Файл: Новые маргинальные группы в современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов


Контрольная работа

по дисциплине: Социология и право

Тема: Новые маргинальные группы в современной России
Выполнил:

Группа: ЗБТ-11

Вариант: 03

Проверил:

Новосибирск, 2022

Оглавление


Введение 4

1.Маргинальность как социальное явление 6

2.Сущность и характерные черты маргинальности 10

3.Новые маргинальные группы в российском обществе 14

Заключение 19

Список используемой литературы 21


Введение



Актуальность темы исследования обусловлена особенностями социальных процессов в российском обществе. В результате перехода от одной социальной системы к другой общество оказалось в ситуации, что вполне можно условно назвать маргинальной, потому что в ее основе лежит промежуточное, пограничное положение самого общества.

Анализ феномена маргинальности в условиях отсутствия единой шкалы ценностей, массовой десоциализации, кризиса идентичности требует от исследователей адекватной оценки реального состояния современного российского социума. В связи с этим понятие маргинальности приобретает качественно новое содержание и требует своего уточнения. Полисемантичность слова придает ему двойную интерпретацию - оно может означать как пограничное состояние (маргинальность-переходность), так и периферийное (маргинальность-периферийность) положение социального субъекта. Маргинальность рассматривается чаще всего как явление негативное, характеризующее периферийное положение маргиналов, хотя ее деструктивный тип не является определяющим для всего феномена в целом, а является лишь одной из форм ее проявления в мире, наряду с конструктивным. Поэтому важно не просто фиксировать факт наличия маргиналов в социальной структуре общества, а учитывать различия внутри самих маргиналов.

Несмотря на интерес, который вырос в последнее время по отношению к исследуемому феномену со стороны различных общественных наук, необходимо отметить, что маргинальность как проблема социальной философии разработана недостаточно. Не раскрыты ее объективные основания; слабо изучены формы проявления в условиях современных трансформационных процессов, происходящих в обществе. Кроме того, не исследованы положительные стороны данного явления как одного из возможных факторов влияния на установление гражданского согласия. Необходимость исследования этих вопросов и обусловливает интерес к заявленной проблеме.

  1. Маргинальность как социальное явление



Социальные барьеры, сопровождающие в обществе каждую страту, осуществляют роль фильтра, по своей сути, реализуя селективный своеобразный контроль. Барьеры способны сдерживать человека в стремлении наверх, и, вырвавшись туда из низов, он будет чувствовать себя чужаком. Подобная картина может складывать также при движении вниз. Можно с высших позиций опуститься на более низкую ступень, в качестве примера, в результате потери капитала, банкротства и оказаться неспособным адаптироваться к новой, кардинально чуждой для себя социокультурной среде, испытывая при этом значительные психологические затруднения. Подобные явления обозначаются понятием «маргинальность».

Маргинальность (с фр. - край, крайний) представляет собой пограничность состояния группы или индивида в отношении к социальной общности, социально значимым структурам или стратам. Понятие «маргинальность» непосредственно отражает возможность формирования особого положения группы или индивида в социальном пространстве, когда они оказываются на границе культур, при этом не принадлежа ни к одной из них, или просто вытесняются на периферию общественной жизни. Маргинальность в качестве явления представляется неизбежностью социальной мобильности, при этом как горизонтальной, так и вертикальной. В обоих случаях в процессе смены статусов происходит утрата принадлежности к покинутой страте, что происходит раньше, чем процесс вхождения в другую страту, что требует определенного количества времени и может значительно запаздывать. Последнее напрямую связано с проблемой адаптации, которая в каждом определенном случае обусловлена отличительными особенностями индивида, его личным настроем на принятие новой для него социально и культурной среды [1].

Основание классической концепции маргинальности было заложено в Чикагской социологической школе, представителем которой был Р. Парк в 1928 г., впервые употребивший такое понятие как «маргинальный человек».

В качестве отличительной характеристики маргинального человека он отмечал его проживание в двух мирах, при этом в каждом из которых он ощущал себя чужим. Р. Парк концепцию маргинального человека непосредственно связывал с социальным процессом. Маргинальность у него выступает как результат социальной мобильности, где переход из одной социальной позиции в иную представляется индивиду как некий кризис (маргинальность классического образца Р. Парк рассматривал на примере иммигрантов, которые покидают свою родину и пытаются найти себя в чужой стране). Отсюда и происходят ассоциации маргинальности с промежуточным, пограничным и окраинным состоянием.



В будущем маргинальность стала трактоваться в большей мере обширно, в целом под ней принято понимать состояние в процессе перемещения группы или индивидов в случае смены статусов, а также как характеристику социальных групп, которые находятся в изолированном или промежуточном положении относительно социальной структуры.

Маргинализация, в большинстве случаев, начинается в случае выхода из социальной группы (в связи со сменой профессии, места жительства, вероисповедания, в результате обогащения или разорения и пр.), а далее процессом включения в субкультуру новой социальной группы, в которой непосредственно оказался индивид. Возможны является и обратный путь маргинализации, т.е. в начале может происходить психологический, духовный разрыв индивида с субкультурой своей группы или страты, разочарование в групповых нормах и ценностях, дистанцирование от остальных членов и, как вероятный итог - выход из группы. Но, если по каким-то причинам выход из группы не способен состояться, то индивид окажется изгоем, маргиналом в собственном слое или группе. В случае массовости подобного проявления в целом, группу может ждать распад [3].

