Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 6
Введение
Для любой организации, действующей в условиях рынка актуальна сегодня проблема выживаемости и обеспеченности, непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по-своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает концепция стратегического планирования.
Маркетинг играет важную роль в стратегическом планировании. Он предоставляет необходимую информацию для разработки стратегического плана. Стратегическое планирование, в свою очередь, определяет роль маркетинга в организации. Руководствуясь стратегическим планом, служба маркетинга вместе с другими отделами компании работает над достижением основных стратегических целей.
Общая стратегия компании и ее маркетинговая стратегия во многом совпадают. Маркетинг заботится о нуждах потребителя и о способности компании удовлетворить их; эти же факторы определяются миссией и задачами компании. В стратегическом планировании используются многие понятия маркетинга - доля рынка, развитие рынка, рост; порой бывает сложно отделить стратегическое планирование от маркетингового.
В современных экономических условиях выживание предприятий, не говоря уже об их развитии, в значительной степени зависит от уровня стратегического планирования. Только при ясном представлении о целях деятельности предприятия, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды четкое распределение материальных и людских ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности. Для выявления факторов, влияющих на деятельность предприятия со стороны внутренней и внешней среды, проводят анализ внутренней и внешней среды предприятия. В этом и состоит актуальность данной темы.
Цель работы заключается в исследовании SWOT-анализа в качестве метода создания стратегии на конкретном предприятии ООО «Фейерверк».
Предметом анализа в работе выступает SWOT-анализ.
Основными задачами работы являются:
1. исследования SWOT-анализа;
2. изучение теоретических аспектов формирования маркетинговой стратегии фирмы;
3. проведение внешней и внутренней среды компании;
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Фейерверк».
В качестве основных источников информации при написании курсовой работы использовались труды таких авторов, как Баринов В.А., Зайцев Л.Г., Соколова М.И., Дэй Д., Уткин Э.А. и других, а также первичные документы организации.
1.1. SWOT-метод как инструмент стратегического анализа
Ситуация в теории и практике стратегического управления наиболее развитых в экономическом отношении государств позволяет говорить об актуальности совершенствования подходов и методик стратегического управления. Современные теории стратегического управления деятельностью компании (организации, фирмы) могут стать теоретической базой для перехода российских компаний в инновационный режим, характеризующийся формированием бизнес моделей, нацеленных на создание акционерной и общественной стоимости, и в случае грамотной проработки и успешной их реализации, влекущих за собой устойчивое конкурентное преимущество «креативных компаний» [1, c.193].
Существует множество методов, позволяющих определить внутренние и внешние факторы среды организации с целью разработки стратегии ее развития. Крупные компании могут применять методы стратегического анализа и ситуационного моделирования. Для небольших организаций достаточно простых методов: PEST-анализ, SWOT-анализ. Важно чтобы среда организации находилась под постоянным контролем. Периодичность мониторинга и анализа устанавливается исходя из динамики изменений внешней и внутренней среды. [12, с 214]
Swot анализ компании – инструмент предварительной оценки стартовой или текущей ситуации по направлению, проекту, продукту.
Метод swot анализа предполагает, что вы будете собирать данные, а затем анализировать их с учетом 4 моментов.
S — силы (Strengths)
W — слабости (Weaknesses)
O — возможности (Opportunities)
T — угрозы (Threats)
Swot анализ организации разделяет приведенные выше категории на 2 группы: внутренние факторы и внешние факторы влияния. К внутренним относятся силы и слабости, то есть то, что лежит в области поддающейся изменению со стороны стратегов бизнеса. К внешним – возможности и угрозы, которые преподносит бизнесу «окружающая среда», в которой он действует. [11, с 107]
Swot анализ предприятия как инструмент был разработан американским профессором, занимавшимся вопросами бизнеса и политики Кеннетом Эндрюсом. Его 4 критерия, с которыми в дальнейшем работает аналитик выглядят как матрица swot анализа (табл.1). [4, с 201]
Таблица 1. Матрица swot-анализа Кеннета Эндрюса
Положительное |
Отрицательное |
|
Внутренняя среда |
Силы |
Слабости |
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
Swot анализ возможности, которые он дает, позволяют сделать стратегические выводы и дать предварительные оценки в нескольких областях:
- Конкурентный анализ для отстройки и увеличения темпов роста бизнеса. Swot анализ среды приводит в действие мощные механизмы сбора данных о тех, кто работает с вами в одном сегменте. А затем дает идеи для последующего планирования с целью изменения ситуации.
