Файл: Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность предпринимательской деятельности в России
1.1. Экономическая природа и содержание предпринимательства
1.2. Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
Глава 2. Основные функции предпринимательской деятельности и предпринимателя по развитию бизнеса
2.1. Историческое развитие предпринимательских функций
2.2. Профессиональные функции предпринимателей
В случае невозможности совместить требования, соответствующие характеру и качеству идеи, со своими возможностями, предприниматель принимает решение об отказе от реализации идеи собственными силами и прорабатывает различные варианты коммерческого использования предпринимательской идеи.
В случае, если первая экспертная оценка идеи положительна, то, как правило, для второй экспертизы приглашаются внешние эксперты. В этом случае изучается деловая среда на предмет совместимости предпринимательской идеи с внешней средой и возможные формы реализации идеи (индивидуальное предпринимательство, создание предприятия, интрапренерство и т. д.)[5].
В случае выхода на рынок предприниматель затрагивает чьи-то интересы, поэтому всегда необходимо просчитывать риски, присущие как предпринимательской идее, так и процессу ее реализации в конкретной внешней среде предпринимательской деятельности.
Для принятия предпринимательского решения необходимо иметь информацию о соотношении на конкретном рынке между спросом и предложением продукта который заложен в предпринимательском проекте. Выявление соотношения между спросом и предложением продукта дает возможность предпринимателю принять решение о целесообразности реализации идеи. Если анализ показывает, что спрос на данный товар превышает предложение, то составляется бизнес-план с точными расчетами потребностей в ресурсах и выявление эффекта от реализации экспериментальной идеи.
После определения размера первоначального (стартового) капитала, то есть тех финансовых вложений, без осуществления которых процесс реализации идеи невозможен, осуществляется выбор инвестора.
В случае, когда предприниматель, реализующий предпринимательскую идею, является инвестором, сложностей в выборе организационно-правовой формы коммерческой организации не предвидится. Если же инвестор привлекается со стороны, то необходимо согласовать степень участия предпринимателя и инвестора, а также их статус. В случае необходимости, оценивается интеллектуальный капитал (в виде предпринимательской идеи), вкладываемый в создание предприятия. Далее определяется форма инвестирования ресурсов, выявляются потребности в формировании оборотного и основного капитала и оценка инвестиционного проекта[6].
Перед принятием предпринимательского решения о реализации рассматриваемой идеи обязательно проводится экспериментальная оценка полученной информации. В случае психологического убеждения предпринимателя в адекватности имеющейся информации, предприниматель принимает решение о целесообразности реализации идеи на ментальном уровне. Но возможны и другие решения: отказ от использования идеи или отсрочка начала реализации проекта до решения определенных условий или обстоятельств.
Далее предприниматель реализует бизнес-план с соблюдением очередности определенных им действий. Создание предприятия предполагает формирование условий, которые позволяют предпринимателю реализовывать свою идею. Одной из форм образования основных средств реализации является лизинг.
Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия. В сопоставлении этих факторов закладывается экономическая суть хозяйственной деятельности. Как известно, прибыль определяет уровень достижения поставленной цели, а она определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и затрат на их производство и сбыт, поэтому реализация предпринимательской идеи предполагает управление затратами – как средство достижения предпринимателем высокого экономического результата.
Товары и любая предпринимательская деятельность должна быть эффективной по определению. Эффективность любой деятельности принято выражать с помощью отнесения результата к затратам. Целевая ориентация такого отнесения: максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат. Основным принципом измерения эффективности является взаимосвязь цели и конечного результата предпринимательской деятельности.
Поскольку результат предпринимательской деятельности всегда связан с ее целью, атрибутом которой является стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретный продукт (товары, работы и услуги), соответственно, объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга – то, что может удовлетворить чью-либо потребность, и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
Услуги, являющиеся продуктом предпринимательства, охватывают самый обширный спектр вещей, предметов, видов деятельности, в которых нуждаются люди, семьи, фирмы, государство. Это могут быть потребительские товары и услуги, средства производства, материальные и духовные ценности, информация, валюта, т.е. все, на что потребители предъявляют спрос, за что они готовы выкладывать деньги.
Глава 2. Основные функции предпринимательской деятельности и предпринимателя по развитию бизнеса
2.1. Историческое развитие предпринимательских функций
Предпринимательство, начиная со времен своего возникновения как феномена, представляет собой деятельность собственника или уполномоченного им лиц по организации разработки, производства и реализации товаров и услуг с целью получения прибыли либо дохода. Выделим важнейшие функции предпринимательства и предпринимателя, характерне, первоочередно, для небольшого бизнеса. Эти функции в основном исследованы экономистами, начиная с 18 века. Исходя из имеющихся исследований, можно выделить несколько главных концепций. Попробуем расположить эти функции в исторической последовательности[7].
Физиократ Ф. Кенэ, А. Смит - основоположники классической политической экономии, выдвинувшие производительную теорию капитала, рассматривали капиталиста-предпринимателя в основном в качестве собственника капитала, занимающегося его вложением в производство и его приспособлением к спросу. Собственник капитала и предприниматель у этих экономистов -одно и то же лицо. Оно обязательно совмещает управление капиталом с личным трудом и организует производство самостоятельно, либо с применением наемного труда. Предпринимательский доход в данном случае - плата за капитал как применяемый предпринимателем фактор производства. Он может распадаться на процент и предпринимательский доход. В этой функции, по-видимому, на предпринимателе остается след предыдущего общества в том смысле, что владение собственностью - признак аристократизма, особенно если она наследственная. Но аристократ -пассивный пользователь наследственной собственности, в отличие от предпринимателя. А предприниматель уже отличается тем, что обязан собственность приумножить. Но даже в Англии нормы поведения того времени ориентировались все же больше на джентльмена, стоящего выше культа прибыли[8].
