Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1465
Скачиваний: 69
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фиджитал спорт представляет собой функционально-цифровое двоеборье, объединяющее физически активный спорт и киберспорт или VR-технологии. Например, на соревнованиях по фиджитал-футболу спортсмены сначала играют в FIFA на игровой консоли, а потом выходят на поле для мини-футбола. Фиджитал-гонщики, в свою очередь, соревнуются на платформе автосимулятора Assetto Corsa, после чего участвуют в заезде на картингах. Команда-победитель определяется по сумме очков, заработанных в обоих этапах – физическом и цифровом.
2.Официальное признание «Фиджитал спорт» в РФ
В начале 2022 года президент России Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2024 году “Игр Будущего” – международного турнира в Казани с призовым фондом в 25 млн долларов, который поделят победители в 16 фиджитал-дисциплинах. С тех пор в рамках подготовки к турниру проходят первые фиджитал-игры, на которых тестируют новый вид спорта.
“Фиджитал спорт набирает популярность, – отметил Максим Залилов, преподаватель факультета Игровой индустрии и киберспорта Университета “Синергия”, старший преподаватель кафедры Теории и методики компьютерного спорта, шахмат и цифровых технологий РУС “ГЦОЛИФК” , сотрудник отдела развития киберспорта в ГБОУ ДПО “Московский центр “Патриот.Спорт”. – Уже четыре раза прошли официальные тестовые фиджитал-игры в Казани, все механизмы отточены, качество трансляции на высоте. Мы проводили школьные и студенческие фиджитал-игры, в апреле планируем соревнования между командами колледжей. Ребята участвуют с удовольствием, в этом виде спорте видят большой потенциал. В масштабах России все будет зависеть от успеха «Игр Будущего».
В начале 2023 года в Минспорте подписали приказ о включении фиджитал спорта (функционально-цифрового спорта) во Всероссийский реестр видов спорта. По мнению профильных экспертов, признание функционально-цифрового спорта в качестве официального вида спорта стало логичным и целесообразным решением.
“Это свидетельствует о том, что государство заинтересовано в развитии данного вида спорта на всей территории России, – сказал Даниил Лопатников, преподаватель факультета Игровой индустрии и киберспорта “Синергии”, главный специалист отдела внешних коммуникаций ФГБУ ФЦПСР (Минспорт России), разработчик игровых серверов любительской киберспортивной лиги GoAndPlay. –
Данное решение обусловлено необходимостью регулирования развития этого вида спорта, подготовки спортивного резерва, установления квалификаций спортсменов в фиджитал спорте, организации спортивных соревнований.
В следующем году будет дан старт международному спортивному движению “Игры Будущего”, в котором фиджитал спорт выступает как отдельный вид программы, включающий в себя несколько дисциплин. Профильный регулятор в лице Министерства спорта лучше всех знает, как правильно подготовить спортсменов к таким соревнованиям и систематизировать процесс их организации с учетом накопленного опыта”.
Таким образом,фиджитал — новое слово в индустрии спорта. Находясь на стыке цифрового и физического миров, фиджитал спорт гармонично объединяет в себе достоинства каждого из них и предлагает спортсмену развивать не только свои физические, но и цифровые навыки.
Такой интерес к новому направлению, в том числе и на государственном уровне, легко объясним. Киберспорт признан официальным видом спорта в России в 2016 году, хотя впервые заговорили об этом в 2005-м. Дисциплину внесли в официальный список, заодно разработав и нормативы для кандидатов и мастеров спорта по данному направлению — теперь человек вполне может получить звание мастера спорта России международного класса. Как и в обычных спортивных дисциплинах, для каждого звания необходимо достичь определённых результатов на региональных, всероссийских и международных соревнованиях. Вот только, чтобы получить к.м.с. и м.с. по киберспорту, игрок должен сначала попасть в группу высшего спортивного мастерства, а для этого сдать физические нормативы. Предположительно, это могли бы быть кликанье мышкой на время или на худой конец тест на скорость реакции, но здесь киберспортсменов ждал сюрприз. Киберспортсмены мужского пола должны пробежать стометровку за 14,4 с, дистанцию 3 км за 15 минут, присесть без остановки 25 раз подряд, поднять туловище из положения лежа на спине 33 раза за минуту. Для девушек требования чуть проще: на 100 м им дают 17,6 с, а вместо трёх километров предлагают пробежать два, но за 12 минут. Приседать надо 23 раза без остановки, совершить 32 раза подъёмы туловища за минуту[10]
С появлением у киберспорта официального статуса в ряде спортивных школ открылись кафедры по киберспорту — если дисциплина официально признана, должна быть и обучающая программа. Впрочем, произошло это с немалой задержкой — только в прошлом году. В документе Минспорта есть и раскладка подготовки по разным направлениям. Например, в группе высшего спортивного мастерства до 40% времени должна занимать не игровая практика, а физподготовка – общая и специальная. Это для тех киберспортсменов, кто хочет специализироваться на спортивных играх. А вот для любителей шутеров и стратегий власти в обучающую
программу внедрили военно-полевую подготовку, а также стратегическую и тактическую — из офицерских курсов военных училищ. То есть спортсмены этого рода учатся не только стрелять в компьютерной игре, но и проходят боевое слаживание по методике штурмовых подразделений, а также изучают глобальные военные тактики вроде штурма городов и взятия укрепрайонов.
Неудивительно, что с таким подходом именно фиджитал-спорт в мгновение ока стал приоритетнее обычных кибердисциплин и начал развиваться в России семимильными шагами.
3.Некоторые направления в «Фиджитал спорт» в РФ
Фиджитал-баскетбол
Участники сначала играют в баскетбол 3х3 на реальной спортивной площадке, затем — на консоли. Победителя определяют по сумме баллов, набранных за два этапа. По такому же принципу строятся и другие командные игры. Например, футбол или волейбол.