- Стратегический анализ для выявления сильных направлений с целью увеличения инвестиций в них и слабых сторон компании, чтобы избавиться или трансформировать их в сильные, сэкономив, таким образом, ресурсы. [6, с 245]
Swot анализ деятельности проводится, когда в наличие имеются данные о конкурентах и целевой аудитории. Если предприятие не анализировало конкурентную среду, в которой действует бизнес, то предстоящий swot анализ «вынудит» это сделать. [5, с 78]
На самом деле для того, чтобы отследить коллег и провести предварительную конкурентную разведку следует составить простую таблицу. И затем в готовую форму занести необходимую информацию (табл. 2)
Таблица 2. Конкурентный анализ.
Выгода 1 |
Выгода 2 |
Преимущества |
|
Конкурент 1 |
|||
Конкурент 2 |
|||
Конкурент n |
Самое главное в этой работе по предварительной подготовке – выявить те самые выгоды, которые предоставляют свои клиентам компании, действующие вместе с организацией на одном и том же рынке. Как только они будут выявлены, необходимо их зафиксировать и сразу же сопоставить со своими, выделив свои силы и слабости.
Также следует помнить, что некоторые, так называемые, слабости можно обратить в преимущества. Например, нет возможности открыть красивый офис – организуйте систему доставки «до порога».
Swot - анализ можно ранжировать по глубине проводимого исследования.
Можно провести быстрый swot анализ. Пример такой оценки – организация не пользуется количественными показателями, а просто приводит качественные характеристики продукта или целого направления. В этом случае основное внимание уделяется пробработке сильных и слабых сторон деятельности. Это наиболее часто применяемый вид. Он сопряжен с определенными неточностями и некоторой субъективностью в подходе. Однако он все равно даст пищу для идей, которые приведут к росту.
О глубокой оценке принято говорить, когда анализируются все 4 параметра. В ней участвуют не только качественные характеристики, но и количественные показатели, взятые из финансовых отчетов, показатели развития, лидоконвертации и лидогенерации.
Существует также комбинированный подход. В этом случае оцениваются все 4 параметра, но только их качественное содержание, вроде формулировок:
- сильные стороны – круглосуточная доставка;
- слабые стороны – 1 канал продаж;
- возможности – обнаружение иного канала;
- угрозы – снижение платежеспособности.
Приведем перечень направлений, которые анализируются при проведении swot-анализа:
1) Оценка сильных и слабых сторон:
- Наличие/отсутствие зафиксированного и работающего бизнес-процесса;
- Наличие/отсутствие эффективных каналов маркетинга для привлечения лидов;
- Наличие/отсутствие четкой структуры отдела продаж;
- Наличие/отсутствие системы обучения и повышения квалификации, что определяет уровень компетенций и экспертности продавцов;
- Наличие/отсутствие финансов или простого доступа к денежным ресурсам для реализации стратегий роста;
- Наличие/отсутствие такой черты как уникальность продукта на фоне предложений конкурентов.
2)Оценка возможностей и угроз:
- Тренды, наблюдающиеся в сегменте, которые могут оказать влияние на объем спроса;
- Законодательные решения, изменяющие конъюнктуру рынка;
- Конкурентная среда: какова она сейчас и не предвидится ли ее кардинальное изменение в связи с приходом нового сильного участника;
- Прорывы в области технологий. Вот тут в наше «неспокойное» время стартапов следует быть чрезвычайно внимательным. Некоторые прорывные технологии, которые в практике инновационного роста носят «страшное» название «disruptive» (от англ. разрушительный, подрывной), способны уничтожать целые отрасли.
У swot-анализа есть свои преимущества и ограничения.
