Файл: Физкультурное воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 936
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования поведения у детей дошкольного возраста
1.2. Необходимость и особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания детей дошкольного возраста
1.2. Особенности формирования поведения у детей дошкольного возраста
1.3. Роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста
Глава II. Пути и средства воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
2.3. Методика воспитания детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальная структура общества в последние два века подвержена тенденции глобализации, детрадиционализации и информатизации. С появлением информационных технологий любой уголок мира, любая культурная среда стала гораздо более доступна, чем, скажем еще два десятилетия назад.
Поколения 80х и 90х годов XX века, не будучи полностью вовлеченными в процесс информационного сближения, смогли прикоснуться к обилию информационных потоков, обрушившихся на постсоветскую Россию, на этапе становления личностной и групповой идентичности. Современным детям очень сложно развиваться – они оказываются подвержены воздействию крайне разнообразных социальных (культурных, религиозных, этнических, территориальных и др.) факторов.
Современные дети, в условиях нестабильной социокультурной ситуации становятся жертвами обстоятельств и своего окружения, и мы видим возрастающий процент детской преступности, раннего алкоголизма и наркомании, произрастающих из недостатка воспитания. Невоспитанность, характерная современности, влияние множества других культур, постоянная переоценка ценностей в социуме порождают нестабильность в развитии ребенка.
Поэтому формирование правильного поведения у детей дошкольного возраста является тем ориентиром, который поможет задать личности необходимый курс развития, и позволит сформировать полноценных творческих индивидов, способных осуществлять полноценную жизнедеятельность в быстро изменяющихся условиях жизни.
В том числе развитие личности должно происходить не только в рамках специальных занятий – например, занятий по основам культуры или прививания духовных ценностей на занятиях по чтению, но осуществлять системно по ходу занятий любых дисциплин, в том числе и в процессе занятий физической культурой.
Тем не менее, практика последних лет показывает, что несмотря на активную работу преподавателей физической культуры по развитию не только физического, но и духовного мира детей дошкольного возраста, это направление методически не разработано, и многие педагоги теряются при попытке привнести в сознание ребенка нравственную составляющую при занятиях по физической культуре.
Отсюда возникает противоречие между желаемым и действительным, которое определяет цель исследования: четко определить роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание детей
Предмет исследования: роль физической культуры в воспитании детей дошкольного возраста
Данная цель определяет собой задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования поведения у детей дошкольного возраста
- рассмотреть особенности формирования норм поведения у детей старшего дошкольного возраста
- выявить роль физической культуры в формировании поведения у детей дошкольного возраста
- проанализировать передовой практический опыт по проблеме формирования поведения у детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
- очертить содержание методического материала по формированию поведения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой
- рассмотреть методики формирования поведения у детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой
Исследование предполагает использование:
- аналитического метода (анализ психолого-педагогической литературы)
- метода синтеза (подбор методической литературы по проблеме)
Структура работы. Исследование состоит из введения, в котором описаны актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы и структура исследования. Также работа содержит аналитическую главу, где рассматривается формирование поведения у детей старшего дошкольного возраста и его особенности в контексте занятий физической культурой, и синтетическую главу, в которой, обобщая подобранные практические наработки педагогов, разрабатывается базисная методика формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой. В структуре работы также представлено заключение, список использованной литературы из 20 источников. Общий объем работы 35 страниц. К работе имеется приложение.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования поведения у детей дошкольного возраста
1.2. Необходимость и особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
Фундаментальным факторам, участвующим в формировании здоровой, гармонично развитой личности, является физическое воспитание детей дошкольного возраста [10 2016: 38].
Дошкольный возраст можно охарактеризовать как период, в котором развиваются основные аспекты личности как: отношение к социуму, позиционирование себя в обществе, волевая сфера личности. Кроме этого, за весь дошкольный период от 3 до 7 лет, ребенок осваивает необходимые двигательные навыки. Этот возраст отличается интенсивным развитием работоспособности, психологической и физической выносливости, также определяется его здоровье в будущем [Митрофанова 2016: 148].
Формирование личности должно стать целью воспитания в целом. Такая личность будет ориентирована на приоритет национальных ценностей при должном уважении ценностей других цивилизаций [Махова 2015: 33].
Первые семь лет отличительные тем, что в этот период у детей формируются важнейшие двигательные навыки и важные черты личности, закладываются основы здоровья. Направлением физического воспитания служит создание предпосылок всестороннего развития личности. Такое развитие предполагает формирование волевых качеств личности; развития и совершенствования двигательных навыков. Прививается интерес к физическим упражнениям и подвижным играм; формируется здоровый образ жизни.
Условия для нормального функционирования мышечной деятельности могут развиваться с учетом волевых качеств, без них не предоставляется возможность выполнения усилий невозможно выполнение сложных движений.
Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. От того, насколько часто и качественно дети занимаются двигательной деятельностью, зависит их состояние здоровья в будущем. Для гармоничного развития ребенка, физическое воспитание должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей, индивидуальных и возрастных особенностей дошкольника.
Под физическим воспитанием понимается педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств [Холодов 2000: 213]. Физическое воспитание на каждом возрастном этапе дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с изменениями, происходящими в организме ребенка. Так, на протяжении первых семи лет жизни у ребенка интенсивно увеличиваются все внутренние органы, совершенствуются их функции; развивается нервная система; происходит укрепление опорно-двигательного аппарата за счет постепенной замены хрящевой ткани костной; возрастают масса и сила мышц, однако, дети еще не способны к высокому мышечному напряжению и длительной физической работе. Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении). Динамическая работа способствует активному притоку крови к мышцам и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост. В связи с этим необходимо чередовать активную деятельность ребенка с малоподвижными формами деятельности. Также начинает бегать; он чувствует потребность в смене необходимо включать в физическую деятельность большое количество подвижных игр, которые направлены на двигательное развитие ребенка [Филлипова 2011: 152].
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физкультурного образования в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Ребенок трех лет совершенствует ходьбу, лазанье, движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха. Игры под руководством педагога и систематические упражнения на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению двигательных возможностей. Для формирования разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес: шары, обручи, мячи, трехколесные велосипеды. У ребенка развивается самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости. Развивается чувство равновесия, глазомерная оценка направления и расстояния, в связи с этим действия с предметами становятся разнообразнее. Ребенок учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучаясь своевременно реагировать на сигналы извне, которые требуют изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры. Поэтому для обучения детей младшего дошкольного возраста общеразвивающим упражнениям педагогу необходимо подбирать простые упражнения, преимущественно для мышц рук, плечевого пояса и туловища [Кожухова 2006: 94].
У детей пятого года жизни совершенствуются психические процессы, внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений [Филлипова 2011: 49]. В среднем дошкольном возрасте разнообразнее становятся общеразвивающие упражнения для ног и мышц брюшного пресса, больше всего детям даются наклоны вперед, большое внимание уделяется дыханию в упражнениях для рук, плечевого пояса, туловища. На пятом году жизни организм ребенка интенсивно растет и развивается. Двигательная деятельность является не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает высокая возбудимость [Кожухова 2002: 83].
У детей на седьмом году жизни продолжается процесс окостенения, который делает позвоночник более прочным. В связи с этими изменениями тело ребенка приобретает большую устойчивость, что облегчает выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге. В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений как своих, так и товарищей [Филлипова 2011: 53]. В обучение общеразвивающим упражнениям детей старшего дошкольного возраста вводятся рывковые движения назад прямых и согнутых рук, круговые движения рук вперед и назад. