Файл: Программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"


Презентацию подготовили студентки:

Исаева Лера ФК201_241 Горошкова Алёна БУ201_241 Корешкова Анна БУ201_241
Для нашей работы мы выбрали Госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности, потому что, как мы выяснили в кейсе 5, эта отрасль является ведущей в нашей стране и нам стало интересно, как же государство развивает эту отрасль.

Описание проблемной ситуации

В настоящий момент основную проблему несут в себе пакеты санкций, введенные странами запада в отношении нашей страны. Например, 1 пакет санкций, принятый

21-24 февраля 2022 году,

где как раз накладываются

санкции на предприятия ВПК,

которые являются практически

ведущими в нашей стране,

множество концернов, объединенных предприятий занятых в области промышленности и т.д., а так же запрет на продажу ресурсов и программ.

Описание госпрограммы

    • Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее – ГП-16, госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 (с изменениями).
  • Программа направлена на объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынках.
  • Программа разработана в тесной взаимосвязи с государственными программами в других отраслях промышленности и описывает систему мер промышленной политики для гражданских отраслей с низким уровнем участия государства в капитале организаций промышленности. Данный подход предопределяет особенности инструментальных приоритетов Программы и их направленность.

Цели Госпрограммы

В соответствии с внесенными изменениями целью госпрограммы является формирование в гражданских отраслях промышленности Российской Федерации глобально конкурентоспособного сектора с высоким экспортным потенциалом, обеспечивающего достижение национальных целей развития. Цель госпрограммы в основном соответствует критериям, определенным Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582 (далее - Методические указания Минэкономразвития России).

Текущее состояние гражданских отраслей российской обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций. Так, темп роста отраслей промышленности в 2020 году колебался от 87,3 процента (спад в автомобилестроении) до 123 процентов (рост в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях), разница между максимальными и минимальными темпами роста в пределах одного года составила 35,7 процентных пункта. С этой точки зрения замедление темпов роста российской промышленности носит структурный характер и обусловлено неравномерным развитием рынков и организаций промышленности. Соответственно, для решения возникших проблем необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей.

Задачи


Госпрограммой предусмотрено решение 8 задач и достижение

ожидаемых результатов реализации госпрограммы посредством реализации

подпрограмм.

Задача:


1

Обеспечение потребностей в продукции транспортного комплекса за счет внутреннего производства конкурентоспособной техники;

Задача:

2

Обновление технологической базы отраслей гражданской промышленности;

Задача:

3

Обеспечение промышленности средствами производства, координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию;

обеспечение потребности промышленности в доступных, технологичных традиционных и новых материалах;

Задача:

4

Задача:

5

расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции;

Задача:

6

снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции;



Задача:

7

Задача:

8

стимулирование научных исследований и опытных разработок, направленных на обеспечение промышленности новыми технологиями и образцами продукции

опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей

В настоящее время поддержка промышленного производства строится вокруг комплекса мер по нескольким направлениям - от защиты инвестиций до информационной, кадровой и локализационной политики. Сформированы и внедрены механизмы специальных инвестиционных контрактов, фонды развития промышленности на федеральном и региональном уровнях, субсидиарные меры поддержки, ориентированные на привлечение частных инвестиций в промышленность, создана инфраструктура поддержки экспорта, развернута планомерная работа по определению понятия "российский продукт" и реализации соответствующей системы подтверждения, приняты и реализуются двадцать отраслевых документов стратегического планирования, охватывающих подавляющее большинство отраслей обрабатывающей промышленности.

Разбиты на 4 этапа: I этап - 2013 - 2015 годы,

II этап – 2016 - 2020 годы,

III этап - 2021 - 2024 годы,

IV этап - 2025 - 2030 годы.

Сроки реализации с 2013 по 2030гг.

