Файл: Практикум по дисциплине История органов внутренних дел Вариант 2 Проверил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Орловский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации

имени В.В. Лукьянова»
Кафедра государственно - правовых дисциплин

ПРАКТИКУМ
по дисциплине «История органов внутренних дел»
Вариант №2

Выполнил:


Проверил:

Дата проверки «____» ___________2023г.
Результат: ____________________________

(подпись проверяющего)

Орел – 2023

Содержание
Введение 3

1. Историческая справка УМВД России по Брянской области 7

2. Практические задания 8

Список использованных нормативно – правовых актов и литературы 13











Введение
1. Историческая справка УМВД России по Брянской области
Брянские полицейские столетиями верно служили Отчеству, защищали крестьян от разбоя на дорогах, пресекали террористические акции. В годы гражданской войны оперуполномоченный уголовного розыска К. Куприенко, вступив в бой в одиночку, ценой своей жизни не пропустил подводы с вооруженными бандитами в село Азаровка, чем защитил местных жителей от насилия и разорения.

В годы Великой Отечественной опыт оперативной работы умело применялся сотрудниками брянской милиции во фронтовой разведке, партизанских отрядах и подполье.

После освобождения Брянской области бывшие фронтовики и партизаны составили костяк милиции. В управление НКВД по Брянской области в июле 1944 года были направлены из аппарата НКВД по Орловской области были направлены наиболее квалифицированные офицеры, в том числе К.Ф. Фирсанов. Необходимо было в кратчайшие сроки выстроить правоохранительную боеспособную структуру на территории, на которой в лесах прятались фашистские прихвостни, дезертиры, через область с запада шли потоки репатриантов. На парашютах сбрасывались вражеские десанты, пытавшиеся через диверсии и теракты сдерживать наступление советской армии. Милиция была малочисленной, но в селах ее поддерживали отряды из местного актива – инвалидов, женщин и подростков.


Обостренное чувство патриотизма, забота о подрастающем поколении сделали полковника милиции М.В. Чирикова самого активного участника уничтожения крупной банды в западных районах области, умелым наставником, инициатором и первым руководителем поста №1 на площади имени Брянских партизан областного центра.

Личный состав брянской полиции при активном содействии органов прокуратуры, ФСБ, других силовых ведомств, органов власти и управления области в последние годы добивается высоких показателей в раскрытии преступлений.

Во взаимодействии с администрацией области, органами местного самоуправления брянская полиция работает над созданием многоуровневой системы профилактики преступлений. Сегодня стражи порядка ищут и находят новые пути для повышения уровня безопасности жителей региона. Органы внутренних дел активно занимаются воспитанием молодежи, сотрудничают с общественными объединениями, образовательными учреждениями, религиозными конфессиями.

В последние годы на новый уровень вышла брянская полиции в области информационного обеспечения своих подразделений. В полную силу используются возможности Единой информационно – телекоммуникационной системы органов внутренних дел. В рамках этой программы брянская полиция подключилась к федеральной информационной системе ГИБДД по оптоволоконному кабелю, внедрила технические системы управления нарядами, контроля за транспортными потоками. На патрульных машинах установлено навигационное оборудование.

Всего за годы существования органов внутренних дел на Брянщине 110 сотрудников погибли при исполнении служебного долга, 196 получили ранения. 1020 брянских стражей порядка были награждены государственными наградами.

Сегодня региональное УМВД возглавляет генерал – майор полиции В.А. Толкунов.
2. Практические задания

2.1. Используя литературу (учебного и монографического характера) найти ответ на вопрос: Поддержание общественного порядка в Древнерусском государстве (IX-XII вв.).

Ответ:

Охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности, принуждение к исполнению правовых велений осуществляется каждым государством. До конца второго десятилетия XVII века в России не было регулярных полицейских органов, не употреблялся и термин «полиция». В допетровской Руси эта деятельность государства обозначалась понятием «благочиние». В Русском государстве в течение нескольких веков когда отсутствовали специальный полицейский аппарат и тюремные учреждения полицейские функции, первоначально несложные и немногочисленные, осуществляли наряду с другими функциями управления (судебными, финансовыми, военными) центральные и местные органы власти. Такая ситуация была общей для всех средневековых государств Европы. Так, во Франции королевские чиновники – байли, сенешалы, и, особенно, право, обладавшие в подведомственном им округе судебной, фискальной и военной властью в XI-XV вв. выполняли и полицейские задачи.



В первых государственных образованиях восточных славян (VI – VII вв.), а затем и в Древнерусском (Киевском) государстве (IX – XII вв.) полицейские функции начинают выполняться и некоторыми должностными лицами княжеской администрации. Князь, дружина и народное собрание (вече) – это три основных государственных элемента управления, которые можно выделить в VII – IX вв. на Руси. Вместе с тем, в этот период действовала «десятичная» (численная) система общественной организации. Все население городов и сельских общин делилось на десятки, сотни и тысячи, во главе которых стояли соответственно десятские, сотские и тысяцкие. Со временем система десятичного управления превратилась в административную организацию самоуправления в городских посадах и волостях, а система общего управления государством стала дворцово-вотчинной.

В процессе укрепления власти князя его дружина все больше отделялась от остального населения, превращаясь в основное орудие государственного управления. Из числа дружинников формировалась иерархия должностных лиц, посредством которых и осуществлялось это управление. Дружина великого князя являлась не только его военной силой, но и основным инструментом административного управления внутренними делами.

