Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие работают менее успешно. Многие успех деятельности предприятия связывают с правильным выбором вида деятельности, наличием достаточных ресурсов и умением ориентироваться в бурном море рыночной экономики.
Для производства конкурентоспособной продукции предприятие вкладывает средства в производственные факторы. При приобретении предприятием оборудования, инструмента, материалов и т. п. денежные средства на покупки составляют расходы или затраты предприятия.
Деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции, что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.
В настоящее время важную роль играет проблема учета, анализа и контроля затрат на предприятиях, т.е. проблема управления затратами. Вопрос управления затратами актуален потому, что достижение устойчивого преимущества над конкурентами сегодня возможно только при наличии более низкой, по сравнению с другими производителями, себестоимости выпускаемых изделий.
Необходимость управления затратами обуславливается той ролью, которую они играют в экономике предприятия, а именно их прямым участием в формировании прибыли предприятия. Именно прибыль в конечном итоге выступает основным условием конкурентоспособности и жизнеспособности предприятия.
Конкурентоспособность является критерием, наиболее полно отражающим эффективность деятельности экономического субъекта. Практика показывает, что решение задачи повышения конкурентоспособности вызывает значительные затруднения, а для многих предприятий в сегодняшних экономических условиях оно стало проблемой вследствие отсутствия у организаций четкой стратегии, финансово-экономических целей и критериев.
В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления. Кроме того, в условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары, как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.
Конкурентоспособность предприятия – это преимущество предприятия по отношению к иным предприятиям той же отрасли как внутри страны, так и за ее пределами.
Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для:
- разработки мероприятий, направленных на ее повышение;
- определения контрагентов для осуществления совместной деятельности;
- разработки программ выхода предприятия на новые для него рынки− сбыта;
- осуществления инвестиционной деятельности.
Оценка конкурентоспособности экономического субъекта должна обеспечивать максимальную достоверность получаемых результатов в отличие от по факторной оценки конкурентоспособности, которая в силу погрешностей в оценках отдельных факторов, а также условности и субъективности ряда, используемых в расчетах показателей, зачастую является некорректной. Методика должна облегчать задачу сбора необходимой для оценки конкурентоспособности предприятия информации и быть универсальной, позволяя в зависимости от целей анализа и наличия исходных данных формирование любого объема и состава выборочной совокупности предприятий-конкурентов.
Сущность конкурентоспособности фирмы
Рынок конкуренции, обусловлен непосредственным взаимодействием компаний конкурентов между собой и накоплением или усовершенствованием каждым возможных конкурентных преимуществ. Для того, чтобы более детально рассмотреть конкурентоспособность компании, рассмотрим термин конкурентоспособность.
Термин «конкурентоспособность» может относится как к характеристике продукта, так и для сравнения характеристик разных предприятия или отраслей, республик, стран на мировом рынке.
В практике и существующей теории бизнеса, выходящего за границы Российской Федерации, иными словами в зарубежной практике еще не было сформулировано общее определение конкурентоспособности и метода оценок существующего уровня конкурентоспособности производитель.
Большое количество трактовок можно объяснить разными определениями конкурентоспособности производителя на рынке разного объема.
Понятие конкурентоспособность предприятия выражает –возможность дать отпор на рынке иным производителям подобного ассортимента продукции.
Конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию.
В общем понимании конкурентоспособности компании стоит заметить, что конкурентоспособность не может являться имманентной характеристикой компании, это значит, что конкурентоспособность компании можно оценить в пределах границ иных компаний, которые относятся к единственной отрасли и выпускают похожие товары или услуги. Определить конкурентоспособность возможно в ключе общего сравнения данных компаний.
Оценить степень конкурентоспособность, а именно выявить ее характер определить конкурентные преимущества в сравнение с компанией конкурентом, начинает в первую очередь с определения основных объектов для сравнивания, конкретно говоря, с определения лидирующей компании на данном рынке.
В итоге стоить отметить, что экономические и социальные особенности компании, в сравнительном соотношении с подобными товарами других компаний, отражает общий уровень конкурентоспособности.
Существуют определенные методы оценки:
Матричные методы. Этот подход основывается на маркетинговой оценке хозяйственной деятельности производителя и его продукта. Суть метода – анализ конкурентоспособности предприятия с учетом жизненного цикла продукции.
Методы, базирующиеся на оценке конкурентоспособности продукции. Данная группа методов основывается на том, что конкурентоспособность продукта и предприятия имеют прямо пропорциональную зависимость. Для определения конкурентоспособности продукта применяются квалиметрические и маркетинговые методы, большинство из которых заключается в нахождении соотношения цена качество.
Методы, базирующиеся на теории эффективной конкуренции. Смысл данного подхода заключается в балльной оценке возможностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Все сформулированные в ходе анализа его возможности, направленные на достижение конкурентных преимуществ, оцениваются экспертами с позиции имеющихся ресурсов и факторов.
