Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н.Ульянова»
Факультет непрерывного образования и образовательных технологий
Кафедра дошкольного и начального образования
и методики преподавания общеобразовательных дисциплин
Итоговая аттестационная работа
Преемственность математического образования между начальной школой и 5-6 классами основной школы
Выполнил:
слушатель группы М-2
Данилова Светлана Юрьевна
учитель математики
МБОУ города Ульяновска «Гимназия №6 им. И.Н. Ульянова»
Ульяновск
2022
Оглавление
Введение 2
1. Математическое развитие детей 4
1.1 Задачи математического развития 4
1.2 Значение математики в развитии детей 6
2. Преемственность математического образования между начальной школой и 5-6 классами основной школы 10
2.1 Понятие «преемственности» 10
2.2. Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом и пути их решения 12
2.3. Тестовые задания, предлагаемые для входного среза в 5 классе 17
Заключение. 25
Литература 29
Введение
Ведущими принципами ФГОС основного общего образования являются принципы преемственности и развития. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования в значительной степени способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. ФГОС на каждой ступени общего образования содержит портрет выпускника соответствующей ступени. Портрет выпускника основной школы – это преемственная, углубленная и дополненная характеристика выпускника начальной ступени образования.
Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения. Переходные периоды имеют ряд специфических проблем, которые требуют пристального внимания. Так как вопрос преемственности обучения – один из основополагающих вопросов педагогики, то при решении данного вопроса необходима продуманная система работы всех участников педагогического процесса: учащиеся, педагоги, администрация школы, специалисты психолого-педагогической службы.
В настоящее время, когда школа вступила в процесс модернизации: внедрение новых технологий обучения, программ, методик, вопрос о преемственности стал наиболее актуальным и значимым. Преемственность обучения математике предполагает собой соблюдение правил последовательности, систематичности, взаимосвязанности и согласованности в методах и формах обучения, которые должны обеспечить безболезненный переход от одной системы обучения к другой. Что нужно при этом сделать, чтобы процесс адаптации ребенка к новым условиям и к новым требованиям прошел безболезненно? Как обеспечить успешность учащихся в последующей учебной деятельности?
1. Математическое развитие детей
1.1 Задачи математического развития
Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Математика содержит в себе черты волевой деятельности, умозрительного рассуждения и стремления к эстетическому совершенству. Ее основные и взаимно противоположные элементы - логика и интуиция, анализ и конструкция, общность и конкретность.
Ещё одной важнейшей причиной нужды человечества в математике является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому надо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли и т. п., а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения и т. д.). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического детей в наибольшей мере способствует изучение математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений. Формирование математических знаний и умений у детей должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.
Таким образом, из сказанного видно, что обучение математике в школе, в том числе в начальных классах, преследует достижение четырех взаимосвязанных целей:
- общеобразовательных - овладение учащимися определенным объемом математических знаний, умений и навыков в соответствии с программой;
- воспитательных – формирование важнейших моральных качеств, готовности к труду;
- развивающих - развитие логических структур и математического стиля мышления;
- практических - формирование умения применять математические знания в конкретных ситуациях, при решении практических задач.
1.2 Значение математики в развитии детей
Математика - это фундаментальная наука, методы которой, активно применяются во многих естественных дисциплинах, таких как физика, химия и даже биология. Сама по себе, эта область знаний оперирует абстрактными отношениями и взаимосвязями, то есть такими сущностями, которые сами по себе не являются чем-то вещественным. Но, тем не менее, стоит только математике вступить в область любой науки о мире, она сразу воплощается в описание, моделирование и предсказание вполне себе конкретных и реальных природных процессов.
Математика развивает умственные способности. Она позволяет развить важные умственные качества. Это аналитические, дедуктивные (способность к обобщению), критические, прогностические (умение прогнозировать, мыслить на несколько шагов вперед) способности. Также эта дисциплина улучшает возможности абстрактного мышления (ведь это абстрактная наука), способность концентрироваться, тренирует память и усиливает быстроту мышления. Если говорить более подробно и оперировать конкретными навыками, то математика поможет ребенку развить следующие интеллектуальные способности:
-
Умение обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем. -
Способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора. -
Умение находить закономерности. -
Умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы. -
Способность быстро соображать и принимать решения. -
Навык планирования наперед, способность удерживать в голове несколько последовательных шагов. -
Навыки концептуального и абстрактного мышления: умение последовательно и логично выстраивать сложные концепции или операции и удерживать их в уме.
