Файл: познавательное развитие младшего школьников: условия, факторы, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, изменяется познавательная деятельность детей, улучшается память, речь, умственные способности, экспериментально-исследовательская деятельность оказывает влияние почти на все когнитивные функции.

ГЛАВА 3. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Существуют основные правила, которыми руководствуются специалисты и родители, когда организовывают познавательно-исследовательскую игру. Очень важно сделать ее целостной, связать теорию с практикой.

Со временем ребенок вырастает из познавательно-исследовательской деятельности. Следующая ступень психологического роста — поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников. Педагог и родитель должны руководствоваться очень простым принципом — для того, чтобы понять, нужно попробовать. Ребенок должен действовать, вникать, быть вовлеченным в процесс. Поэтому в процессе поисково-исследовательской деятельности взрослый определяет для ребенка алгоритм действий для получения ожидаемого результата.

Однако возможна и другая ситуация, когда инициатива игры исходит полностью от ребенка и он сам планирует ее результаты, составляет алгоритм и следует ему для достижения поставленной цели. Такая ситуация характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Становление речи

Параллельно становлению других функций психики малышей идет познавательно-речевое развитие дошкольников. Специалисты считают этот раздел педагогики одним из самых важных, поскольку он направлен непосредственно на умственное формирование ребенка.

Речь — это не только средство коммуникации, но и инструмент познания мира. Овладение речью — сложный, комплексный процесс, требующий от ребенка напряжения всех его сил. С помощью речи малыш будет взаимодействовать с мамой, папой, другими окружающими людьми. Он постепенно овладевает знаками, из которых состоит язык и которые складываются в сложную систему звуков, слов, интонаций.

Ребенок сначала слушает, анализирует речь других, постепенно понимая, начиная воспроизводить звуки и слова. На каждом шагу он сталкивается с новыми объектами действительности, и для каждого из них есть свой условный знак — слово. Позже он узнает о существовании письменной речи и о том, что для каждого звука есть специальное обозначение на бумаге — буква. Однако следует помнить, что первична всегда устная речь.


3.4. Речь и мышление

Сначала мышление ребенка представляет собой внешнюю речь. Ребенок проговаривает слова, обозначающие предметы и действия, таким образом рассуждая и приходя к неким выводам. Постепенно речь из внешней переходит во внутреннюю. Малышу необязательно проговаривать свою цепочку рассуждений, он произносит ее про себя. Наличие перехода внешней речи во внутреннюю — важный показатель становления коммуникации.

Именно поэтому степень становления речи характеризует развитие мышления, овладение системой условных знаков и возможность строить свои рассуждения на основании законов логики, отраженных в этой системе.

Огромное количество внутренних процессов, представляющих собой познавательное развитие, было бы невозможно без сензитивного периода. В возрасте 3 лет малыш начинает развиваться особенно интенсивно. Никогда в своей жизни человек не столкнется больше с таким огромным количеством неизвестного, как в этом возрасте.

Механизм сензитивного периода позволяет ребенку воспринимать множество информации и даже классифицировать ее, превращая в первичную картину мира, а не в бессистемное нагромождение фактов.

Существуют методики, позволяющие дошкольнику изучать иностранный язык, используя фактически тот же механизм, что и при овладении родным, с помощью восприятия. Ребенок слушает, анализирует и воспроизводит информацию на другом языке так же, как и на родном.

ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Трудно переоценить значение того периода, который обозначается термином «детство». Многие процессы берут начало именно в это время, сильное влияние оказывает этот возраст на дальнейшую жизнь человека. Ребенок незаметно для себя растет, приобретает новые знания, делает открытия каждый день, радуется им, переживает неприятности, ищет поддержки. Начинается долгий и сложный процесс социализации, нужно искать свое место в обществе и выстраивать с людьми отношения.

Родители, воспитатели, друзья и все окружающие выступают в этом сложном процессе примерами, учителями, наставниками, соперниками. Ребенок входит в жизнь, и процесс этот отнюдь не такой легкий, как кажется на первый взгляд.

В детском возрасте человек развивается интенсивнее всего в жизни. Глубокие психические процессы, на которые опирается человек в старшем возрасте, закладываются именно в детстве. Важнейшая задача родителей, педагогов и психологов состоит в том, чтобы развитие познавательных способностей у дошкольников проходило успешно и приводило в будущем к отличным результатам в образовании и внутренней гармонии в жизни человека


4.4. Основы познавательного развития детей дошкольного возраста

Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

Необходимо отметить, что процесс познавательного развития детей дошкольного возраста является непрерывным. На каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в системе целостного развития детей. В возрасте 2-3лет дети активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно - манипуляторная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр. К 3-4 годам дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию. В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами- понятиями. Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, со страдание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.


Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Крупнейший учёный А. В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению, к которым этот возраст наиболее восприимчив». Задача дошкольных учреждений - развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. Иными словами, необходимо развивать и формировать познавательный интерес дошкольника. Что же представляет собой познавательный интерес? Психологи В. З. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов дают такое определение интересу. Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развивающейся во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, включая в себе новые связи предметного мира. А. В. Петровский, Р. Я. Немов определяют интерес, как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Н. В. Мясищев, В. Г. Иванов определяют интерес как активно-познавательную форму отношения человека к миру. Г. Н. Щукина рассматривает познавательный интерес как целостное развитие личности, основа которого состоит из взаимосвязанных компонентов.

Надо отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.


2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания. Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе интеллектуальных направлены занятия в детском саду.

По мнению Лисиной М. И., решающий фактор развития и формирования познавательной активности – это общение ребенка с взрослым человеком - педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.

использовать методы и приемы, направленные не на передачу знаний ребенку (перенасыщение информацией, без учета подготовленности дошкольников, а необходимо активизировать процесс освоения знаний - использовать блоково-тематическое планирование;

-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме;

-использовать методы, обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать, формировать представления о значимости некоторых открытий -рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте, «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям, обмена информации «Я сегодня узнала»;

-коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности;

-сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность;

-создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности»;

Отметим и педагогические условия, которые направлены на формирование и развитие познавательного интереса:

-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач;

-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта;