухового внимания; -
воображения; -
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка.
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Телесноориентированные техники: Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств.
Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Для развития мелкой моторики применяю такие виды массажа:
• массаж ладонных поверхностей стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж «Су-Джок» - терапии.
Применение игровых технологий в работе учителя-логопеда способствует:
• развитию творческих способностей детей;
• повышению интеллектуального уровня детей;
• формированию у детей интереса к процессу обучения;
• повышению их мотивационной направленности;
• расширению словарного запаса и развитию связной речи;
• повышению уровня самоконтроля за собственной речью;
• преодолению застенчивости, робости, неуверенности.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства DVD, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Для проведения коррекционно-логопедических занятий используется дидактический материал.
Использование компьютерных игр, тренажеров со звуковыми эффектами, анимацией активизирует деятельность учащихся на занятии. Используемый продукт, кроме того, предусматривает ненавязчивый и необидный для детей контроль (звуковой, зрительный), а также дает возможность создать игровую или соревновательную ситуацию на занятии.
Игры для занятий с детьми с ОНР
Игры помогут автоматизировать и дифференцировать «трудные» звуки в речи, расширить словарь, составить рассказ, развить слуховую память, связную речь и поработать с согласными в начале слова. Есть игры для работы над грамматическим строем: употребление предлогов, согласование числа и падежа существительных.
Игры на память:
• активизации процессов запоминания и сравнения
• запоминания и анализа зрительного образа
• развития логического мышления
• активизации мыслительной деятельности.
Заключение
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества логопеду необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Библиографический список
1. Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 2016. — 608 с.
2. Вишневская, Л. П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Вишневская, Г. В. Вишневская / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.- 2019.- № 16- С.156–158
3. Демченко, Е. Д. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании / Е. Д. Демченко, Е. В. Скачкова // Дополнит. Образование. — 2018.- № 1. — С. 27–29.
4. Петелина Н.Г. Мастерство учителя-логопеда: содержание, формы, этапы и методы формирования: Учеб.-метод. пособие. Курск, 2016. – 420 с.
5. Сабирова, Г.Б. Значение самообразования / Г. Б. Сабирова // Специалист. — 2016. — № 9. — С.39–45
6. Самообразование и саморазвитие личности педагога: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост.: О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. — Йошкар-Ола, 2016. - 104 с.
7. Стародубцев, В. А. Самообразование педагога / В. А.Стародубцев, А. А. Киселева // Народное образование. — 2016. — № 6. — С. 176–179.
9. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2018. — 490 с.
10. Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2016. – 510 с.