Файл: Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях России подобный характер трудовых отношений имеет позитивный характер. Трудовая ментальность россиян во многом определена идеологией предшествующего исторического этапа, сформировавшей устойчивое предубеждение к эксплуатации наемного труда. На малом же предприятии его персонал видит в своем хозяине, в первую очередь, коллегу, специалиста, а только потом хозяина. Это способствует формированию нового поведенческого стереотипа. Столь же важна почти для каждого возможность общаться с руководителем на личностном уровне. При толерантном поведении собственника в отношении наемного персонала указанные особенности способствуют формированию благоприятного психологического климата в трудовом коллективе[10].

Марксистская теория развивала функцию капиталиста предпринимателя, которая может быть сформулирована как применение и эксплуатация наемного труда. Данная функция присуща предпринимателю в период развитого промышленного капитализма, характеризующегося наличием системы средних и крупных предприятий с использованием наемного труда. В системе эксплуатации К. Маркса предприниматель уже не

предстает ни как активный управленец, ни как работник-собственник. Его основная задача -присвоение прибавочной стоимости как созданной рабочими части вновь созданной стоимости. Именно прибавочная стоимость, по мысли К.Маркса, превращается в прибыль и другие формы нетрудовых доходов – процент и ренту, которые также присваиваются предпринимателями и являются материальными носителями эксплуатации труда капиталом. Присвоение названных доходов превращается для предпринимателя в самоцель и основной смысл его деятельности.

По данному замыслу в марксистской теории имеются и другие допущения. Например, предполагается, что предприниматель никогда не поделится с рабочим своей прибылью. Это значит, что рабочий будет существовать только на свою заработную плату, достаточную лишь для приобретения средств существования. Можно сегодня оспаривать данную функцию в том смысле, что она проявляется лишь в определенных исторических условиях. Однако и сегодня труд по найму лидирует в странах с рыночной экономикой.

Лишь вторая по величине социальная группа в этих странах, причем существенно уступающая численно, - предприниматели и лица, работающие за свой счет.

Малое предприятие, как и другие, может использовать наемный труд, а значит функция эксплуатации наемного труда для него возможна. В первую очередь это касается случая, когда рабочему не выплачивается даже стоимость его рабочей силы. Это же касается также случаев, когда рабочий день рабочего длится более его нормальной продолжительности. Учитывая меньшую социальную защищенность такого рабочего, предприниматель может использовать названую функцию. Однако значительная часть малых предприятий в лице индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и семейных фирм вообще не использует наемный труд.


Малый бизнес не всегда предъявляет к рабочей силе столь жесткие требования. Обычно в семейных фирмах, например, задействован труд всех хотя бы минимально трудоспособных членов семьи. Те же предприятия, которые используют наемный труд, гораздо лучше приспособлены для использования труда надомных работников, учащихся, домохозяек, лиц пожилого возраста. Учитывая, что доля таких социальных групп в общей численности населения страны постоянно возрастает, возрастает и значимость малого предпринимательства в реализации данной функции.

Наиболее современной из функций предпринимателя можно назвать осуществление организационно-хозяйственных инноваций. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельно) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, административного и иного характера[11].

Известно, что новаторство и предприимчивость не являются ценностями традиционных обществ, а в рыночной системе приветствуются.

Лучше других эту функцию описал Й. Шумпетер. Он дал следующее описание инновационного процесса и изменений в развитии:

1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Под инновацией подразумевалось, прежде всего, такое изменение, которое вело к появлению новых благ, усовершенствованных факторов производства и рынков. Концепцию развивали и поддерживали и другие экономисты - Ф. Хайек, Л. Мизес В. Зомбарт. Предпринимательство -осуществление инноваций в целях извлечения прибыли. Однако делом предпринимателя является не просто экспериментировать с новыми технологическими методами, но делать это следует рационально, то есть нужно отобрать из множества возможных методов именно те, которые наиболее пригодны для снабжения самым дешевым способом людей в том, в чем они в настоящее время более всего нуждаются. Деятельность предпринимателя отличает творческо-поисковый характер, нацеленность на достижение принципиально новых результатов. Если вместо количества факторов мы меняем саму форму функции, то получаем нововведение.

Именно в этом изменении проявляются такие функции предпринимателя как потребность быть в движении, склонность к свободе и самореализации. Устойчивость и самообладание, воображение и чутье, фантазия и ум, - все это помогает находить новые способы организации производства с точки зрения руководства людьми. В этой функции предприниматель, как правило, не является собственником. Узы собственности даже по-своему вредны, так как связывают его в инновационной деятельности. Это же относится к социальным связям. Зачастую принимаемые решения могут граничить с подрывом общественных норм, а значит общественное мнение, а также родственное окружение может не одобрить принимаемых решений. Предприниматель поэтому в большей степени ответственен перед собой, нежели перед другими людьми, привыкшими к спокойной размеренной жизни. Не случайно иногда предпринимателями становятся не по соображениям престижа. Иногда к этому толкают и негативные причины: неудовлетворенность работой или даже угроза ее потери.


Итак, подведем итоги. Экономическая наука выделяет следующие функции предпринимательства, сопровождающие малый бизнес:

- совмещение функции собственника и предпринимателя. Данная функция присуща малому бизнесу в наибольшей степени, так как он вынужден ее осуществлять;

- функцию организатора производства - менеджера. Малое предприятие легче в управлении, так как имеет одно-двухзвенную систему управления, в отличие от многозвенной в крупном предприятии;

- функцию риска и снижения неопределенности. Значение данной функции велико, однако риск у малого бизнеса меньше, чем у крупного. Поэтому малый бизнес легче восстанавливается, в том числе меняя сферу своего приложения;

- функция эксплуатации наемного труда присуща малому бизнесу в наименьшей степени, так как значительное количество малых предприятий не используют наемного труда;

- осуществление организационно-хозяйственных инноваций для малого бизнеса возможно, так как он легче приспосабливается рынку.

