Файл: Традиционные организационные структуры (Основы традиционных организационных структур).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основы традиционных организационных структур
1.1.Понятие традиционной организационной структуры
1.2.Элементы организационной структуры
1.3.Типы организационных структур и их характеристика
2.Проектирование организационной структуры
2.1. Этапы и способы проектирования
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни управление является одним из важнейших видов деятельности человека. В условиях рыночной экономики особую роль играет управление хозяйственными организациями, призванное обеспечить высокую эффективность и результативность их функционирования в интересах обеспечения социально-экономических потребностей общества. Постоянное возрастание требований к качеству управленческой деятельности обусловлено разнообразными факторами: увеличением размеров современных предприятий и усложнением их целей, стремительным ростом научно-технического прогресса, геополитическими и социально-экономическими изменениями в мире, возрастанием разнообразия и сложности используемых технологий, изменением предпочтений потребителей, усложнением конкурентной среды и т.п.
В ходе экономического развития, одним из этапов которого стала индустриализация, были созданы крупные хозяйственные единицы, что потребовало введения в экономическую сферу организационных принципов и что в свою очередь вызвало еще большую дифференциацию теоретических основ.
Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером. «Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категории и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций. Столь важное значение ОСУ и делает ее изучение. актуальным.
Структуру организации можно определить как простую совокупность
способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на
отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий
по решению этих задач.
1.Основы традиционных организационных структур
1.1.Понятие традиционной организационной структуры
Структурный подход к организации позволяет упорядочить задачи, распределить роли, полномочия и ответственность. Структурированность является свойством любой системы. Элементы системы образуют целое благодаря связям. Структура есть результат процесса организации, итог движения, упорядочение элементов конкретной системы. В теории организации и теории управления чаще используется понятие организационной структуры управления (ОСУ). ОСУ строится с учетом требований наиболее эффективного управления системой. ОСУ компании направлена, в основном, на установление четких взаимосвязей между отдельными ее подразделениями, распределение между ними прав и ответственности. Наилучшая структура - структура, позволяющая взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы и усилия своих сотрудников на достижение целей. Организационная структура постоянно видоизменяется, совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями функционирования системы.
Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное, с целями, функциями, распределением полномочий между менеджерами. В рамках организационной структуры управления протекает весь управленческий, в котором участвуют менеджеры всех уровней. В литературе по менеджменту приводится множество трактовок ОСУ, которые отражают сложность и многозначность этой категории. ОСУ – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура определяет состав и систему подчинения в общей иерархии управления организацией. Иерархия свойственна в какой-то мере практически всем современным организациям. В организации можно выделить несколько видов структур: технологическую, производственную, финансовую, социальную и информационную. В диалектическом единстве с организационной структурой находятся управленческие функции. При создании новой организации функции являются основой для формирования структуры. При совершенствовании производства и управления основой является структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций. При этом структура принципиально не меняется, то есть сохраняются ключевые подразделения должности.
Организационные структуры управления являются наиболее консервативными элементами системы управления, так как их изменение всегда затрагивает интересы целых коллективов, и существуют определенные требования сохранения устойчивости системы. Вместе с тем, структура управления любого предприятия должна соответствовать требованиям рыночной ситуации, иначе деятельность предприятия может оказаться неэффективной. Таким образом, организационные структуры должны постоянно изменяться, дополняться и совершенствоваться соответственно деятельности компании, рыночным требованиям и мировому техническому прогрессу.
1.2.Элементы организационной структуры
Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.
Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.
1)Управление – конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.
Люди осуществляют процесс управления и решают стоящие перед организацией проблемы, а значит, разрабатывают и принимают управленческие решения. В процессе активной деятельности человека под воздействием изменяющихся условий может происходить смена его целевых установок, системы ценностей и предпочтений. Поэтому если происшедшие изменения достаточно существенны либо перед человеком открываются принципиально новые возможности для самореализации, получения большего вознаграждения и т. д., то человек может переменить организацию, в состав которой входит.
2)Правила, по которым работает организация
Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения. Когда люди собираются, чтобы сделать что-то вместе, полезно договориться о базовых правилах компании. Согласие, достигнутое по базовым вопросам, уменьшает трения в группе и создает атмосферу взаимного доверия и поддержки.
3)Распределение труда
Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.
Структуры управления должны отражать цели и задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды. Попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны.
Построение структуры в организационном менеджменте осуществляется с учетом требований:
1)экономичность;
2)адекватность;
3)адаптивность;
4)гибкость;
5)динамизм;
6)специализация;
7)пропорциональность;
8)оптимальность;
9)оперативность;
10)надежность.
Принципы организационного менеджмента:
1)сочетание централизованного руководства с широкой самостоятельностью и инициативой коллектива;
2)системный подход;
3)управляемость;
4)соответствие субъекта и объекта менеджмента;
5)адаптация;
6)профессиональная регламентация;
7)правовая регламентация.
В практике менеджмента были использованы четыре базовые модели организации, представленные в табл.1
Концепция организации |
Главная функция менеджмента |
Главная функция менеджмента |
Механистическая модель |
||
1. Закрытая система 2. Комбинация факторов производства 3. Рациональная бюрократия |
Оперативное управление производством, оптимизирующее структуру производственных факторов |
Соотношение выпущенной продукции и затрат ресурсов |
Модель, ориентированная на человеческие ресурсы |
||
1. Закрытая система 2. Коллектив 3. Разделение труда 4. Кооперация труда |
1. Организация и управление персоналом 2. Управление внутренними процессами |
Использование человеческих ресурсов: – производительность труда; – моральный климат; – социальный климат и т.д. |
Системная модель |
||
1. Открытая система 2. Организация как составная часть среды 3. Взаимосвязь факторов внешней и внутренней среды |
1. Стратегический менеджмент 2. Управление ресурсами на входе |
1. Способность получать необходимые ресурсы из внешней среды 2. Сравнение результатов работы со стратегическими целями |
Модель организации как общественного института |
||
1. Открытая система 2. Общественный институт 3. Взаимосвязь интересов разных групп |
1. Стратегия ограниченной оптимизации 2. Балансирование интересов групп 3. Укрепление позиций в обществе |
Степень удовлетворения ожиданий и потребностей всех групп интересов |
Таблица 1. Базовые модели организации.
1.3.Типы организационных структур и их характеристика
Существует множество типов структур управления и их модификаций, адаптированных к конкретным условиям функционирования организаций, - сложных, функциональных и чрезвычайно гибких.
Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ в., когда зарождался менеджмент, но в них довольно чётко проглядывают «родовые» черты их «прародителей»: все они выросли из линейно-функциональных структур того периода. Современные организационные структуры успешно функционируют до тех пор, пока остаются верными основополагающим идеям и правилам линейно- функционального управления. При этом главное внимание уделяется разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических.
Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения:
1)четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;
2)иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
3)наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
4)дух формальной обезличености, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;
5)осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.
Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры.
Формальная организация — это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.
Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где степень формализации высока. Чем выше уровень стандартизации трудовых функций, тем меньше должен быть личный вклад каждого работника в конечный результат. Стандартизация не только не способствует альтернативному поведению работников, но и устраняет всякую необходимость каких-либо альтернатив. В разных организациях степень формализации различна.