Математическому мышлению свойственны те качества, которые присущи научному мышлению. В исследованиях Ю. Н. Колягина, это:
1) Гибкость мышления - способность к целесообразному варьированию способов действия; легкость перестройки системы знаний, умений и навыков при изменении условий действия; легкость перехода от одного способа действия к другому, умение выходить за границы привычного способа действия.
2) Активность мышления - постоянство усилий, направленных на решение некоторой проблемы, желание обязательно решить эту проблему, изучить различные подходы к ее решению, исследовать различные варианты постановки этой проблемы в зависимости от изменяющихся условий и т. д.
3) Организованность памяти. В зависимости от содержания запоминаемого материала и от деятельности человека в процессе запоминания память делят на образную (двигательную, зрительную, слуховую), эмоциональную и словесно-логическую. В зависимости от целей деятельности различают память непроизвольную и избирательную. В зависимости от времени хранения информации в памяти различают память кратковременную (оперативную) и долговременную.
4) Широта мышления - способность к формированию обобщенных способов действий, имеющих широкий диапазон переноса и применения к частным, нетипичным случаям. Это качество мышления часто проявляется в готовности школьников принять во внимание новые для него факты в процессе деятельности в известной ситуации.
5) Глубина мышления - способность глубокого понимания каждого из изучаемых математических фактов в их взаимосвязи с другими фактами.
6) Критичность мышления - умение оценить правильность выбранных путей решения проблемы и получаемые при этом результаты с точки зрения их достоверности, значимости и т. п. В процессе обучения математике воспитанию этого качества у учащихся способствует постоянное обращение к различного вида проверкам, грубым прикидкам найденного результата, а также к проверке умозаключений, сделанных с помощью индукции, аналогии и интуиции.
Математика развивает творческие способности. К творческим способностям, с точки зрения Ю. М. Колягина, относятся прежде всего:
- способность к правильному и быстрому восприятию, способность к пространственному воображению;
- способность к быстрому сосредоточению и переключению внимания с сохранением его устойчивости и интенсивности на любых избранных объектах;
- наличие хорошей избирательной памяти, способность репродуцировать ведущие знания и опыт;
- способность к сильному творческому воображению;
- способность оценивать ситуацию сразу с различных точек зрения, способность видеть больше того, что есть и что очевидно;
- способность проникать в сущность основных взаимосвязей, скрытых в данной проблеме, перед тем как приступить к ее решению;
- устойчивую потребность в познании нового;
- образность, точность и сжатость речи, способность необычно отвечать на специфические вопросы;
- способность создавать наглядно-действенные и наглядно-образные модели тех или иных ситуаций;
- способность мыслить отвлеченно, схватывая главную суть закономерности изучаемого процесса или характеристические свойства той или иной ситуации.
Важно отметить, что к числу качеств, присущих творческой личности, справедливо относят и такие качества, как: глубокие и широкие знания в области своей деятельности; всестороннюю (или узконаправленную) любознательность; мечтательность, склонность к фантазии; независимость суждений; находчивость, способность к импровизации; склонность к риску и т. д.
Нетрудно видеть, что в перечисленных качествах творческой личности проявляется высокий уровень развития самых разнообразных компонентов, присущих математическому мышлению.
Таким образом, математика необходима для развития ребенка. Она задает стандарты правильного, рационального мышления на всю жизнь вперед. Дает огромный толчок для умственного развития. Этот школьный предмет способен намного поднять умственный уровень подрастающего индивида и послужить хорошим подспорьем для интеллектуального развития впоследствии, уже в зрелом возрасте. Он организует, упорядочивает и оптимизирует мышление, тренирует, такие умственные качества, которые формируют каркас и скелет всего мышления.