Файл: Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность предпринимательской деятельности в России
1.1. Экономическая природа и содержание предпринимательства
1.2. Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
Глава 2. Основные функции предпринимательской деятельности и предпринимателя по развитию бизнеса
2.1. Историческое развитие предпринимательских функций
2.2. Профессиональные функции предпринимателей
2.3. Функции современного российского предпринимателя
Развитие малого бизнеса в нашей стране – одно из непременных условий стабилизации экономической обстановки, ослабления и преодоления социальной напряженности и укрепления демократии[16].
Особенностью исторического возрождения России состоит в том, что конец ХХ века оказался переломным этапом в развитии российского общества, так как сопровождался резкой сменой общественно-экономических формаций и форм собственности на средства производства.
Выделим три главные социально-экономические функции, которые выполняет современное предпринимательство в России.
Экономическая функция – формирование рыночной экономики, переход рычагов управления экономикой от государства к частным лицам, инициативное развитие отельных направлений в промышленности и сельском хозяйстве Социальная функция – формирование новой социальной группы (предпринимателей и бизнесменов); формирование среднего класса (социального слоя обеспеченных людей); изменение отношение общества к бизнесу от отрицательного к положительному.
Психологическая функция – формирование классового самосознания новой русской буржуазии; осознание ею себя как особой активной экономической (и даже политической) силы, способной оказывать влияние на различные стороны жизни страны; ее самореализация через собственный бизнес, политику, инновационные технологии или благотворительность; демонстрация остальной части населения возможности самостоятельного творения собственной судьбы.
Например, на рис. 1 отражены основные направления взаимодействия предпринимателей как активной социальной группы с другими компонентами российского общества:
– с клиентами (потребителями их товаров или услуг);
– с наемными работниками;
– с представителями государственных структур[17].
Клиенты выполняют важнейшую функцию в бизнесе, являясь потребителями продукции предпринимателей и обеспечивая возврат вложенных ими финансовых средств в виде оплаты за товары или услуги. Таким образом, они играют роль индикаторов предпринимательского процесса, поскольку все, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной оценки потребителей, которая выражается в их готовности приобрести товар. Следовательно, предприниматель при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы и ожадания, оценки потребителей. В условиях рыночной системы отношений он может воздействовать на клиентов только действуя в унисон с их интересами. Именно поэтому в последние десятилетия в мировой практике стало придаваться такое большое значение маркетингу как системе изучения взаимоотношений производителей и потребителей. Однако и сам предприниматель может формировать спрос потребителей, создавать новые покупательские потребности (например, разве кто-то из россиян планировал 20 лет назад приобрести мобильный телефон или цифровую фотокамеру?).
Кроме того, между предпринимателями и потребителями существуют и другие связи (рекламно-информационные и имиджевые), которые могут иметь решающие последствия для развития того или иного бизнеса.
Рис. 1. Взаимодействие предпринимателей с другими компонентами российского общества (светлые стрелки отражают преимущественно позитивное влияние, черные – негативное)
Наемные работники как реализаторы идей предпринимателя также относятся к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от них зависят эффективность и качество реализации предпринимательской идеи. Они, как правило, возникают на определенном этапе развития бизнеса, когда предприниматель уже не может самостоятельно выполнять все функции на своем предприятии. Сначала они играют роль исполнителей производственных функций, а затем и менеджмента. В настоящее время в России, в отличие от Запада, наемные работники пока представляют собой разобщенную группу людей, не сплоченную реальными профсоюзами, что облегчает предпринимателям взаимодействие с ними. Однако в перспективе не исключена жесткая конфронтация между бизнесом и наемным трудом, поскольку часть планов предпринимателей и работников совпадает (например, чем выше прибыль, тем выше заработная плата), а часть носит противоположный характер (предприниматель в отличие от работника не заинтересован в выплате высокой заработной платы работникам).
В свою очередь, государство осуществляет регламентацию бизнеса и жесткий контроль, получая взамен финансовые ресурсы в виде налогов. Кроме того, не является секретом то, что в настоящее время имеет место значительный «серый» финансовый поток между предпринимателями и отдельными чиновниками в виде взяток. Третья форма взаимодействия с государством – это взаимоотношения предпринимателей с силовыми структурами. Последние могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на бизнес-процессы.
