Файл: Болельщики как объект исследования в спортивном маркетинге.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночным отношениям неизбежно затрагивает не только сферу материального производства, но и социальную структуру общества. В процессе преобразований физическая культура и спорт претерпевают ряд последовательных изменений, конечным результатом которых является превращение их из орудия идеологической борьбы в товар со всеми присущими ему характеристиками.

Становясь частью экономики, спорт не может не подчиняться законам экономической деятельности, одной из важнейших составных частей которой выступает реклама-информация о потребительских свойствах товаров и видов услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

Спорт – социальное явление, в которое вовлечен каждый. Не важно, профессионально человек занимается спортом или просто интересуется им, смотрит соревнования по телевизору, ходит в секцию, бегает по утрам. Важно то, что спортивная составляющая в его жизни достаточно велика. У человека есть потребность в спорте – как деятельности, так и зрелище.

Ключевое значение для спорта имеют средства массовой информации, которые освещают спортивную и около спортивную жизнь. Таким образом, мы имеем грандиозную систему социальной коммуникации, в которой каждый участник нацелен на получение позитивных эмоций и с интересом воспринимает информацию, сопутствующую спортивному событию.

Отдельным вопросам спортивного марккетинга посвящены работы СВ. Алексеева, А.А. Бикеева, А.Б. Канунникова, Е.Н. Лукьянчук и А.А. Пастухова, М.А. Маргулиса, Г.С. Скачковой и некоторых других авторов.

Объектом работы являются болельщики как объект исследования в спортивном маркетинге.

Предмет работы – спортивный маркетинг.

Целью работы является изучение болельщиков как объект исследования в спортивном маркетинге.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– выделить особенности спортивного маркетинга,

– рассмотреть понятие и сущность болельщиков,

– определить болельщиков как фактор финансовых возможностей в спорте,

– выявить сегментацию болельщиков,

– провести анализ болельшиков,

– определить роль болельщиков в спортивном маркетинге.

Исследование основывается на всеобщем диалектическом методе познания, а также применялись используемые в юриспруденции современные методы исследования, разработанные научной философией: логический, исторический, системный, структурного и сравнительного анализа. Кроме того, в работе задействованы и частнонаучные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический и др.


Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1.БОЛЕЛЬЩИКИ И СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ

1.1. Особенности спортивного маркетинга

Спорт — это не только увлечение и хобби людей по всему миру, но также возможность заработать. Спортивные товары — это бизнес, который может быть успешен в любое для экономики время, даже в кризисное. Не говоря уже о крупных организациях, приносить своим основателям деньги может даже спортивная информация вроде футбольных, хоккейных или баскетбольных клубов, которые зарабатывают на продаже спортсменов, телевизионных правах, рекламе, билетах на стадионы.

Спорт является весьма значимой частью жизни общества, с одной стороны, создавая условия для гармоничного физического и интеллектуального развития личности, а с другой — являясь сферой досуга и развлечений. Обострение конкуренции, неизбежное снижение государственного финансирования профессионального и массового спорта заставили обратить более серьезное внимание на использование маркетинговых инструментов.

Спортивный маркетинг как наука и практический инструментарий стал формироваться к середине XX в., когда производство и потребление спортивных товаров и услуг значительно расширились, а соперничество за клиентуру и сбыт обострилось. Борьба за потребителя в этот период достигает такой стадии, когда обеспечить своему товару сбыт производитель мог только благодаря маркетинговым мероприятиям.

Покупатели за счет расширения выбора предоставляемых им товаров и услуг стали более разборчивыми и требовательными; именно они начали диктовать производителям свои условия, а не наоборот.

Маркетинг в спорте – процесс постоянный. Независимо от того проходят ли соревнования на протяжении всего сезона (например, регулярный чемпионат), или же это разовое мероприятие (финальная часть чемпионата мира по футболу; финал любого кубка). Маркетологам постоянно приходится планировать свою деятельность и оценивать проделанную работу в режиме non-stop, поддерживать отношения с болельщиками и клиентами, напоминать зрителям о себе.

Эксперты считают, что спортивный маркетинг очень сильно отличается от маркетинга в спорте. В первом случае мы имеем дело с чистым спортом, то есть командами и спортсменами. Во втором — с обычным маркетингом в спорте, когда традиционные маркетинговые инструменты используются в сферах, связанных со спортом, причём не очень тесно.


Собственно, спортивный маркетинг можно разделить ещё на две категории, которые тесно связаны друг с другом. Это маркетинг спортивных организаций — клубов, брендов, команд, а также маркетинг продуктов и услуг, которые связаны со спортивной деятельностью этих организаций, так называемый спортивный мерч (от английского merchandise — «товары»).

У спортивного маркетинга есть несколько очень специфических задач.

Произвести впечатление на болельщиков, дать им «зрелище» в том либо ином виде, чтобы спровоцировать проявление эмоций, сопереживания, заинтересовать определёнными событиями.

Повысить лояльность к определённому спортивному клубу или спортсмену, а также продемонстрировать принадлежность спонсора к «своим», то есть к клубу и спортивному бренду.

Стимулировать журналистов писать эмоциональные статьи, где читателя провоцируют принять сторону определённого клуба.

Побудить болельщика быть похожим на своего спортивного кумира, например, капитана футбольной команды.

Эти задачи позволяют достигать важных для спортивного клуба и его спонсоров результатов.

Клуб получает «целевую аудиторию», то есть костяк преданных болельщиков, которые, в свою очередь, привлекают к сообществу своих друзей, родственников и так далее.

Спонсор получает возможность эффективно воздействовать на болельщиков своего клуба, а значит, число потенциальных потребителей продукта спонсора растёт.

