Файл: Рейтинговые оценки деятельности банка на примере ПАО «Сбербанк».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день российские банки теряют к себе интерес со стороны иностранных инвесторов и вкладчиков, на это существует две причины: санкции в отношении России и недостаточная развитая российская система рейтинговых оценок банков. Руководство все большего числа российских банков понимает важность и актуальность получения рейтинга – одного из важнейших условий повышения имиджа банка, укрепления его конкурентных позиций в банковской системе и роста доверия к нему как со стороны клиентов, так и со стороны инвесторов. Однако процесс присвоения рейтинга международными авторитетными агентствами – дорогостоящая и относительно длительная процедура, рейтинги международных агентств присвоены лишь незначительной части российских банков. В свою очередь российский опыт рейтинговой оценки сравнительно молод и включает всего два рейтинговых агентства, в то время как за рубежом их куда больше.

Рейтинговая оценка кредитоспособности банка является неотъемлемой частью полноценной характеристики его деятельности. В настоящее время такую оценку могут дать независимые рейтинговые агентства. Самыми известными и авторитетными агентствами из международных являются Moody’s, а из российских - Эксперт РА. Важность оценки кредитоспособности банка для повышения авторитета самого банка перед клиентами определяет актуальность выбранной темы. Любое агентство вправе разрабатывать и утверждать свою собственную методологию рейтинговой оценки кредитоспособности.

Цель работы заключается в сравнительном анализе российской и международной практики в присвоении рейтинга кредитной организации и предложение рекомендаций по ее совершенствованию.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие рейтинговой оценки банков;
  • рассмотреть зарубежную и российскую практику рейтинговой оценки кредитоспособности банка;
  • провести анализ финансовых деятельности и результатов в ПАО Сбербанк;
  • провести сравнительный анализ российской и зарубежной методик присвоение рейтинга кредитной организации (на примере ПАО Сбербанк);
  • разработать предложения по совершенствованию российской рейтинговой системе на примере агентства Эксперт РА.

Объектом работы является ПАО Сбербанк.

Предметом работы является методика рейтинговой оценки деятельности банков.

При написании курсовой работы применялись общелогические методы и приёмы исследования: классификация, описание, обобщение, сравнительный анализ, изучение и анализ литературы, системный подход и обобщение полученной информации.


В рамках подготовки работы были изучены труды таких специалистов в области рейтинговой оценки банка, как Белоглазова Г. Н., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д., Аникина И. Д., Толстель М. С., Гукова А. В., Киров А. В., Годжаева Э. С., Зуева Х.А., Логинова А.Г., Карминский А.М., Солодков В.М.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов дипломной работы состоит в возможности разработанных методов совершенствования рейтинговой оценки коммерческих банков для более ясной картины их деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы проведения рейтинговой оценки коммерческого банка

1.1 Понятие и содержание рейтинговой оценки банков

В условиях финансовой нестабильности постоянно меняются приоритеты функционирования субъектов банковской системы.

Это связано с необходимостью оперативной поддержки достаточного уровня финансовой безопасности банков, который наряду с другими внутренними и внешними факторами воздействия может нарушаться вследствие сотрудничества с ненадежными партнерами. Так, взаимоотношения между банками могут привести к катастрофическим последствиям, если один из них является финансово неустойчивым, что не дает ему возможности выполнять взятые на себя обязательства в полном объеме и в определенный период времени. Решение этой проблемы побуждает к поиску адекватных инструментов позиционирования банков на рынке банковских услуг. Одним из наиболее эффективных подходов к отображению уровня доверия к банковским учреждениям является построение их рейтинга.

Рейтинговая оценка банков – система комплексного исследования и сравнения кредитных организаций по основным финансовым показателям. Кроме того, встречаются рейтинги, базирующиеся на экспертных заключениях, например, о качестве менеджмента. [3, C. 232]

Также существует еще одно определение: рейтинговая оценка – комплексная оценка состояния банка, которая дает возможность присвоить ему определенный рейтинг


Чаще всего для построения рейтингов используются данные баланса и счета прибыли и убытков. Главный предмет изучения – определение кредитной надежности.

Существует несколько видов рейтинговой оценки банков. Основные из них указаны ниже.

Линейные списки или рейтинги – перечни кредитных организаций, составленные на основе ряда финансовых показателей. Данные для исследований берутся из официальной отчетности банков или других источников, в том числе передаются самими участниками. [7, C. 104]

Многомерные списки и комплексные оценки на базе финансовых и иных показателей – разбивка банков на группы в соответствии с заданными критериями, такими, например, как надежность, устойчивость, валюта баланса и прочее. [7, C. 110]

Этот вид рейтингов, как правило, составляется специализированными агентствами, консультационными компаниями и др. Иногда исследования такого рода проводят и информационные агентства, а также печатные издания, например, журналы «Эксперт», «Деньги», «Профиль» и др. [7, C.114]

Собственно, рейтинги, которые представляют собой комплексную оценку банков международными или национальными рейтинговыми агентствами, такими как Moody’, а в нашей стране – «Эксперт РА».

Примечательно, что рейтинг банков определяет и орган надзора – ЦБ РФ. Согласно указанию Банка России от 31.03.2000 № 766-У, все кредитные организации делятся на две категории, а каждая из них – на две группы.

Первая категория – это финансово стабильные кредитные организации. К их числу относятся банки группы 1 – «кредитные организации без недостатков в деятельности», а также группы 2 – «кредитные организации, имеющие отдельные недостатки».

Вторая категория – проблемные кредитные организации. К их числу относятся банки группы 3 – «банки, испытывающие серьезные финансовые трудности» и группы 4 – «банки, находящиеся в критическом финансовом положении».