Virtual Race
Благодаря мобильному приложению бегуны в реальном времени проходят дистанцию и по пути выполняют задания, в том числе встречаясь с виртуальными персонажами. Чтобы победить в гонке, нужно набрать наибольшее количество баллов. Результаты учитываются в рейтинговой таблице.
Это аналог спортивного ориентирования, но с использованием гаджетов. Человек бежит по определенной траектории и выполняет задания, которые получает в своем смартфоне.
Дрон-рейсинг
Гонка беспилотных летательных аппаратов, в которой их операторы должны пройти дистанцию на время. Они управляют дронами с помощью шлема виртуальной реальности и специального пульта, а изображение получают с камер, установленных на борту беспилотников. Скорость маленького вертолета может достигать 160 км/ч.
Танковый робобиатлон
Дистанционно управляемый танк должен пройти трассу и преодолеть препятствия. Победит тот из участников, чья машина наберет наибольшее количество баллов и покажет лучшее время.
Таким образом , соревнования по фиджитал — зрелище весьма любопытное.
В базовых спортивных направлениях всё элементарно: поиграли команды в FIFA, а затем вышли на поле и сразились уже вживую. Победил тот, у кого и компьютерная, и физическая подготовка на уровне. Тоже с баскетболом и с хоккеем. По этим направлениям уже проводилось несколько крупных чемпионатов. Дальше — интереснее. В феврале как раз на соревнованиях в Казани в список были включены ещё и файтинги — игры про рукопашный бой один на один.
Соревновались спортсмены в бессмертный Mortal Kombat, после чего доказывали, что умеют не только мучать джойстик, но и махать ногами. Живой этап файтинга был разделён на два потока. Классическое карате — для обладателей поясов и званий в этом виде единоборств, и октагон — для бойцов из остальных дисциплин, вне категории и рангов. По впечатлениям зрителей, получилось не хуже, чем на состязаниях по ММА, собственно некоторые из участников как раз профессиональные бойцы из этого вида спорта. В общем, все любители кровавых видов спорта — и виртуального, и реального — остались в восторге.
Не менее зрелищным выглядели и соревнования по тактическим шутерам типа DOTA2. Сначала команды соревновались в виртуальном пространстве, а затем тем же составом играли в лазертаг и страйкбол. Кроме того, на фестивали прошли состязания по скоростному пилотированию дронов, VR-игры и многое другое.
В конце марта опробуют организаторы и новые дисциплины фиджитал—гонки. В новую и необычную дисциплину входят заезд на картингах по ледовой трассе и соревнования на компьютерном симуляторе. Как это будет выглядеть, пока не раскрывается, но и зрителям, и участникам было обещано незабываемое зрелище. В общем, киберспорт в сочетании с реальным оказался по душе не только нашим, но и многим зарубежным геймерам. Россия явно держит лидерство и серьёзно настроена стать центром международного фиджитал-спорта[11].
Заключение
Таким образом, подводя итоги данного исследования можно сделать следующий вывод, что фиджитал — самое современное и молодое направление в спортиндустрии. По сути, ему нет ещё и года, так как первые подобные соревнования прошли только в 2022-м. В это время у новой дисциплины и появилось своё имя, которое является миксом английских слов physical (физический) и digital (цифровой). Кто и когда решил совместить киберспорт с реальным, сейчас доподлинно неизвестно. Идея лежала на поверхности и пришла в головы разным людям в разных странах одновременно, но именно Россия перехватила пальму первенства в этом направлении.
Сейчас полным ходом идёт подготовка к глобальному международному чемпионату по фиджитал - «Игры будущего», на участие в котором уже заявились более ста стран, а призовой фонд на данный момент составляет 24 млн долларов, которые будут разыграны в 16 дисциплинах. Собственно в рамках подготовки спортсменов для будущих цифровых олимпийских игр и проводились несколько крупных всероссийских и международных состязаний в ближнем зарубежье, где российские киберспортсмены показали отличные результаты.
Если ещё полгода назад к фиджитал-спорту относились больше как к модному поветрию, то уже сейчас становится понятным, что это направление может вырасти в по-настоящему серьёзные дисциплины. Безусловно, понадобятся профессиональные фиджитал-спортсмены и команды, но процесс уже запущен. Например, на текущий момент организаторы «Игр будущего» подписали соглашения уже с 39 вузами. Среди них: РЭУ им. Г. В. Плеханова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Высшая школа экономики, Дальневосточный федеральный университет, университет «Синергия», университет «Иннополис». В планах – открыть образовательные программы по фиджитал-спорту. В ряде вузов соответствующие кафедры уже заработали и набирают студентов. Кроме того, в Москве и Питере проводятся детско-юношеские турниры. Так в октябре в «Первых московских школьных играх» соревновались 175 участников.
В программу включили три дисциплины: «Баскетбольное двоеборье», «Тактический бой» и «Танцевальный марафон».
Список литературы
1.Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с.
2.Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
3.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.
4.Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 3. С. 14 — 19.
5.Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
6.Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
7.Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
8.Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020. 227 с.
9. 2022 и другие цифры. Как продолжится диджитализация спорта [Электронный ресурс] https://s-bc.ru/articles/2020-digital-trends
10.Цифровизация в спорте: прогнозы, ожидания и реальность [Электронный ресурс] https://www.if24.ru/tsifrovizatsiya-v-sporte-prognozy- ozhidaniya-i-realnost/
11.Аверин А.В., Иванова Ю.О., Яковлев А.В. Рекомендации по развитию индустрии киберспорта в России как одного из способов сохранения и развития человеческого потенциала