Изучение данной функции позволяет считать ее одной из основополагающих для малого бизнеса, как минимум, по двум причинам: во-первых, в малом предприятии зачастую собственность является единственным источником дохода предпринимателя и его семьи. Во-вторых, управление собственностью предприниматель зачастую вынужденно осуществляет самостоятельно, так как или нечем платить менеджеру, или это для него слишком дорого.
Если рассматривать данную функцию собственника-предпринимателя, сочетающуюся в малом бизнесе в одном лице с общественной точки зрения, то исследователи давно обратили внимание на то, что на уровне общества малое предпринимательство формирует и укрепляет преимущественно класс собственников, а не наемных работников, как это делают крупные предприятия. Поэтому к малому бизнесу в большей степени, чем к другому, применимо положение о том, что он - предпринимательство собственников. Ценностное ядро такого предпринимательства выражается в первую очередь служению интересам своей семьи.
Почти в один исторический период с предыдущими экономистами и во многом соглашаясь с ними, Р. Кантильон - экономист ХХ века, обратил внимание на то, что свою деятельность предприниматель осуществляет на свой страх и риск в условиях рыночной неопределенности. И несение бремени этого риска становится наиболее значимой функцией для предпринимателя. Впоследствии экономисты более позднего времени -немецкий классик Ф. Тюнен и американец Ф. Найт развивали представление об особенностях этой функции. Они писали о том, что предприниматель должен обладать предвидением и быть способным взять на себя бремя риска и неопределенности. Это значит в первую очередь то, что в случае использования наемного труда предприниматели гарантируют работникам заработную плату, а за это получают право присваивать предпринимательский доход - остаточную часть общего дохода предпринимателя. Риск может означать и потери, поэтому готовность к ним также характеризует предпринимателя.
Риск всегда сопровождает малый бизнес, причем даже в большей степени, чем крупный, ввиду его неустойчивости на рынке. Тем не менее, именно с развитием этой функции связана «идеология предпринимательства», что остается важным моментом для России даже после 20 лет рыночных реформ. Постсоциалистический период в развития в России так и не создал мощного слоя малых самостоятельных предпринимателей. Не до конца изжиты патерналистские взгляды на государство как гаранта-работодателя. На работу в корпоративные структуры приходят люди, которые связывают свою стабильность и благополучие с успешностью чужого бизнеса, перекладывая бремя риска на собственника. Эти люди готовы подчиниться правилам, установленным работодателем, хотя они их и не вполне устраивают.
Создавая свое небольшое предприятие, предприниматель рассчитывает только на свои деловые качества, профессионализм и способность к ориентации на рынке. То есть бремя риска он примеряет только на себя. Поэтому он заранее прогнозирует как успех, так и неудачу. Если неудача его настигла, то он, как правило, не опускает руки, а немедленно начинает искать новые возможности или для имеющегося бизнеса, или для нового.
Стоит изучить на исторически более поздний взгляд на важнейшую функцию предпринимателя, первыми представителями которого можно назвать французского классика политической экономии Ж. Б. Сэя и одного из последних представителей классической политической экономии, предшественника неоклассического подхода англичанина Дж. С. Милля. Они были уже экономистами эпохи промышленного переворота, характеризовавшегося укрупнением масштабов производства и возникновением крупных промышленных предприятий. В трудах этих экономистов обосновано представление о предпринимателе как организаторе производства или менеджере, который нейтрален по отношению к собственности и даже может ею тяготиться, так как она ограничивает его в хозяйственной деятельности. «Завод, массовое производство, массовые рынки и избыток относительно малоквалифицированной рабочей силы вызвали потребность в человеке или группе людей, которые координировали бы разнообразные виды деятельности в рамках некоей единой организационной структуры. Для эффективной координации потребовались квалифицированные менеджеры»[9].
Менеджер имеет в подчинении трудовой коллектив и занимается управлением именно им. Развитие этой функции Й. Шумпетер, например, связывал с появлением крупного бизнеса, кредита, а также отделением собственности предпринимателя от собственности корпорации.
Едва ли данная функция сегодня теряет свое значение. Поэтому едва ли можно согласиться с мнением, что толкование предпринимателя как собственника предприятия, лица, которое организует деловые предприятия и управляет ими, уходит в прошлое. Руководитель и собственник на малом предприятии - одно и то же лицо. Его нагрузки резко возрастают при отсутствии возможности делегирования полномочий, что и характерно для одноуровневых организаций. Кроме внутренних функций управления он осуществляет взаимодействие с другими, внешними институтами.
Управление предприятием заключается в организации производственного процесса при имеющихся ресурсах - трудовых, материальных, финансовых. Здесь надо уточнить, что функции управленца малый предприниматель зачастую осуществляет самостоятельно, то есть он сам организует производство. Применительно к малому бизнесу следует подчеркнуть более личностный характер отношений между хозяином и наемным работником. Эта особенность оказывает влияние на сам процесс организации управления персоналом малого предприятия, повышая его эффективность. На крупном предприятии рассматриваемое направление строится на формальной основе - законодательстве, контракте, внутреннем регламенте. Собственник же малого предприятия при принятии решений всегда опирается, в том числе, и на приемлемые личностные отношения со своими подчиненными.