Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 2167
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения здорового образа жизни как педагогической проблемы
1.1 Здоровье как социально-педагогическое явление
1.2 Условия формирования здорового образа жизни
Глава 2. Методические аспекты деятельности педагогов по проблеме здорового образа жизни
2.1 Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
- воздушные и солнечные ванны;
- водные ванны (обтирание, купание в проруби, душ);
- хождение босиком [13].
Личная гигиена выступает неотъемлемым критериям здорового образа жизни, под которой понимается система мероприятий, направленных на уход за телом, кожей, волосами, одеждой и обувью. Необходимо формировать у детей основные навыки личной гигиены, как залога здорового образа жизни [13].
Шестым критерием здорового образа жизни выступает формирование положительных эмоций, как жизненная радость детей. Педагогическим условием формирования положительных эмоций выступает поощрение детей – как мера эффективного воздействия на личность [13].
Таким образом, здоровый образ жизни обеспечивается выполнением основных условий его формирования, среди которых можно выделить:
- запрет на употребление вредных веществ;
- двигательная активность;
- питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Глава 2. Методические аспекты деятельности педагогов по проблеме здорового образа жизни
2.1 Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
Направление работы педагогов по решению важной педагогической проблемы – формирование здорового образа жизни осуществляется посредством использования модели здоровьесберегающей педагогики. Данную модель реализуют здоровьесберегающие технологии образовательной системы, которые используют педагоги в своей профессиональной деятельности.
Под здоровьесберегающими технологиями понимаются созданные условия для обучения ребенка с учетом рационализации образовательного процесса, соответствующих физических и умственных нагрузок, а также достаточного двигательного режима [2].
Целью использования данного вида технологий в образовательном процессе выступает сбережение и сохранение здоровья детей, воспитания и формирования основ здорового образа жизни, а также развитие умений применять полученные знания на практике, то есть в повседневной жизни.
Среди особенностей здоровьесберегающих технологий выделяют следующие [5]:
- мотивация на формирование здорового образа жизни;
- желание осуществлять учебную деятельность;
- физкультминутки;
- осуществление гигиенического контроля.
Основной отличительной чертой данного вида образовательных технологий является приоритет здоровья, под которым понимается грамотная забота о здоровье детей, как основное условие процесса образования.
Принципы здоровьесберегающих технологий [14]:
1 принцип – не наносить вред участникам образовательного процесса;
2 принцип – приоритет заботы о здоровье участников образовательного процесса;
3 принцип – непрерывность и преемственность;
4 принцип – процесс образования осуществляется в соответствии с возрастными особенностями участников;
5 принцип – использование стратегий:
- стратегия охранительная;
- стратегия тренирующая;
6 принцип – формирование ответственности;
7 принцип – контрольный способ оценивания результатов.
Использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с вышеперечисленными принципами нацелен на решение главной проблемы педагогики – формирование навыков здорового образа жизни, однако помогает решить и другие проблемы, связанных с сохранением здоровья участников образовательного процесса [14]:
1) Проблема переутомления;
2) Проблема физической активности;
3) Проблема питания;
4) Проблема психологического здоровья;
5) Проблема сотрудничества участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
Наиболее перспективны в разрешении данных проблем следующее здоровьесберегающие технологии [14]:
- медико-гигиенические (МГТ);
- физкультурно-оздоровительные (ФОТ);
- экологические здоровьесберегающие (ЭЗТ);
- обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
- здоровьесберегающие образовательные (ЗОТ).
Также используются и другие здоровьесберегающие технологии в решении проблемы здорового образа жизни, среди которых можно выделить [14]:
1) Защитно-профилактические технологии, цель которых охрана и защита личности от воздействий, негативно влияющих на здоровье;
2) Компенсаторно-нейтрализующие технологии помогают восполнить недостаток или нейтрализовать те негативные воздействия, предотвратить которые невозможно;
3) Стимулирующие технологии направлены на активацию сил организма, посредством которых личность сможет выйти из нежелательного состояния;
4) Информационные технологии. Цель данного вида здоровьесберегающих технологий: повышать уровень грамотности заботы о здоровье и культуре здоровья.
Таким образом, основным средством по решению педагогической проблемы – формирование и развитие навыков здорового образа жизни, выступает использование в деятельности педагогов здоровьесберегающих технологий, которые обеспечивают решение и других смежных проблем, которые касаются сохранения здоровья.