Основные мероприятия



Поддержка продвижения и повышение конкурентоспособности продукции легкой и текстильной промышленности



Демонстрация достижений и вывод на зарубежные рынки продукции отечественной промышленности

Обеспечение деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии













Обеспечение выполнения функций уполномоченного (национального) органа Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении

Формирование государственного резерва редкоземельной продукции

Обеспечение деятельности подведомственных организаций и институтов развития

Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений

Создание и развитие механизмов регулирования в области стандартизации и установления, применения, исполнения требований к продукции и связанным с ней процессам и обеспечению единства измерений, в том числе в рамках Евразийского экономического союза


В основу приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы заложен принцип управления рисками развития промышленности на основе матричного соотнесения параметров приоритетных отраслей промышленности и возможных инструментов промышленной

политики. Выделение отраслей промышленности и соответственно структурных элементов

Программы осуществляется по типу рынков выпускаемой продукции.

Преимущественно на внутренний рынок ориентирована продукция следующих традиционных отраслей машиностроения:
  • автомобильная промышленность;
  • сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение в пищевой и перерабатывающей промышленности;
  • машиностроение специализированных производств;
  • транспортное машиностроение.

На потребительский сектор ориентированы следующие традиционные отрасли:
  • легкая промышленность;
  • народные художественные промыслы;
  • индустрия детских товаров.
  • На обеспечение промышленности материалами ориентированы следующие отрасли:
  • металлургия;
  • композиты;
  • редкие и редкоземельные металлы;
  • химический комплекс.

Помимо указанных четырех категорий отраслей, Программа включает комплекс следующих

мероприятий, обеспечивающих развитие промышленности в целом:
  • обеспечение устойчивого финансового положения промышленности и формирование
  • комплекса мер государственной финансовой поддержки;
  • создание условий для технологического развития отраслей промышленности и поддержка
  • инноваций;
  • меры по управлению региональным промышленным развитием, поддержке и координации усилий субъектов Российской Федерации по созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков, технопарков, промышленных кластеров и по реализации региональных программ развития промышленности; действия в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений,
  • оказывающие общесистемное воздействие на промышленное производство;
  • развитие и модернизация российской лабораторной базы.

Приоритетными направлениями гражданской промышленности в сфере реализации

Программы являются направления промышленности (продуктовые и технологические

направления в рамках отраслей), осуществление деятельности по которым способствует:

  • созданию новых экономически эффективных и экологически безопасных производств;
  • развитию промышленного производства в направлении увеличения выпуска
  • высокотехнологичной продукции;
  • росту производительности труда за счет использования передовых технологий и
  • современного оборудования и созданию высокопроизводительных рабочих мест;
  • созданию условий для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки;
  • повышению энергоэффективности и ресурсосбережения.

Оценка возможностей, угроз реализации и эффективности реализации

На ход реализации госпрограммы существенное влияние оказывала пандемия и ограничительные меры, вызванные борьбой с ней, нестабильная макроэкономическая ситуация в мировой экономике и тенденции в мировой геополитике, а также низкий уровень платежеспособности населения, а в настоящее время влияю конечно же пакеты санкций, которые вводят ограничения и создают колебания в секторе промышленности, тормозится и ход госпрограммы из-за нехватки ресурсов для реализации, так же периодические вспышки гриппа и короновирусной инфекции, так же влияет и спец.операция, так как основная рабочая сила направлена на фронт, а для постройки тех же самых новых промышленных предприятий нужны люди, которых сейчас не хватает, для сдачи объектов и завершения строительства.

Фактическое влияние факторов на основные параметры госпрограммы свелось к ограничению возможности достижения целевых показателей и, одновременно, росту спроса на получение государственной поддержки.

Меры государственной поддержки отраслей промышленности в основном были направлены на стимулирование производственной деятельности организаций и повышение спроса на отечественную продукцию и осуществлялись посредством:
  • предоставления субсидий из федерального бюджета (субсидии юридическим лицам – 79,8 %, субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям – 10,1 %);
  • осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (4,9 %);
  • предоставления производителям займов Федеральным государственным автономным учреждением «Российский фонд технологического развития»;
  • заключения специальных инвестиционных контрактов;
  • установления условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
  • «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».