Файл: Рис Зависимость спроса от цены 6 Рис. Кривая эластичности спроса 8 Рис Функция предложения 10.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
цены называют таблицей предложения.
Экономисты выделяют такое понятие как функция предложения (Рис.
3).
Рис.3. Функция предложения
Функция предложения – зависимость объема предложения от определяющих его факторов:
− цена данного товара Р;
− цены других товаров (Р1, Р2…):
− характер применяемой технологии (К);
− налоги и дотации (Т);
− природно-климатические условия (С);
− изменение числа продавцов данного товара (N);
− ожидания производителей.
Все эти факторы носят объективный характер, что означает, что они не зависят от производителей.
Существует большое количество факторов, которые влияют на объем спроса, но самый главный, который приводит изменения объема спроса – это цена. Когда продавцы знают о скором росте цен, они стараются расширить свое производство чтобы выпустить большее количество товаров. В случае, когда цена наоборот начинает падать на товар, производители начинают выпускать меньший объем продукции [13, c.384].
Факторы предложения:
-
Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы позволит производителям уменьшить свои издержки, что позволит им экономить выпускать большее количества товаров. Также и наоборот, при увеличении цен на ресурсы, производитель не сможет выпускать большое количество продукции, т.к большие средства будут уходить на ресурсы. Поэтому каждое производство стремиться к уменьшению издержек. -
Уровень технологии. Новые технологии позволяют как раз сократить издержки благодаря новым технологиям и более эффективно осуществлять выпуск продукции. -
Налоги. Налоги также относятся к издержкам производства, их повышение тоже может снизить объем выпускаемой продукции производством. -
Ожидания производителей. Предложение также как и спрос делится на разные классификации. Одна из них выделяет такое понятие как индивидуальное предложение.
Существуют следующие виды эластичности предложения:
-
эластичное предложение. -
неэластичное предложение. -
изменение цены на товар фактически не влияет на объем производства. Коэффициент эластичности равен 1. -
абсолютно эластичное предложение. В этом случае на рынке может существовать только одна цена на товар при которой он сможет быть продан. -
абсолютно неэластичное предложение. При увеличении или изменении цены на товар, предложение останется неизменным. Коэффициент эластичности равен 0. -
Спрос и предложение две части рыночного механизма, без которых рынок не может работать. Но каждый из этих элементов очень изменчив из- за ряда факторов, изменения их очень влияют на рынок.
2 Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS
Предложение и спрос – это две части экономики, которые тесно связаны и всегда находятся во взаимодействии друг с другом. Их взаимодействие и взаимосвязь показывает равновесная цена товара и объем его реализации. По итогу взаимодействия этих двух компонентов достигается рыночное равновесие т.е. все рыночное факторы сбалансированы (рис. 4.)
Рис.4. Рыночное равновесие
На графике видно, что при пересечении двух графиков появляется точка пересечения (Е), она называется точкой равновесия спроса и предложения. Объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения.
Точка равновесия соответствует такой ситуации на рынке, когда на рынке не изменяется цена на товар и следовательно объем выпускаемой продукции тоже остается неизменным. Сущностью
рыночного равновесия будет является то , что в этом состоянии рынок сбалансирован и покупателей и продавцов идентичны . Стабильность равновесия означает, что рынок при помощи только внутренних фактор, без воздействия государства будет способен вернуться в стабильное состояния, в случае нестабильности . В случае нестабильности, без вмешательства государства, рынок не будет стабилен [10,c.76].
Рис.5 Отклонение от равновесия
Рис.6. Колебания цен и объемов
Рис.7. Затухающие колебания
Из за колебаний рыночных условий, которые влияют на сам рынок, равновесное состояние очень тяжело удержать в стабильном и равновесном состоянии. Большая часть равновесной цены зависит от процессов монополизации.
Известные экономисты Л. Вальрас и А. Маршалл использовали несколько подходов для получения равновесия и эти подходы были абсолютно разные.
Л. Вальраса считал, что если реальная цена окажется ниже равновесной, то спрос будет превышать предложение, что усилит конкуренцию среди покупателей. Рыночная и равновесная цена сравняются. Всю эту ситуацию Л. Вальрас показал графически (Рис. 8).
Рис.8. Избыток спроса и предложения
А. Маршалл считал, что продавцам приходиться выпускать большее количество
товаров. Также эту ситуацию экономист представлял и в обратном виде т. е при большем равновесном объеме предложения на рынке будет меньший объем спроса, что заставит продавцов уменьшить объем выпускаемой продукции.
В наше время экономика пользуется функциями спроса и предложения Л. Вальраса и графическими иллюстрациями этих функций. Но несмотря на то, что рынок старается сделать цены равновесными, многих покупателей они все равно не устраивает, они считают, что цена довольна велика. В этом случае опять на помощь рынку приходить государство. Оно устанавливает для рынка оптимальные цены и устанавливают «потолок цен», который не позволяет продавцам продавать товары выше той цены, которую установило государство.
Рис.9. Изменение объема выпускаемой продукции
Свободные цены позволят избавить рынок от ненужных товаров, а также от избытка товаров, преодолеть диспропорции в народном, товарного голода. А также позволят сокращать затраты государства на производство мало потребляемых товаров. Что позволит вкладывать государству средства на другие нужны страны. Свободные цены позволят выбирать множество товаров, а также на рынке сложится рациональная структура потребления.
Таким образом, спрос и предложение – это две части рыночного механизма, которые обязаны взаимодействовать друг с другом. Несмотря на их сложность их взаимодействие, рынок пытается их вывести на равновесие.
Если анализировать Российскую экономику, то можно сказать, что достичь равновесия очень непросто. Вообще в экономике очень тяжело достичь именно равновесия, но можно постараться добиться устойчивости экономики.
Внешняя торговля является одним из основных признаков оценки экономической деятельности государства. Уровень внешнеторгового оборота показывает сумму общего объема экспорта и импорта за определенный период времени. Установление макроэкономического равновесия является важным аспектом экономической политики государства. Особенно остро этот вопрос стоит в период безработицы, глобального кризиса, пандемии, закрытия границ. Внешняя торговля является одной из основных форм международных экономических отношений. Она способна оказывать воздействие на развитие международного хозяйства и международных отношений в целом [2].
Макроэкономическое равновесие не может быть сведено к рыночному балансу, так как рыночные факторы всегда зависят от производства и экономика всегда находится под влиянием других сфер жизни: социальной, политической и др. Во внимание стоит всегда брать экономические циклы, так как экономика неминуемо будет подчиняться им, будут наблюдаться экономические спады и подъемы. Продолжительность и амплитуда циклов может меняться, однако предсказывание кризисов и подъемов аналитически возможно. Причины же могут быть различными.
В рыночном механизме спрос и предложение имеют значимое место. В общих чертах каждый представляет, что спрос – это потребность в каком- либо виде благ. Экономисты дают более точное определение. Спрос – это то, что интересует покупателя и он готов этот товар купить по определенной цене. Спрос полностью зависит от возможностей покупателей. Существует обратная зависимость между величиной спроса и ценой товара, такую зависимость показывает закон спроса: чем ниже цена на товар, тем больше будет спрос на данный товар. Закон спроса можно изобразить как графически, так и в табличном виде.
Каждая фирма на рынке хочет стимулировать свой спрос при любом уровне цен, для этого они создают дополнительные возможности для покупателей. Самое первое, что может предложить для покупателя та или иная фирма – это демонстрация товара. Еще одной важной и привлекательной мерой фирм является предложение о возврате продукта, конечно в определенный срок, но эта функция также привлекает покупателей. Нельзя оставить без внимания такую функцию как дополнительные скидки на товары.
На любом рынке товаров или услуг есть действующие лица: продавцы и покупатели. Каждый из этих лиц определяет какое количество товаров или услуг купить или продать в зависимости от цены. Если на рынке существует