2.2 Направление деятельности педагогов по решению вопросов здорового образа жизни как педагогической проблемы
Рассмотрим основные направления деятельности педагога, которые направлены на решение вопросов здорового образа жизни [10]:
1 направление деятельности – физкультурно-оздоровительное
Цель данного направления деятельности педагогов – формировать и развивать физически активную личность, укреплять здоровье и осуществлять профилактическую работу с заболеваниями. Основными средствами физкультурно-оздоровительного направления деятельности выступают умения и навыки физической культуры, нацеленные на правильное физическое развитие личности;
2 направление деятельности – реабилитационно-профилактическое
Цель данного направления строить учебно-воспитательный процесс посредством использования медицинский, психологических и валеологических требований. Построение процесса направлено на сохранение и развитие следующих видов здоровья:
1 вид – психологическое здоровье;
2 вид – социальное здоровье;
3 вид – физическое здоровье.
3 направление деятельности – культурно-просветительское
Такое направление деятельности педагогов имеет просветительские и образовательные задачи, которые нацелены на развитие мотивации детей к формированию здорового образа жизни. Культурно-просветительское направление осуществляется:
- с детьми;
- с родителями;
- с педагогами.
4 направление деятельности – экологическое
Целью экологического направления деятельности выступает развитие ответственного отношения к своему здоровью, к природе и привитие навыков экологического поведения в окружающей среде.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности детей, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом [9].
Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности.
Выделим некоторые мероприятия, которые можно использовать на сохранение здоровья и формирования здорового образа жизни:
1 вид мероприятий - поддержание санитарно-гигиенического режима:
- влажные уборки;
- поддержание воздушно-теплового режима;
- соблюдение рационального расписания;
2 вид мероприятий – организация ежедневного питания:
- разнообразие;
- тепловой режим;
- соответствие санитарным нормам;
3 вид мероприятий – профилактика травматизма;
4 вид мероприятий – упражнения расслабляющего и релаксационного характера;
5 вид мероприятий – группы физического воспитания;
6 вид мероприятий – просветительская работа с участниками образовательного процесса: учителями, родителями, администрацией образовательного учреждения;
7 вид мероприятий – спортивные секции, тренажерный зал;
8 вид мероприятий – танцевальные кружки;
9 вид мероприятий – экологический клуб, клуб туризма;
10 вид мероприятий – факультативы о здоровом образе жизни.
Работа по пропаганде здорового образа жизни может осуществляться:
- путем усиления в образовательном процессе предметов естественнонаучного цикла, таких как биологии;
- путем использования профилактических мероприятий табакокурения и полового воспитания;
- путем выпуска газеты о здоровом образе жизни;
- путем диагностической работы педагога-психолога, посредством которой изучается уровень сформированности навыков здорового образа жизни [10].
Таким образом, решение важной педагогической проблемы по здоровому образу жизни может осуществляться несколькими направлениями деятельности, среди которых можно выделить:
1 направление деятельности – физкультурно-оздоровительное;
2 направление деятельности – реабилитационно-профилактическое;
3 направление деятельности – культурно-просветительское;
4 направление деятельности – экологическое.
Вышеперечисленные направления деятельности оказывают эффективное воздействие на участников образовательного процесса путем включения в процесс образования различного рода мероприятий, например, педагогической профилактики табакокурения или проведения агитбригады ЗОЖ.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели тему нашей курсовой работы «Здоровый образ жизни как педагогическая проблема» и пришли к следующим выводам.
В первой главе нашего исследования мы рассмотрели особенности понятия «здоровье» как социально-педагогическое явления, под которым понимается как свойство человека, позволяющее ему осуществлять биологические и социальные функции жизнедеятельности, при условии отсутствия болезней и дефектов.
Основными условиями формирования здорового образа жизни выступают действия, направленные на работу со следующими составляющими здорового образа жизни:
- отказ от употребления запрещенных средств (курение, алкоголь, наркотики и тому подобное);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели направления деятельности по решению важной педагогической проблемы – формирование здорового образа жизни. Важным условием решения данной проблемы выступает использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, под которыми понимаются созданные условия для обучения ребенка с учетом рационализации образовательного процесса, соответствующих физических и умственных нагрузок, а также достаточного двигательного режима.
Среди основных направлений деятельности педагогов по формированию и развитию знаний, умений и навыков здорового образа жизни выделяют
1 направление деятельности – физкультурно-оздоровительное;
2 направление деятельности – реабилитационно-профилактическое;
3 направление деятельности – культурно-просветительское;
4 направление деятельности – экологическое.
Вышеперечисленные направления деятельности оказывают эффективное воздействие на участников образовательного процесса путем включения в процесс образования различного рода мероприятий, например, педагогической профилактики табакокурения или проведения агитбригады ЗОЖ.