Заключение
Предпринимательство как особый вид хозяйственного поведения реализовывает свои свойства (инициатива, риск, комбинирование и новаторство в условиях конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов). Поэтому содержательный момент предпринимательской деятельности будет проявляться не только в завоевании преимуществ, но и в создании для себя лучших условий хозяйствования (главная специфическая черта предпринимательства как типа хозяйственного поведения). Результатом будет предпринимательская выгода как отражение реализованных конкурентных преимуществ. В этой связи предпринимательство наиболее правильно определять как процесс, воздействующий на материальную культуру.
Таким образом, предпринимательство – это особый вид хозяйственной деятельности, суть которой заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов посредством рыночного обмена и направленной на завоевание конкурентных преимуществ через нарушение рыночного равновесия.
К важнейшим функциям предпринимательства следует отнести: новаторскую, организационную, хозяйственную, социальную и личностную и др.
Новаторская функция предполагает содействие процессу разработки и внедрения новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществление опытно-конструкторских разработок, создание новых товаров, освоение новых рынков сбыта и т.п.
Организационная функция заключается во внедрении новых форм и методов организации производства и труда, рациональное разделение труда, изменение стратегии деятельности предприятия.
Хозяйственная функция представляет собой наиболее эффективное использование имеющихся трудовых, финансовых, материальных, интеллектуальных и информационных ресурсов, что обеспечивает максимизацию прибыли.
Социальная функция предполагает производство товаров и оказание услуг, необходимых обществу, обеспечение занятости населения, сокращение уровня безработицы.
Под личностной функцией понимается самореализация предпринимателя как личности посредством получение удовлетворения от результатов своей работы.
Общеэкономическая функция обусловлена ролью предпринимателей и организаций как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и доведение их до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию.
Ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства.
Организаторская функция проявляется в принятии личного решения предпринимателями об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур.
Политическую функцию осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей. Функция бизнеса состоит в том, чтобы противостоять бюрократическим явлениям, которые порождаются государственным регулированием экономики.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014 № 17-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 03.07.2019 г.) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
- Анохин В.С. Предпринимательское право: курс лекций : в 2 ч. : учебник. – М.: Волтерс Клувер, 2015. – 688 с.
- Блинов, А. О. Малое предпринимательство: Теория и практика : учебник / А.О. Блинов. - М. : Дашков и К, 2018. – 355 с.
- Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. - М.: Дашков и К, 2018. – 432 с.
- Гавриков, М. С. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / М. С. Гавриков, И. А. Родионова. - Саратов : Саратовский ГАУ, 2018. – 240 с.
- Глазова Е. В., Терехова Л. Н. Предпринимательское право: Завтра экзамен. - СПб.: Питер, 2017. – 208 с.
- Голышев В.Г. Коммерческое право: Конспект лекций. — М.: МИЭМП, 2019. – 320 с.
- Гребенник В.В. Основы предпринимательства. - М.: Изд-во МИЭП, 2019. - 258 с.
- Грядов, С. И. Теория предпринимательства : учебное пособие / С. И. Грядов; Международная ассоциация "Агрообразование" . - М. : Колос С, 2017. – 328 с.
- Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. – М.: Юриспруденция, 2018. – 512 с.
- Жилинский С.Э. Предпринимательское право: учебник / Жилинский С.Э. – М.: НОРМА, 2016. – 912 с.
- Коммерческое право. Ч. I. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб.: С.-Петербургский университет, 2016. – 318 с.
- Нечаев, В. И. Организация производства и предпринимательской деятельности: учеб. пособие / В. И. Нечаев, П. Ф. Парамонов. - М. : Колос С, 2018. – 319 с.
- Организация предпринимательской деятельности в АПК: Краткий курс лекций / Под ред. О.Н. Руднева. – Саратов, 2017. – 118 с.
- Организация предпринимательской деятельности: учебник / Под ред. С. И. Грядова и др.. - М. : Колос С, 2019. – 416 с.
- Основы предпринимательства / Под ред. А. С. Пелих. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 512 с.
- Рубин Ю.Б. Основы предпринимательства: учеб. пособие / Ю.Б. Рубин. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2018. – 296 с.
- Рубин Ю.Б., Потапова О.Н. Основы бизнеса. Часть 1. Основы предпринимательской профессии: учеб. пособие/ Ю.Б. Рубин, О.Н. Потапова. – М.: Московская финансовопромышленная академия, 2017. – 108с.
- Черутова, М. И. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / М. И. Черутова. - СПб. : ГИОРД, 2018. – 160 с.
- Яковлев, Б.И. Организация производства и предпринимательство: учебник / Б. И. Яковлев. - М. : Колос С, 2017. – 424 с.