В условиях современной нестабильности общества, а также серьезных реструктуризаций маргинальность может распространяться на достаточно широкие слои населения. Для социума это может быть опасным возрастанием конфликтности большим количеством негативных последствий. Целые маргинальные слои или группы могут образовываться в процессе массовой миграции или в обстоятельствах, при которых происходит вытеснение некоторой части населения за пределы значимых социальных структур. К подобным обстоятельствам могут быть отнесены: потеря места жительства, работы, обнищание, лишение политических и гражданских прав и пр. Вытесненные маргинальные группы способны формировать собственную субкультуру и могут представлять немалую опасность для общества в случае, если будут в количественном отношении увеличиваться и воспроизводить себя.

В социологии принято выделять два основных вида маргинальности – предписанную и естественную. Маргинализация, которая связана с самопроизвольной мобильностью и исходя из этого существующая в любом обществе, называется нормальной или естественной. Подобная маргинализация выступает частью системы общества и в целом обладает социально обогащающий характером, так как она позволяет людям вписываться в структуры, где удовлетворяются их потребности в самореализации, признании, творчестве. Естественная маргинализация непосредственно связана по большей части с горизонтальной, или вертикальной восходящей мобильностью.


Маргинализация, носящая внешний принудительный характер и сопровождающаяся, как правило, понижением социального статуса целых социальных групп и слоев, называется предписанной. Такая маргинализация происходит вследствие властного побуждения чужих планов и объективных обстоятельств, к примеру, в связи с действиями элитных слоев или в ходе протекания крупных исторических событий (например, этническая маргинализация в условиях советского тоталитарного общества).

Маргинальность имеет различные последствия, которые можно рассматривать с позиции конструктивных и деструктивных. Спектр этих проявления может быть очень широк - от повышения творческой активности до суицида в крайней степени - все зависит и от типа мобильности, и от состояния индивида, которое может нести в себе либо фрустрацию, либо активность и творческий подъем.

Российское общество только за предыдущий XX век в истории своего развития перенесло несколько крупных всплесков маргинальности. Специалисты выделяют как минимум две крупные волны. Первая волна маргинализации произошла после революции 1917 г. В это время в целом радикально изменилась социальная структура российского общества: были уничтожены сословия, а место высшего слоя, состоявшего из дворянства и только образующейся буржуазии, заняли представители низших слоев - рабочие и крестьяне. Тем самым и те, и другие оказались в маргинальной ситуации.

Вторая волна маргинализации в России пришлась на 1990-е гг., при переходе страны от социализма к капитализму. В результате сформировалась совершенно новая социальная структура, образовался высший класс (элита) - так называемые «новые русские», в состав которого вошли представители из нижестоящих слоев. А те, кто находился в месте расположения классического среднего слоя, были вынуждены опуститься на низшие позиции, частично пополнив ряды так называемых «новых бедных» [6].

Подводя итоги, следует отметить значение изучения социального неравенства, которое с одной стороны, может для нас выступать показателем развития общества; с другой - как показатель существующих в обществе проблем и противоречий.

  1. Сущность и характерные черты маргинальности



Современный мир и его глобализация сопровождается исключительно противоречивыми и напряженными социокультурными явлениями, обусловленными по большей части ростом культурных и социальных контактов, взаимопроникновений и взаимодействий. Данные процессы, в свою очередь, формируют усложнение социальной структуры, внутреннюю дифференциацию и социокультурную полярность.


Многополярный современный мир богат на, различные источники, которые стимулируют развитие. Характер инноваций, образующихся в обществе, их направленность и интенсивность непосредственно связаны с наличием социальных структур, которые готовы принимать новое. В соответствии с этим возникает вопрос об отдельных личностях или социальных группах, которые находятся у истоков изменений. Обращает на себя внимание тот факт, что многие из них обладают признаками или чертами, которые выводят их за пределы определенной социокультурной среды в периферийную, пограничную, маргинальную сферу. С уверенностью можно сказать, что фактор маргинальности особенно четко проявляется в случае роста экономической и политической нестабильности. Особенно это касается России.

Следует отметить, что на современном этапе концепция маргинальности является востребованной теоретической моделью с целью анализа состояния российского общества и может выполнять важную роль в исследовании его социальной структуры.

Н.Е. Тихонова отмечает, что «маргиналы – это обозначение личностей, социальных групп или слоев, которые находятся на «окраинах», на «обочинах», за рамками характерных для данного социума основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных традиций и норм. Типичным примером является перемещение сельских жителей в города, не сопровождающееся развертыванием соответствующей социальной инфраструктуры» [12].

Стоит обратить внимание на то, что за некоторый промежуток времени в трактовках и определениях маргиналы сдвинулись на границу общества из его средины.

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

В отечественной социологии при изучении и рассмотрении процесса маргинализации в значительно большей степени уделяется внимание его негативным проявлениям. С одной стороны, это обусловлено опасностью социальной дисфункции, которую необходимо изучать в первую очередь. Однако изучение и «позитивного» потенциала маргинализации, с нашей точки зрения, является немаловажным. Маргинальный — означает «пограничный», вынесенный на грань знакомого мира, выходящий за рамки привычной социальной структуры. Такое предельное, экстремальное положение в социальной структуре не всегда является негативным, социально опасным, разрушительным, хотя в общественном сознании слово «маргинал» вызывает исключительно негативные ассоциации — с бездомными, алкоголиками, безработными и пр. Несмотря на то что за таким предвзятым отношением и стоит страх перед «чужаками», который является спутником человеческих обществ испокон веков.