Сильные стороны swot-анализа:
- Инструмент довольно прост в освоении. Для проведения быстрой оценки или комбинированного исследования с применением исключительно качественных показателей не требуется специальных знаний и образования.
- Технология является очень гибкой и ее можно применять как в отношении целых направлений, так и отдельных продуктов.
- Так как существует несколько видов анализа, отличающегося по глубине, то он может быть использован для принятия и стратегических, и оперативных решений.
- Процедура предполагает системный подход. Поэтому в результате ее проведения можно увидеть связи между всеми составляющими: силы, слабости, возможности и угрозы. Все сойдется в одной точке.
Слабые стороны swot-анализа:
- Инструмент может обеспечить того, кто его делает, лишь статичной информацией – «фотографией». Нет возможности увидеть процессов в динамике.
- В технологии присутствует довольная серьезная мера субъективизма со стороны оценивающего. Поэтому наиболее глубокие исследование следует осуществлять целыми командами.
- Придется отдельно просеивать все, что было занесено в матрицу на предмет первичности и второстепенности по силе влияния.
Полноценный метод SWOT-анализа предполагает его проведение в два основных последовательных этапа (которые мы рассмотрим ниже):
- Первичный SWOT-анализ.
- Поэлементный SWOT-анализ.
1.2. Первичный SWOT-анализ
Цель первичного SWOT-анализа — выделение ключевых элементов матрицы SWOT. Представим их краткую характеристику.
Сильные стороны компании — позитивные внутренние характеристики компании; виды деятельности, в которых компания превосходит конкурентов. Иначе говоря, это отличительные способности, которые являются источником конкурентного преимущества фирмы и позволяют реализовывать ее стратегию на практике. Сильные стороны компании имеют различную природу: они могут корениться в специфических навыках организации или формироваться благодаря объединению различных ресурсов компании.
ПОДГРУППЫ |
ПРИМЕРЫ СИЛЬНЫХ СТОРОН |
Организация и стратегический менеджмент |
Гибкость организационной структуры |
Корпоративная культура |
|
Программа социальной ответственности |
|
Качество стратегических решений |
|
Продуманная функциональная стратегия |
|
Полная компетентность в ключевых сферах деятельности, глубокое знание бизнеса |
|
Способность быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде |
|
Партнерства, совместные предприятия, сети, стратегические альянсы, обеспечивающие доступ к прогрессивной технологии, навыкам и/или прогрессивной технологии, навыкам и/или привлекательным географическим рынкам |
|
Лидерство на рынке (высокая доля рынка) |
|
Патенты |
|
Защищенность от сильного конкурентного давления |
|
Технологии |
Ценный опыт и технологические навыки/ноу-хау |
Быстрое внедрение инноваций |
|
Большие возможности опытного производства |
|
Права собственности и патенты на ключевые технологии |
|
Обширный инновационный опыт |
|
Маркетинг и продажи |
Креативность в маркетинге |
Ценные навыки в сфере рекламы и стимулирования продаж |
|
Взаимоотношения с поставщиками и потребителями |
|
Узнаваемый брэнд |
|
Разветвленная система сбыта |
|
Концентрация на самых привлекательных и быстрорастущих сегментах рынка |
|
Ориентация на потребителя |
|
Эффективное обслуживание потребителей |
|
Послепродажное обслуживание |
|
Значительное число лояльных клиентов |
|
Управление персоналом |
Квалифицированный персонал |
Успешные программы обучения персонала |
|
Высокая мотивация персонала |
|
Командный дух, общность ценностей |
|
Обширные возможности повышения квалификации сотрудников |
|
Финансы |
Устойчивое финансовое положение компании |
Умение привлекать финансовые средства для реализации проектов компании |
|
Производство |
Доступ к сырьевым ресурсам и материалам |
Возможности экономии на масштабах производства |
|
Преимущества в низких издержках |
|
Контроль над источниками сырья |
|
Опыт в совершенствовании производственных процессов |
|
Грамотное управление цепочками поставок |
|
Высокое качество производимых конечных продуктов |