Файл: Рынок технологий 3 Современные условия и формы обмена технологиями 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Совершенно очевидно, что назрела необходимость стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу.
При этом, однако, необходимо помнить, что успешное развитие инновационной сферы, а также вхождение России на мировой рынок технологий невозможно без международного взаимодействия, сотрудничества России с другими странами. Интенсификация инновационной деятельности в России также невозможна без обеспечения ее соответствующими инвестициями. Поэтому особое внимание необходимо уделять привлечению прямых иностранных инвестиций, зарубежного венчурного и банковского капитала, работе российских высокотехнологичных компаний на международном фондовом рынке, разработке схем их выхода на мировой рынок, использованию мировой практики предпринимательства и партнерства государства и частного сектора.
Для обеспечения технологической безопасности страны основное внимание должно уделяться вопросам защиты интеллектуальной собственности от утечки и неравномерного использования за рубежом, в том числе в судебном порядке, правовой и финансовой регламентации НИОКР, выполняемых по заказам иностранных организаций и фирм, в том числе в области технологий и техники военного назначения.
России необходимо выработать долгосрочную стратегию развития науки и инноваций, способную вывести национальную экономику на путь устойчивого прогресса, опирающегося на достижения НТП, на процессы международной научно-технологической корпорации и интеграции (3, с.17-18).
Отсутствие при переходе к рыночным отношениям научно-обоснованной государственной концепции и политики участия России в международном технологическом обмене, отсутствие научных принципов и методов их осуществления, значительное сокращение финансирования НИОКР, развал промышленного и сельскохозяйственного производства, сдерживают НТП и социально-экономическое развитие России. Отъезд за границу научных работников и специалистов, некомпетентность многих организаций и предприятий, осуществляющих экспорт-импорт технологий, и неконтролируемый вывоз отечественных научно-технических достижений за границу подрывают государственную и экономическую безопасность и наносят колоссальный экономический ущерб России.
Россия к середине 90-х годов практически прекратила участие в международном технологическом обмене по лицензионным договорам. Хотя в 2001 г. участие России в международном обмене технологиями, содержащими изобретения и ноу-хау по лицензионным договорам, начало оживляться, оно продолжает быть ничтожным по сравнению с развитыми и даже с некоторыми развивающимися странами. Так, поступления от продажи лицензий Россией составили лишь 0,16% от поступлений США, 8,72% от Южной Кореи, 13,54% от Италии, 72,29% от Индии.
Доля России в мировых поступлениях за проданные лицензии составила всего 0,08% (см. Приложение №2 и №3), то есть меньше всех указанных стран мира (1, с.6-7).
Россия не в меньшей, а даже в большей степени, чем другие страны, нуждается в иностранных инвестициях, которые должны обеспечивать воспроизводство и развитие НИОКР, промышленного и сельскохозяйственного производства на уровне последних достижений мировой науки и техники. Значительная доля иностранных инвестиций должна направляться на закупку зарубежной технологии и (или) получение прав на ее использование, на тех направлениях НТП, на которых наметилось или сложилось отставание от зарубежных достижений. Должен строго соблюдаться принцип - нет инвестиций без передачи новейшей технологии или последней без сопутствующих инвестиций.
Расширять участие РФ в международном технологическом обмене возможно только взаимообменом технологиями, превосходящими последние достижения мировой науки и техники, содержащими изобретения и ноу-хау (1, с.29-30).
Значение государственной концепции участия России в международном технологическом обмене.
Фактически сложившееся положение с участием Российской Федерации в международном технологическом обмене: снижение его уровня до ничтожного процента по отношению не только к промышленно развитым, но и развивающимся странам; неконтролируемая передача в больших масштабах отечественной технологии за границу по отношению к регистрируемой; стихийный характер участия России в международном обмене технологией на уровне изобретений и ноу-хау создали угрозу экономической безопасности России.
В этих условиях разработка государственной концепции участия России в международном технологическом обмене приобретает исключительное значение для развития и совершенствования НИОКР, промышленного и сельскохозяйственного производства и на их базе обеспечения ускорения научно-технического прогресса и социально-экономического развития страны.
При разработке государственной концепции интеграции России в международный технологический обмен и на ее базе государственной политики в области внешней торговли технологией необходимо учитывать научно-обоснованный принципы их проведения, например:
-
Выбор технологии для совершенствования НИОКР и воспроизводства техники, технологии и материалов должен определяться не национальной принадлежностью технологии, а ее уровнем по отношению к последним достижениям мировой науки и техники, содержащим изобретения и ноу-хау. Продаваема отечественная и закупаемая зарубежная технология должна обеспечивать и экономическую безопасность РФ под строгим и надежным государственным контролем. -
Отечественная технология, превосходящая последние достижения мировой науки и техники, содержащая изобретения и ноу-хау, должна продаваться за границу иностранным ТНК (фирмам), когда в процессе ее создания своевременно обеспечена ее защита патентной монополией на изобретения и (или) монополией секретности на ноу-хау. При этом необходимо учитывать следующие достижения:
-
Потребность в объектах техники и материалов, созданных на базе отечественной технологии, не может быть удовлетворена в странах мира путем их экспорта; -
Разработанная в России технология продается в обмен на зарубежную технологию, отвечающую мировым достижениям, по которой наметилось или сложилось отставание и в которой нуждаются отечественные организации и предприятия для совершенствования НИОКР и производства; -
Передача технологии целесообразна для привлечения иностранных инвестиций и организации производства на их базе, участия в зарубежных ТНК, слияния с ними и (или) создания отечественных ТНК с иностранным участием на базе продаваемой технологии.