Комплексные методы. В рамках подобных методов оценка ведется на основании определения потенциальной и текущей конкурентоспособности. Как правило, текущая конкурентоспособность определяется на основе оценки конкурентоспособности его продуктов, а потенциальная – по принципу методов, которые основаны на теории эффективной конкуренции.
Отсутствие понимания целей, сложность ориентации в современных условиях приводят к тому, что решение проблемы повышения конкурентоспособности отодвигается на второй план, неизбежно уступая место решению текущих вопросов. Кроме того, существующие форма и содержание информации о конкурентной позиции предприятия и оперативность ее представления часто не позволяют использовать последнюю для целей управления. Следует отметить, что достижение устойчивой конкурентоспособности предприятия обеспечивается, как правило, не за счет преимущества в одном из ее детерминантов, а в силу приоритета в нескольких факторах конкурентоспособности. Это, с одной стороны, позволяет нивелировать недостатки прочих детерминантов конкурентоспособности, с другой – снизить зависимость от конъюнктурных колебаний факторов конкурентоспособности. Кроме того, исследователи сходятся в том, что повышение конкурентоспособности предприятия не может быть достигнуто единовременно, краткосрочно.
Конкуренция как основная сила развития предприятия.
Одним из важных показателей рынка считается соперничество как форма обоюдного соперничества субъектов рынка и механизм регулировки общественного изготовления. Это - социальная форма конфликта субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их личных финансовых интересов. В экономике соперничество выполняет ряд функций: выявляет и устанавливает рыночную цену продукта; объединяет определенный труд к социально необходимому; способствует выравниванию личных стоимостей и выгоды в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.
В присутствии других компаний на существующих рынках создается конкуренция за потребителя услуг или товаров, а также создается распределения дохода в соответствие с вкладами и так же распределяются факторы производства.
При эффективном использовании основными ресурсами компании у производителя возникает возможность увеличить общую прибыль компании, и наоборот при не эффективном использовании основных средств компания может стать банкротом или в лучшем случае нести большие убытки.
Понятие конкуренции является сильным фактором фокуса производственной деятельности, характер, который может быть зависим от развития и степени монополизации.
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов. В силу специфического положения монополий в экономике России силой, способной им противостоять является государство.
Стоит заметить, что конкуренция имеет свои плюсы и минусы.
Основными плюсами конкуренции являются:
- конкуренция стимулирует находиться в постоянном поиске новых технологий или новых возможностей производства;
- конкуренция способствует обновлению технологического оснащения предприятий;
- конкуренция мотивирует компании повышать качество услуг или товаров;
- конкуренция влияет на политику цен предприятия;
- конкуренция заставляет компании продавать наиболее качественные товары;
- конкуренция провоцирует введение новых форму управления.
Минусы конкуренции:
- жестокое отношение к компании, которая потеряла конкурентоспособность;
- большое количество компаний, объявивших себя банкротами;
Существует шесть видов конкуренции:
- многофункциональная конкуренция - основывается на том, что одну и ту же надобность потребителя разрешено удовлетворить по разному;
- видовая конкуренция - это соперничество между подобными продуктами, однако различными по оформлению;
- предметное соперничество - это соперничество между подобными продуктами, однако различными сообразно качеству продукта и сообразно притягательности марки;
- ценовое соперничество - понижение расценки увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
- скрытое ценовое соперничество бывает двух видов: реализация собственного продукта по стоимости конкурента; снижение расценки потребления продукта
- преступные способы: антиреклама продуктов соперников; создание продуктов имитаторов (подделка).
Общее положение конкуренции раскрыто в определениях конкурентного и неконкурентного рынка.
Рассмотрев основные виды конкуренции, относящиеся к рыночной структуре я выделила основные четыре модели:
- чистая конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- чистая монополия.
Возможность покупателя и продавца равнозначны в случае чистой конкуренции.
Рассмотрев конкуренцию как основную силу развития предприятия, можно сделать вывод, что самой движущей силой для развития компаний является конкуренция, именно она заставляет компании расти и развиваться с целью быть конкурентоспособной компанией и увеличить свои доли рынка. Поэтому необходимо быть в постоянном поиске и развитие, чтобы в противном случае не лишиться занимаемой доли рынка или вообще прекратить предпринимательскую деятельность став банкротом.
Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия:
- рост объемов реализации продукта;
- улучшение качества выпускаемого продукта;
- уменьшение расходов;
- бенчмаркинг.
Одно из направлений повышения конкурентоспособности рост объемов реализации продукта (услуг или работ). Следует учитывать, что повышение объемов реализации само по себе не принесет желаемых результатов, поскольку при этом не учитываются такие важные показатели, как величина расходов предприятия, его прибыль и т.д. При организации производственного процесса и планировании объемов в соответствии с данным методом необходимо решить ряд задач, одной из важнейших из которых является определение объема реализации продукции, при котором будет обеспечена безубыточная производственная деятельность.