СМИ, видя повышающуюся популярность спортивного клуба, охотно пишут о нём статьи и заметки, которые становятся всё более эмоциональными. Результат — о клубе узнают читатели СМИ, среди которых — как потенциальные болельщики, так и спонсоры.

Спортивный маркетинг обладает спецификой, связанной с характеристиками спорта, среди которых отметим следующие:

– непредсказуемость результатов соревнований и как следствие — высокая эмоциональность потребления спортивных продуктов;

– высокая лояльность клиентов (фанаты клубов);

– сложная многоотраслевая структура спортивной отрасли (события, товары, ритейл, сооружения, услуги, и т.п.);

– обширные межотраслевые связи со смежными отраслями (здравоохранение, туризм, развлечения, культура, бизнес и т.п.);

– востребованность социальных спортивно-оздоровительных услуг среди представителей значительной части населения;

– спорт — сфера реализации корпоративной социальной ответственности корпораций и граждан;

– конкуренция между государственными и частными субъектами рынка спортивных услуг.


Сегодня термин «спортивный маркетинг» является одним из наиболее популярных в спортивном сообществе, особенно когда речь заходит о необходимости зарабатывать деньги для нормального развития различных спортивных организаций.

Путь спортивного результата от нематериальной к воплощенной в материально-денежной форме величине проходит через маркетинговый процесс, где получает качество спортивного продукта. Данный продукт можно сегментировать в разных видах его проявления. В обозначенном качестве спортивная человеческая ценность может иметь своего коммерческого потребителя, который, в конце концов, через процессы предложение-спрос и купля-продажа оплатит свою потребность. Таким образом, можно считать, что нематериальная спортивная величина в маркетинговом процессе может получить свое материальное воплощение.

1.2.Понятие и сущность болельщиков

Невозможно представить спорт без зрителей, а уж тем более современный. На сегодняшний день болельщики являются неотъемлемой частью спортивной индустрииДля любого вида спорта решающим фактором, определяющим его популярность, является количество болельщиков. В мире спорта командные виды спорта всегда стояли особняком, как в плане зрелищности, так и в плане спортивной состязательности. Имеются болельщики и в хоккее и в регби, в баскетболе и в водном поло, однако футбольные болельщики - это особая категория поклонников спортивных соревнований, стоящая особняком в спортивном мире. В нынешних условиях болельщики являются движущей силой в профессиональном спорте, и футбол в этом плане не является исключением.

Болельщики – это люди, которые любят наблюдать за спортивными соревнованиями, переживают и болеют за команду или отдельного спортсмена, испытывают на себе все эмоции от побед и поражений. Но существуют и такая категория болельщиков, которые просто идеализируют спортсмена или команду. Таких болельщиков называют фанатами. Конечно, в большей степени это касается футбольных зрителей. Они не пропускают ни одного матча своей команды, знают полный состав команды, биографию каждого спортсмена, место в турнирной таблице, динамику выступлений, уровень подготовки и т. д.

Современный спорт как социальное явление выполняет некоторые функции:

1. Функция отвлечения.

Она связана с возможностью психологической разгрузки. Поскольку соревнования создают определенную атмосферу высокой зрелищности, высокой конкуренции, и человек может максимально отвлечься от своих проблем, отдохнуть.


2. Функции «клапана безопасности».

Она связана с возможностью выплеснуть негативные эмоции и всю агрессию болельщиков во время спортивных соревнований в форме, приемлемой для общества.

3. Функция социального характера.

Спорт служит определенной возможностью для объединения людей в группы, имеющие общие цели как внутри группы, так и между отдельными группами болельщиков. Устанавливаются тесные связи, что важно как для общества, так и для самого человека.

Спортсмены и болельщики просто нуждаются друг в друге. И в настоящее время выпадение одной составляющей ставит под угрозу существование спортивной индустрии в целом. Конкретно для спортсменов очень важно присутствие зрителей. Они чувствуют не только поддержку, но и ответственность.

Что касается спорта, в частности профессионального, то болельщики играют важную экономическую роль. Так как основными источниками доходов, необходимых для развития профессионального спорта, являются продажи билетов на соревнования и оказание сервисных услуг. Цена билетов колеблется в очень широких пределах от пару сотен до 1 тысячи долларов и больше. Стоимость билетов зависит от вида спорта, категории соревнований, вместительности спортивной арены, места зрителя на трибунах. В целом стоимость билетов на спортивные соревнования в 3-4 раза ниже, чем на другие мероприятия.

Каждый футбольный клуб имеет свою армию поклонников, у кого-то больше, у кого-то меньше. Количество болельщиков определяет статус команды, ее самобытность. Чем выше статус футбольного клуба, чем больше у клуба традиций и достижений в спорте, тем шире его признание, тем выше его популярность среди людей. Меняются владельцы клубов, уходят и приходят новые тренера, один за другим появляются новые спонсоры, однако болельщики футбола остаются преданными цветам своей родной команды.

Знание структуры и состава своих болельщиков крайне важно для отдельных спортсменов, спортивных команд и клубов, так как от этих знаний и умения ими пользоваться зависит материальное благополучие спортсменов, тренеров и обслуживающего их персонала. При этом очень важна самая разнообразная информация: пол, возраст, социальное и материальное положение, образование. Очевидно, что информация о количестве и платежеспособности болельщиков крайне важна для администрации стадионов, спортивных комплексов и спортивных сооружений, а также для торговых и транспортных предприятий, обслуживающих определенные территории или маршруты. Таким образом, болельщики в экономике спорта являются важнейшим объектом исследования.