Файл: Руководитель решил мотивировать своего сотрудника, предложив ему новую творческую задачу, выполнение которой будет способствовать его более полной самореализации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология личности
Группа 21П178в
Студент
Никитина Д.В.
МОСКВА 2023
ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
(практические (ситуационные) задачи)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ЗАДАНИЕ № 1
Руководитель решил мотивировать своего сотрудника, предложив ему новую творческую задачу, выполнение которой будет способствовать его более полной самореализации. Однако вместо повышения эффективности подчиненного, как предполагал руководитель, между ними возник конфликт. Шеф предложил своему сотруднику разработать проект по новому направлению деятельности компании. Однако обычно ответственный и обязательный сотрудник выразил сопротивление этой задаче. В качестве протеста он приводил такие аргументы: «Я хорошо выполняю те задачи, которые лежат в рамках моей компетенции. Мне нравится, когда мои дела в порядке, а задачи четко и вовремя выполняются. Разрабатывать новый проект означает вступить в "зону некомпетентности", и я буду чувствовать себя дискомфортно. Кроме того, непонятно, какие результаты можно получить при разработке нового проекта, а выполнение привычных для меня задач приносит компании постоянную прибыль».
Вопросы:
Как вы думаете, в чем состоит причина конфликта между руководителем и начальником отдела? Какую ошибку совершил руководитель при выборе способа мотивации своего сотрудника?
Ответ: Выбирая способ мотивировать сотрудника
, руководитель ориентировался не на потребности работника, а на свое представление о его целях. Шеф предположил, что главным для его сотрудника является самореализация. Если ориентироваться на модель потребностей МакКлелланда, то начальник мог предположить, что работником движет потребность в успехе, и ощущение удовлетворения ему приносит завершение сложных задач, достижение поставленных целей.
Перед принятием решения о способе мотивации работника, начальнику стоило провести с ним беседу и определить его потребности, зону комфорта на работе. Как позже, в процессе конфликта, сообщил сам сотрудник, для него важно четкое понимание задач и стабильность рабочего процесса, а не покорение новых высот. Кроме того, недопонимание могло возникнуть из-за недостаточного объяснения работнику его мотивации. Исходя из условия задачи, руководитель счел, что постановка новой задачи в данном случае – поощрение. При этом сам сотрудник мог расценить это просто как дополнительную нагрузку, обоснованную его прежними хорошими результатами. Возможно, руководителю стоило объяснить выгоду от выполнения нового задания: дополнительная оплата, перспектива повышения в должности, другие льготы. По модели вознаграждения Линды Джуэлл, работнику могло не хватить внешних способов вознаграждения.
ЗАДАНИЕ № 2
Руководителем небольшой, но динамично развивающейся компании была сформулирована установка на прием новых сотрудников, обязательно молодых, амбициозных и нацеленных на профессиональный рост. Руководитель рассуждал так: «Если сотрудник стремится к успеху, он станет работать не только на себя, но и на компанию, что будет способствовать ее развитию». В течение полутора лет эта политика давала свои плоды, однако к концу второго года возник резкий «обвал» увольнений. При приеме на работу людям обещали карьерный рост, но свободных вакансийна руководящие должности в компании не было. В результате за короткое время организация потеряла самых активных и успешных сотрудников.
Вопросы:
Как вы думаете, в чем заключалась ошибка руководителя? Какие решения в этой ситуации можно было бы предпринять
, чтобы стабилизировать наиболее ценных сотрудников?
Ответ: Если анализировать задачу с точки зрения теории мотивации Фредерика Герцберга, то можно прийти к следующему выводу. На момент массовых увольнений в компании были хорошие гигиенические факторы мотивации, то есть, политика компании, зарплаты, отношения руководителя с починенными. На это указывает довольно длительный период работы для молодых амбициозных сотрудников – полтора года. При этом мотивационные факторы – возможности самореализации и карьерного роста – оказались низкими. При сочетании высокой гигиены и низкой мотивации работники фирмы не имеют больших стимулов к улучшению качества работы, но при этом и не имеют особых жалоб. Если руководство фирмы изначально понимало, что не сможет предоставить сотрудникам обещанного карьерного роста, возможно, начальнику стоило изменить критерии поиска сотрудников. Например, в таких условиях могли бы работать молодые сотрудники с семьями, ипотекой, которые нуждаются в хорошей зарплате и будут стабильно выполнять должностные обязанности. Такой сотрудник будет меньше стримиться проявить себя и добиться карьерных высот, но и с меньшей вероятностью уйдет из фирмы в поисках лучшего места, так как имеет финансовые обязательства. Найм амбициозных сотрудников с обещанием повышения, когда руководство точно знает, что не сможет реализовать обещанное, подрывает авторитет компании, что может испортить отношения не только с обманутым работником, но и с потенциальными кандидатами. В случае, если дезинформация соискателей о перспективах карьерного роста не была преднамеренной, в сложившейся ситуации руководство должно найти способ реализовать амбиции наиболее ценных сотрудников, чтобы сохранить их в штате. Возможно, для них стоит создать новые рабочие места, подходящие под требования сотрудников, рассмотреть возможности расширения компании с созданием новых отделов, подразделений или филиалов. Развитие проекта с нуля может стать хорошей мотивацией и способом для самоутверждения для молодых амбициозных кадров.
ЗАДАНИЕ № 4
После смерти любимой жены 60-тилетний мужчина впал в глубокий кризис и подумывает о самоубийстве.
Вопросы:
В рамках какого психологического направления впервые был поставлен вопрос о подобных кризисах? Какие типы ценностей,
выделенные данным направлением, существуют у людей? С каким видом ценностей Вы будете работать в данном примере? Что можно сказать этому клиенту в связи с его ситуацией? Насколько эффективен этот подход для решения подобных проблем? Почему?
Ответ: В рамках экзистенциального направления впервые был поставлен вопрос о подобных кризисах. Например, В. Франкл описал три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества; ценности переживания и ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). Смысл уникален для каждого человека и каждого момента его жизни.
В данном примере имеет смысл работать с ценностями отношения.
В логотерапии используется такой прием как персональное осмысление жизни, прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для данного клиента смыслом жизни может стать воспитание внуков. Таким образом, смысл своей жизни человек приобретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жизни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уникальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, чтобы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению.
При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к этим обстоятельствам и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными. Однако обращение к ним оправданно, когда все остальные возможности повлиять на собственную судьбу исчерпаны.