Файл: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 5021

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение


В настоящее время вопросы организации учета нематериальных активов активно обсуждаются во всем мире. Это обусловлено бурно развивающимися процессами поглощения одних предприятий другими, существенными изменениями в технологии производства товаров и услуг, возрастанием роли информационных технологий.

Проблема нематериальных активов одна из наиболее актуальных экономических и правовых проблем современной экономики. Использование нематериальных активов в экономическом обороте дает возможность современному предприятию изменить структуру своего производственного капитала. За счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг увеличивается их наукоемкость, что имеет большое значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг.

Актуальность изучения роли нематериальных активов заключается в требовании более глубокого понимания природы их возникновения и воспроизведения, многообразия и типологизации, оценки их роли в стоимости компании.

В связи со значимостью изучаемой проблемы, целью работы выступает оценка роли нематериальных активов в деятельности предприятия.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и экономическое содержание нематериальных активов;
  2. Дать классификацию нематериальных активов;
  3. Определить правила учета амортизации нематериальных активов.
  4. Осуществить экономические расчеты на базе показателей условного предприятия

Теоретической и методологической базой являются работы различных авторов на тему представления теоретических положений, в соответствии с которыми нематериальные активы рассматриваются с позиции их экономического содержания.

Объектом исследования являются нематериальные активы.

Предметом исследования является роль нематериальных активов на деятельность предприятия.

Методологической и теоретической базой курсовой работы послужили учебная литература, труды, публикации, статьи, а также работы отечественных авторов в области исследуемой темы.

Курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы. Во введении рассмотрены актуальность исследования, цели и задачи работы. В теоретической главе обобщены понятие и значение нематериальных активов, дана их классификация, а также рассмотрены сущность и способы начисления амортизации нематериальных активов. В практической главе на базе планируемого объема производства и продаж рассчитаны производственные затраты, цена, объем продаж, прибыли основные показателя деятельности условного предприятия. В заключение обобщены основные выводы по проведенной работе.


Глава 1. Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия

1.1 Понятие нематериальных активов

В последнее время для организаций большую роль играет такой вид имущества как нематериальные активы. Это вызвано быстро развивающимися процессами поглощения одних организаций другими, огромными изменениями в технологии производства товаров и услуг, ростом роли информационных технологий.

При применении нематериальных активов в экономическом обороте современное предприятие может изменить структуру собственного производственного капитала. Большое значение они имеют и при повышении конкурентной способности продукции и услуг, так как за счета увеличения доли нематериальных активов в стоимости продукции и услуг, повышается их нaукoeмкoсть.

Нематериальные активы – часть внеоборотных активов предприятия, к которой относят объекты, не имеющие физической структуры. Они принадлежат организации на праве собственности, используются ей в производственных целях в течение долгого времени, а также приносят доход. Нематериальные активы оформляются согласно требованиям законодательства [10, 98].

Объекты нематериальных активов обязаны соответствовать следующим условиям:

1. отсутствие материально-вещественной структуры;

2. способность идентификации организацией от иного имущества;

3. использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд;

4. использование в деятельности предприятия в течении срока, превышающего двенадцать месяцев;

5. способность приносить в будущем предприятию экономические выгоды;

6. отсутствие у предприятия намерения их продать;

7. наличие надлежаще оформленных документов, которые свидетельствуют о существовании самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства) [16].

Существуют следующие виды нематериальных активов:

а) объекты интеллектуальной собственности;

б) организационные расходы;

в) деловая репутация организации.


В свою очередь объекты интеллектуальной собственности могут быть разделены на две группы: регулируемые патентным правом и регулируемые авторским правом.

Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны изобретения, фирменных наименований, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, полезных моделей нужна их регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах.

Регистрация объектов, которые регулируются авторским правом, не нужна. Автору нужно обязательно выразить свое произведение в любой объективной форме, которая позволяет воспроизводить указанный объект. Перечень объектов, которые регулируются авторским правом, примерный и может быть расширен за счет создания новых произведений [Кондраков,146].

Объекты, регулируемые патентным правом - это объекты промышленной собственности.

Правовое регулирование объектов промышленной собственности осуществляется Патентным законом РФ, Законом РФ, a также подзаконными нормативными актами, регулирующими процедуру оформления и регистрации объектов, размеры пошлин и другие вопросы.