-
При закупке современной зарубежной технологии, содержащей изобретения и ноу-хау и защищенной патентной монополией на изобретения и монополией секретности на ноу-хау, на тех направлениях НТП, на которых наметилось или сложилось отставание от мировых достижений науки и техники, необходимо определять технико-экономическую целесообразность и эффективность ее приобретения для лицензиата и экономики РФ, обеспечивая:
-
ее освоение в возможно короткий срок; -
экономию на НИОКР, проведение их от уровня закупленной технологии и создание последующих поколений по уровню, превосходящему последние достижения мировой науки и техники. Отказ в проведении НИОКР от уровня лицензии может допускаться только на основании научно-обоснованных заключений и технико-экономических расчетов, одобренных государством; -
замену импорта объектов техники, технологии и материалов производством их по лицензии и расширения экспорта лицензионной продукции на рынках, предоставленных лицензиату; -
получение дополнительного источника валютных средств и окупаемость затрат на закупку и освоение лицензий за счет экспорта лицензионной продукции (1, с.58-60).
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы:
-
Научные ресурсы определяются как численностью исследований и материально-технической базой НИОКР, так и системой организации науки и научного обслуживания, приоритетами научных разработок. -
Основные научные ресурсы сосредоточены в небольшом числе развитых стран и в России. Почти половина общемировых расходов на НИОКР приходится на долю США. России в связи с длительной нехваткой финансовых ресурсов пришлось отказаться от проведения научных исследований по всему фронту НИОКР и перейти к тактике прорывов на отдельных направлениях. -
Международный технологический обмен осуществляется как на коммерческой (продажа лицензий, патентов и т.д.), так и на некоммерческой (публикации, конференции, "утечка умов") основе. Крупнейшими экспортерами технологий являются США, Япония, Германия.
В процессе перехода от централизованной плановой системы к рыночным отношениям Россия столкнулась с глубоким и затяжным трансформационным кризисом в научно технической сфере. Произошло резкое сокращение затрат на научные исследования и разработки, снижение численности научных работников, доли расходов на науку и ВВП и других показателей материального обеспечения и результатов научной деятельности.
К основным проблемам можно отнести:
-
проблема финансирования НИОКР, обостряемая со стороны государства низкой долей инвестиций, направляемых в сферу науки и научного обслуживания; -
информационная изолированность; -
трудности с продвижением инновационных проектов и снижением ответственности федеральных органов управления; -
необходимость адаптации накопленного в советское время научно-технического и производственного потенциала к принципиально новым потребностям открытой экономики; -
низкую интенсивность прямых научно-технических связей российских и зарубежных предприятий.
Самым главным направлением выхода России из числа стран периферии должно стать возрождение отечественной науки, развитие высоко технологичных, наукоемких производств. Высокие технологии призваны стать не только решающим фактором завоевания новых "ниш" на мировых рынках, но и генератором достижения наиболее актуальный перспективных целей, имеющих ключевое значение для будущего России (повышение эффективности базовых отраслей экономики и качества жизни, обеспечение обороноспособности страны, улучшение экологической ситуации). При этом особую актуальность обретает международное взаимодействие и сотрудничество России с другими странами.
Приложения
Приложение №1
Уровень инновационной активности примышленных предприятий России по секторам экономики в 2002 г.
Источник: Наука России в цифрах: 2003. ЦИСН, 2003. С.158.
Приложение №2
Затраты на НИОКР и торговля лицензиями России у отдельным странам в 2001 году.
Страны | НИОКР Страны, % | Лицензионные | ||
Поступления % | Платежи % | Поступления к НИОКР, % | ||
США | 1,6 | 0,16 | 2,1 | 13,7 |
Япония | 3,1 | 0,57 | 3,1 | 7,4 |
Германия | 9,3 | 1,9 | 6,54 | 6,7 |
Великобритания | 16,5 | 0,76 | 5,8 | 29,7 |
Франция | 15,3 | 2,4 | 18,25 | 8,7 |
Италия | 38,3 | 13,54 | 26,14 | 3,9 |
Россия | - | - | - | 1,4 |
Бразилия | 95,7 | 53,57 | 27,6 | 2,4 |
Китай | 34,9 | 54,55 | 17,7 | 0,9 |
Индия | 118,9 | 72,29 | 112,09 | 2,2 |
Южная Корея | 35,2 | 8,72 | 10,65 | 5,6 |
Малайзия | 1100 | 285,71 | 45,67 | 5,3 |
Приложение №3
Лицензионные поступления платежей по странам мира (роялти + платежи) в 2001 году.
Страны | Поступления (млн. долл.) | Доля в мировых поступлениях, % | Примечания |
Все страны | 73000 | - | 1% = 730 |
США | 38660 | 52,95 | |
Япония | 10462 | 14,33 | |
Германия | 3149 | 4,31 | |
Великобритания | 7910 | 10,79 | |
Франция | 2504 | 3,43 | |
Италия | 443 | 0,6 | |
Россия | 60 | 0,08 | |
Бразилия | 112 | 0,15 | |
Китай | 110 | 0,15 | |
Индия | 83 | 0,11 | |
Республика Корея | 688 | 0,94 | |
Малайзия | 21 | 0,028 | |