Рейтинговую оценку банков полезно знать инвесторам и вкладчикам – она позволяет определить финансовое состояние кредитной организации и выбрать наиболее надежную из них. От присвоения рейтингов в выигрыше остаются и сами финансовые учреждения: высокие оценки открывают им доступ к рынку капиталов, позволяют привлекать денежные средства более дешево.

Сопоставление методик и систем рейтинговой оценки банков показало наличие существенных отличий друг от друга, которые могут быть как преимуществом той или иной методики, так и ее недостатком (таблица 1).

Таблица 1. Сопоставление методик рейтинговой оценки коммерческих банков: преимущества и недостатки.


Методика

Преимущества

Недостатки

CAMEL(S)

Позволяет проанализировать большое число показателей деятельности банка, как качественные, так и количественные параметры. Они характеризуют достаточность капитала, качество активов, ликвидность, качество управления, финансовую стабильность и чувствительность к риску.

Не предполагает анализа рыночных позиций, внутренних и внешних стресс-факторов. Большинство нормативов не соответствует полученным данным, поскольку американские стандарты мало применимы в российской банковской практике. Отсутствие стандартов для сопоставления. Некоторые показатели недостаточно информативны, их использование в российских условиях можно исключить.

Методика

В. Кромонова

Простота использования. Методика позволяет вывести общий индекс надежности, который упрощает процесс анализа. Открытость, возможность применения без использования сложных программных пакетов.

Логическая структурированность

Чем выше общий индекс надежности, тем надежнее признается банк. Но при этом формула не учитывает негативного влияния кросс- коэффициента, увеличение которого является негативным явлением.

«Эксперт РА»

Методика охватывает комплекс показателей, включая показатели, характеризующие рыночные позиции банка, оценку финансовых рисков, стратегии управления и менеджмента, внешние и внутренние стресс-факторы.

Экспертное заключение на основе субъективной оценки аналитика. Закрытость методики Не разработана методика определения стабильной части депозитов.

Источник: [5, C. 12]

На сегодняшний день мы видим, что нет единой методологии присвоение рейтинга банку и несовершенство российской методики присвоения рейтинга банкам по сравнению с западной.

1.2 Зарубежная практика рейтинговой оценки кредитоспособности банка на примере агентства «Moody’s»

Рейтинговая оценка кредитоспособности банка является неотъемлемой частью полноценной характеристики его деятельности. В настоящее время такую оценку могут дать независимые рейтинговые агентства. Самыми известные и авторитетные агентствами из международных являются Standard & Poor’s и Moody’s. Важность оценки кредитоспособности банка для повышения авторитета самого банка перед клиентами определяет актуальность выбранной темы. В качестве зарубежной методики, в рамках данного исследования, выбрана методика «Moody’s».


В 1905–1906 годы была основана компания «Moody’s», ее основатель Джон Муди (1868–1958) начинал с того, что присваивал рейтинги облигациям железнодорожных компаний. «Moody’s» – рейтинговое агентство, входящее в «большую тройку» наравне с Fitch Ratings и Standard & Poors, основано в 1909 году. Основной офис находится в Нью-Йорке, у компании есть 24 представительства в мире, в том числе в России. Штат – 4 500 человек, которые отслеживают финансовую ситуацию в 100 с лишним странах. Агентство оценивает более 170 тыс. государственных и корпоративных ценных бумаг. [17]

«Moody’s» присваивает международные и национальные рейтинги, которые официально называются рейтингами дефолта эмитента. Но методика Moody’s имеет важное отличие от методик Standard & Poors и Fitch Ratings. Основным событием, вероятность которого показывает рейтинг Moody’s, является не сам дефолт, а тот факт, что инвесторы понесут потери при его наступлении. Методология Moody’s более ориентирована на российские банки, эту методологию использует большинство крупных банков таких как: «Сбербанк», «ВТБ», «Альфа Банк», «Газпромбанк» и другие.

Аналогией может служить покупка автомобиля: покупателю важно знать, что машина надежна, но он вряд ли будет руководствоваться только этим критерием. Поскольку будущие события и тенденции далеко не всегда предсказуемы, присвоение рейтингов нельзя отнести к разряду точных наук. Именно поэтому мнение специалистов Moody’s, лежащее в основе присваиваемых рейтингов не следует считать гарантией кредитного качества или точным определением вероятности дефолта эмитента или дефолта по долговым обязательствам.

Регулярность и охват мониторинга, как правило, определяются конкретными факторами риска, которые специфичны для данного банка (кредитной организации) или целой группы рейтингуемых банков. Например, при мониторинге компании, имеющей кредитный рейтинг эмитента, Moody’s может периодически проводить встречи с менеджментом этой компании, чтобы:

- получить информацию о разного рода изменениях в планах компании;

- обсудить последние события, способные повлиять на уровень кредитного риска;

- выделить и оценить другие факторы или предположения, способные повлиять на мнение рейтингового агентства о кредитоспособности эмитента.

Процесс рейтингования может длиться от четырех до шести недель и включает встречи с основными менеджерами анализируемой компании, ознакомление с финансовой отчетностью, финансовыми планами, политикой и стратегией компании. Вся собранная информация обсуждается в рейтинговом комитете вместе с экспертами по данной отрасли, после чего путем голосования вырабатываются рекомендации по установлению рейтинга. Рейтинги, как правило, пересматриваются один раз в год. Каждое агентство имеет свою методологию изучения кредитоспособности, а результаты изучения кредитного риска отражает в общепринятой шкале, например, от ААА до С, где высшая категория обозначается как А, а низшая