К объектам, которые регулируются патентным правом, относятся:

а) изобретение, если оно является новым, а также имеет изобретательский уровень и промышленно применимо;

б) промышленный образец - художественно-конструкторское решение изделия, которое определяет его внешний вид;

в) полезная модель - конструктивное выполнение из составных частей;

г) товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, которые позволяют различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических и физических лиц;

д) фирменное наименование - это индивидуальное название юридического лица;

е) Ноу-хау - информация технического, организационного, служебного или коммерческого характера, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в связи с неизвестностью её третьим лицам, к ней нет свободного доступа.

К объектам, регулируемым авторским правом, относятся:

а) программа для ЭВМ - объективная форма совокупности данных и команд, которые предназначены для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств;

б) база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчётов и др.), систематизированных с целью нахождения и обработки этих данных;

в) топология интегральных микросхем - зафиксированная на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними [21, 148].


Организационными расходами называют расходы, связанные с образованием организации, признанные в соответствии с учредительными документами, вкладами участников (учредителей) в уставный капитал. Это расходы предприятия по оформлению учредительных документов, затраты на консультации, регистрационные сборы, расходы на изготовление штампов, печатей, рекламные расходы и т.д.[Ю.A. Бабаева]

Деловая репутация — это превышение текущей цены предприятия над балансовой стоимостью всех обязательств и активов. Она может быть как положительной и отрицательной.

Положительная деловая репутация - это надбавка к цене, уплачиваемой покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Она амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности предприятия) и отражается в бухгалтерском учете путём равномерного уменьшения ей первоначальной стоимости [22].

Отрицательной деловой репутацией называется скидка с цены предприятия, которая предоставляется покупателю; она учитывается как доходы будущих периодов.

Таким образом, нематериальные активы не имеют физического выражения, но все же они представляют существенную ценность для предприятия. Существует принцип юридической защиты объектов интеллектуальной собственности, который заключается в запрещении использования нематериальных активов без разрешения их собственника или их подделка.

1.2 Классификация и оценка нематериальных активов

Нематериальные активы классифицируются:

1. В зависимости от степени участия в производстве:

- функционирующие (работающие) нематериальные активы, предприятие при их использовании получает доход в настоящем;;

- нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы, которые не используются по каким-либо причинам в настоящее время, но могут использоваться в будущем.

2. По степени отчуждения:

- отчуждаемые, которые полностью передаются при их продаже, передаче, аренде;

- неотчуждаемые, которые остаются в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование.

3. По степени влияния на финансовые результаты организации:

- объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счета внедрения их в эксплуатацию;

- объекты нематериальных активов, которые опосредованно влияют на финансовые результаты.


4. По степени правовой защищённости:

- нематериальные активы, которые защищаются охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями);

- нематериальные активы, не зачищенные охранными документами.

5. По степени вложения индивидуального труда работников данного предприятия:

- единоличные — то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями организации;

- паевые — то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;

- приобретённые со стороны — то есть объекты нематериальных активов, полученные от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно [16].

Значение нематериальных активов все больше возрастает. Рыночные отношения развиваются, поэтому появилась потребность производить оценку нематериальных активов для последующего извлечения материальной и нематериальной выгоды.

Процедура оценки нематериальных активов - это определение стоимости объектов интеллектуальной собственности.

Оценка зависит от способа их приобретения.

В учете и отчётности объекты нематериальных активов отражают по первоначальной и остаточной стоимости.

Нематериальные активы могут быть приобретены за плату у других организаций, внесены в качестве вклада в уставный капитал, созданы на самом предприятии, получены безвозмездно. Поэтому оценка может быть произведена исходя из затрат на приобретение, по договорённости сторон, по стоимости изготовления, по рыночной стоимости. [16].

Первоначальная стоимость определяется для объектов:

а) внесенных в счета вкладов в уставный капитал- по договорённости сторон, то есть согласованной стоимости;

б) приобретённых за плату у других организаций и лиц- по фактически произведённым расходам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию;

в) полученных безвозмездно от других организаций и лиц- по рыночной стоимости на дату оприходования;

г) ПС нематериальных активов, созданных самим предприятием, рассчитывается как сумма всех фактических затрат на их создание и изготовление.

Нематериальные активы, которые поступают на предприятие в порядке обмена на какое-либо имущество, оценивают исходя из остаточной стоимости обмениваемого имущества или его рыночной стоимости.

При получении нематериальных активов в обмен на акции или другие ценные бумаги, выпущенные данным предприятием, их оценивают либо по рыночным ценам на нематериальные активы, либо по рыночной стоимости ценных бумаг, выданных в обмен на нематериальные активы [21, 150].