Файл: Государственная политика в сфере агропромышленного комплекса субъекта рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

4) компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

5) развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

6) организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

7) иные виды дотаций и компенсаций; конкретные направления и объемы финансирования по ним устанавливаются Правительством РФ [16].

Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству РФ. Правительство РФ при формировании федерального бюджета ежегодно направляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ информацию о положении дел в агропромышленном производстве, которая содержит:

1) показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

2) балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

3) анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

4) данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

5) отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год;

6) предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

7) сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

8) сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;


9) сведения о социальном развитии села;

10) анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства [17].

Таким образом, в настоящее время развитие сельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов., поэтому необходимо регулировать сферы агропромышленного комплекса.
Ссылка: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=104&nd=201136764&collection=1


1.2 Методы и формы государственного регулирования АПК


Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со стороны органов государственной власти в процессе реализации этими органами возложенных на участников аграрных правоотношений задач и функций [11].

В сфере управления экономикой важна необходимость системного, комплексного анализа деятельности государственных органов. Именно поэтому формы и методы имеют важное значение для исследования регулятивной деятельности.

Решающее значение для регулирования и развития сельскохозяйственного производства имеют факторы, определяемые вмешательством государства в рыночную деятельность. Для воздействия на экономические процессы государство применяет основные методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия.

Использование административных методов воздействия связано с осуществлением контроля за соблюдением сельскими товаропроизводителями законодательства, необходимостью обеспечения рационального использования земли, других природных ресурсов, качества сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Административные методы представлены методом прямых предписаний и запретов со стороны государства по отношению к участникам аграрных правоотношений.

К методам прямого воздействия относятся:

– целевые программы развития отраслей, территорий, программы по решению важных социально-экономических проблем;

– индикативные планы;

– обязательные государственные заказы, закупки, контракты;

– лицензирование видов деятельности;

– нормативные материалы по правилам ведения тех или иных видов деятельности (бухгалтерская отчетность, учет ценных бумаг и др.);

– квоты, штрафы, ограничения, прямые запреты на производство товаров и услуг, осуществление видов деятельности;

– нормативы качества и требования к сертификации продуктов и технологий[3, С.61-62].

Вместе с тем актуальной остается проблема осуществления государственного регулирования преимущественно экономическими методами, посредством использования механизмов финансирования, налогообложения, кредитования, ценообразования и страхования. Они воздействуют на экономические интересы субъектов рыночных отношений опосредованно, предоставляя участникам рынка право выбора сфер деятельности и направлений применения капитала и доходов.


К этим методам относят:

– системы налогов, уровень налогообложения, налоговые льготы;

– процентные ставки, нормы банковских резервов;

– валютные и товарные интервенции;

– платежи за природные ресурсы и собственность;

– минимальная ставка заработной платы и минимальные социальные стандарты.

Административный и экономический методы взаимодополняют друг друга, поэтому наиболее оптимальное осуществление деятельности в сфере регулирования сельского хозяйства может быть достигнуто только при единстве данных методов.

Действия государства в области регулирования рыночных отношений, рассматриваемые как его функции, должны реализовываться в следующих направлениях. Во-первых, это меры по поддержанию рыночного механизма, которые состоят в развитии институтов рынка (обеспечение правовой базы рыночных отношений) и сохранении конкуренции. Во-вторых, это меры по усилению, развитию рыночного механизма, которые проявляются в макроэкономическом регулировании экономики (сглаживание циклического развития, поддержание совокупного спроса и совокупного предложения, регулирование кредитных отношений и денежного обращения), распределительной и социальной политике (налоговая система, бюджетные расходы, трансферты, регулирование ценообразования, обеспечение занятости и перераспределение доходов),эффективной экспортно-импортной политике (защита внутреннего рынка, поощрение вывоза товаров промышленной переработки). В-третьих, обеспечение финансовой устойчивости хозяйств, повышение их доходности и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции (микроуровень).

Важное значение имеют и другие методы государственного регулирования сельского хозяйства: убеждения, дозволения, метод прямых предписаний, рекомендательный. Наиболее распространенным является метод убеждений, при котором происходит влияние на общественные отношения по средствам воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий, с целью обеспечения высокой организованности и дисциплины.

Основа этого метода заключается совершенствовании и самостоятельности в деятельности хозяйств, значительном росте квалифицированных кадров, повышении активности сельскохозяйственных производителей в управлении производством. При использовании данного метода государственные органы предоставляют право самим сельскохозяйственным предприятиям решать тот или иной вопрос. К ним относятся акты, в
которых указывается конкретное поведение, не допускающее каких-либо отклонений, и которыми руководствуется субъект в хозяйственно-производственной деятельности. Метод убеждений применяется при активном участии управленческого персонала предприятий, специалистов, работников сельского хозяйства и имеет императивный характер.

Помимо административных и экономических методов регулирования агропромышленного комплекса существуют и другие. В настоящее время существует одна из ключевых задач по формированию системы эффективных форм и методов государственного регулирования АПК, что отражено в приводимой ниже таблице.

Таблица 1 – «Формы и методы государственного регулирования АПК в Российской Федерации» [18]

Формы

Методы

Правовое обеспечение

Принятие недостающих законодательных актов по регулированию АПК.

Улучшение качества действующих законодательных актов, регулирующих систему АПК.

Создание целостной системы не противоречащих друг другу взаимосвязанных нормативно-правовых актов.

Финансовая поддержка устойчивости доходов товаропроизводителей

Квотирование производителей продукции и сбыта.

Дотации и компенсации.

Гарантированная минимальная цена. Введение залоговых цен.

Льготные, научно-обоснованные кредитование и налогообложение.

Страхование.

Закупка продовольствия в федеральные и региональные фонды.

Поддержание устойчивого платежеспособного спроса населения.

Защита от тотальной интервенции иностранных конкурентов.

Государственная гарантия кредитов.

Инфраструктурное обеспечение

Принятие обоснованных нормативных актов по созданию инфраструктуры, работающей в интересах повышения устойчивости функционирования АПК

Создание маркетинговой системы обслуживания

Создание системы оптовых и розничных рынков.

Создание системы земельных, инвестиционных, кооперативных банков.

Материально-техническая поддержка

Отработка механизма лизинга.

Долевое финансирование при производстве качественно новой техники и внедрении ключевых технологий.

Льготное кредитование, налогообложение, ускоренная амортизация при производстве и использовании новой техники.

Научное обеспечение

Финансирование ключевых направлений науки по проблемам устойчивости АПК.

Финансирование затрат на воспроизводство научных кадров.

Финансирование затрат на разработку ключевых технологий и техники на инвестиционной основе, отвечающей мировым стандартам.

Оказание поддержки в формировании рынка нововведений путем; стимулирования заказов на наукоемкую продукцию, организации технопарков, техноинкубаторов и т.д.

Частичное финансирование научно-методического консультирования.

Безналоговая и льготная система вложений предпринимательских формирований в научное обеспечение устойчивости воспроизводства.

Кадровое обеспечение

Организация системы государственной подготовки и повышения квалификации предпринимателей, менеджеров, сотрудников, структурных подразделений АПК путем финансирования уровня подготовки до необходимых стандартов.

Создание нормативно-правовой базы для функционирования частных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров АПК на уровне соответствующих мировых стандартов.