2.2. Профессиональные функции предпринимателей

Каждый человек, задумавшийся о карьере предпринимателя, должен понимать, что предпринимательство не просто созидательная, это профессиональная деятельность, к выполнению которой следует относиться добросовестно, ответственно и главное – профессионально.

Между тем, любая профессиональная деятельность людей состоит в выполнении ими стандартных профессиональных функций в соответствии с требованиями к профессии[12].

Всякий труд представляет собой:

  • совокупность действий, с помощью которых люди преобразуют окружающий мир и создают новые блага (эти действия определяются с помощью таких понятий, как трудовой процесс, трудовые операции, производственные операции и др.);
  • совокупность отношений, в которые вовлекается каждый человек, совершая эти действия (трудовые отношения, производственные отношения).

Состав профессиональных функций имеет ключевое значение при идентификации любой профессии. Обобщенными профессиональными функциями предпринимателей, которые выполняются ими в процессе ведения и управления собственным бизнесом, являются: создание собственного бизнеса, его ведение, развитие, а также прекращение.

В процессе создания бизнеса предприниматели выполняют конкретные профессиональные функции, такие как:


  • выдвижение и утверждение бизнес-идей;
  • формулирование целей и задач нового бизнеса;
  • разработка бизнес-моделей и бизнес-планов нового бизнеса;
  • поиск и нахождение потенциальных партнеров по бизнесу;
  • разработка и утверждение учредительных документов фирмы;
  • регистрация бизнеса;
  • формирование системы управления бизнесом;
  • обустройство бизнеса;
  • проведение стартапа, в том числе разработка и выведение на рынок продукта (услуги); раскрутка нового бизнеса.

В процессе ведения бизнеса предприниматели выполняют конкретные профессиональные функции, такие как[13]:

  • обеспечение деятельности фирмы на стратегическом уровне;
  • ресурсное обеспечение функционирования и развития бизнеса;
  • обеспечение функционального применения и воспроизведения необходимой совокупности рабочих мест;
  • обеспечение маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований;
  • обеспечение бесперебойного ведения и развития совокупности внутрифирменных и межфирменных бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций;
  • обеспечение конкурентоспособности и конкурентной устойчивости бизнеса;
  • выполнение социальных и иных договорных обязательств перед нанятыми работниками, партнерами, поставщиками, потребителями и другими контрагентами;
  • обеспечение обязательств перед государством и обществом;
  • обеспечение безопасности бизнеса;
  • обеспечение правовой дисциплины бизнеса;
  • поддержание собственной занятости, предпринимательский селф-менеджмент;
  • аккумулирование и распределение доходов от предпринимательской деятельности;
  • оценка бизнеса.

В процессе развития бизнеса предприниматели выполняют конкретные профессиональные функции, такие как[14]:

  • управление ростом бизнеса;
  • диверсификация бизнеса;
  • внесение организационных изменений;
  • реинжиниринг бизнес-единицы;
  • ребрендинг и внесение кардинальных изменений в имидж;
  • обеспечение технологической реконструкции бизнеса;
  • управление процессом внесения изменений в бизнес.

В процессе прекращения бизнеса предприниматели выполняют конкретные профессиональные функции, такие как:

  • прямая продажа бизнеса;
  • продажа бизнеса посредством публичного размещения акций;
  • безвозмездная передача бизнеса новым владельцам;
  • ликвидация бизнес-единицы;
  • участие в процедуре банкротства бизнес-единицы.

Перечисленные функции имеют объективный и обязательный характер. Посредством их исполнения предприниматели реализуют себя как владельцы бизнеса. Они ведут свое дело и управляют им.

Совокупность предпринимательских функций составляет функциональный стандарт профессионального предпринимательства. Соответствие стандарту является ключевой профессиональной обязанностью предпринимателей, в то же время следование ему является их ключевым профессиональным правом[15].

Поэтому, вступая в бизнес, предприниматели приобретают право на выполнение каждой из профессиональных функций и вместе с тем принимают на себя обязанности по их успешному выполнению.

В действительности предпринимательство представляет собой исполнение людьми не какой-то одной предпринимательской функции, как иногда считается. Предпринимательская профессия имеет многофункциональный характер. Она включает различные функции, которые должны быть непременно выполнены. Причем совокупность перечисленных функций может выполняться только предпринимателями, но не представителями других профессий.

Важнейшей особенностью функционального стандарта профессионального предпринимательства является то, что предприниматели устанавливают его для себя самостоятельно и инициативно, а не получают извне, как нанимаемые работники, и рационально применяют для реализации своего предпринимательского дела. Осознание предпринимателями необходимости выполнения каждой из профессиональных функций позволяет им упорядочить собственную деятельность, определить границы собственных властных полномочий как владельцев бизнеса, конкретизировать профессиональные интересы, уточнить направления сотрудничества и конкуренции в бизнесе.

Люди отказываются от карьеры наемного работника и становятся предпринимателями, подчиняя свои действия необходимости исполнения профессиональных функций, если желают добиваться профессиональных успехов. Ведь единственный способ удержаться в бизнесе – безукоризненное исполнение этих функций.

При создании, ведении, ликвидации любого предпринимательского дела люди обычно стараются действовать профессионально с максимально достижимым уровнем профессионализма. Именно поэтому предпринимательской профессией необходимо вовремя овладеть. Ей можно научиться в действующих по всему миру школах и факультетах бизнеса, а также в учебных центрах, специализирующихся на подготовке, профессиональной переподготовке предпринимателей, повышении предпринимательской квалификации.