Дружина подразделялась на старшую (княжи мужи, бояре) и младшую (гридни, отроки, детские). Свои дружины имели и князья, подвластные великому князю. С помощью дружин собирались дань и штрафы (виры) с населения городов и сельских общин. Из старших дружинников назначались должностные лица. Так, например, виру – штраф за правонарушения или обычные пошлины – собирал вирник, который имел своих помощников (отроков) и приставов (метельников).

2.2. Используя нормативный правовой акт найти ответ на вопрос: обязанности полиции в России по обеспечению общественного порядка в соответствии с Регламентом или Уставом Главного Магистрата 16 января 1721 года.

Ответ:

Регламент или устав главного магистрата от 16.01.1721 г. устанавливал основные функции и задачи полиции. В частности, полиция:

1) «споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения» Реформы Петра I. Сборник документов: Регламент или устав главного магистрата, 16 января 1721 / Сост. В.И. Лебедев. - М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1937.;


2) «всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных» Там же.. Таким образом, одной из главных задач полиции стало выявление преступников и правонарушителей закона в населении города: воров и мошенников, беглых колодников, беглых дворовых и крепостных, беглых рекрутов, дезертиров и просто лиц, без разрешения властей покинувших свое место жительства;

3) «непорядочное и непотребное житие отгоняет, и принуждает каждого к трудам и к честному промыслу»;

4) «чинит добрых досмотрителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет». На полицию возлагалась миссия следить за тем, как горожане способствуют благопристойному виду города и как они соблюдают противопожарные и гигиенические нормы;

5) «препятствует дороговизне». Иначе говоря, полиция на рынках и в лавках контролировала соблюдение торговцами твердых цен, устанавливаемых государством на хлеб и некоторые другие товары. Соблюдение точности мер и весов в торговле также попадало под строгое око полиции. Досмотры торговых лавок производились также с тем, чтобы обнаружить торговлю крадеными и не обложенными пошлиною товарами, особенно спиртным;

6) «приносить довольство во всем потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах и все явные погрешения»;

7) «призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям божиим», а также «воспитывает юных в целомудреной чистоте и честных науках» Реформы Петра I. Сборник документов: Регламент или устав главного магистрата, 16 января 1721 / Сост. В.И. Лебедев. - М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1937..

Как следует из указанного Регламента, полномочия полиции не были четко определены, что послужило поводом для издания ряда указов или положений. В частности, Петром I были написаны специально для обер-полицмейстера «Пункты о полномочиях Петербургской полиции и полицейской повинности населения», а также ряд Указов, регламентирующих деятельность полиции в тех или иных областях общественных отношений. В частности в «Пунктах», Петр требовал «по вся четверть года у жителей осматривать печи, комели, в поварнях очеги, бани и протчее, где огонь водится, и престерегать, дабы недосмотрением хозяйским какова бедства от пожару не учинилось». Кошелева А. Указ. соч. В соответствии с этими полномочиями полиции разрешалось беспрепятственно в любое время входить в жилые дома, совершать облавы в трактирах и иных общественных заведениях. Помимо перечисленного, на полицию возлагались функции: контроля и учета приезжающих в город; обеспечение иностранцев жильем; выдача паспортов, а также регулирование передвижения и проживания в столицах населения;
пресечение самовольных уходов работных людей, крестьян, дезертирства солдат. В законодательных актах указывались основные направления деятельности полиции, конкретизировались отдельные полномочия, регулировались формы и методы ее функционирования.

Полицейские канцелярии в первой четверти XVIII в. имели широкие полномочия по части расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. В них проводились дознание по всем обнаруженным полицией преступлениям, а также предварительное следствие и суд в отношении лиц, подведомственных полиции. Полицией приводились в исполнение вынесенные ею приговоры.

Фактическая деятельность полицейских учреждений диктовалась условиями крепостнического строя, самодержавной государственностью и полицейским политическим режимом, конкретной ситуацией в стране и столицах, субъективными воззрениями и желаниями царя и его окружения.

2.3. Используя текст Устава благочиния (1782 г.) ответьте на следующие

вопросы: Сын помещика Широкобокова заявил своему отцу, что он дурак и ничего не понимает в современной жизни. Должна ли на это реагировать полиция?

Ответ:

Устав благочиния указывал какие конкретно действия находились в ведении полицейских органов:

1) противодействие полиции, неисполнение решений суда и законов ;

2) деяния против любой веры и богослужений;

3) нарушение общественного порядка – азартные игры, пьянство, брать и т.д.;

4) действия, нарушающие нормы благочиния – недозволенные представления, самовольное строительство и тд;

5) Подкуп административных или исполнительных органов власти;

6) мелкие уголовные преступления.

Вместе с тем в Наказе управы благочиния закреплено:

XI. Дети долг имеют оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь, и служить им самым делом, словами же и речьми отзываться об них величайшим почтением, сносить родительские поправления и увещания терпеливо без ропота, и да продолжится почтение и по кончине родителей.

2.4. Проанализируйте текст Наказа Министру полиции 1811 г. и ответьте на следующие вопросы: Относилось ли обеспечение продовольствием к числу задач Министерства полиции?

Ответ:

Министерство полиции состояло из трех департаментов:

- Департамент полиции хозяйственной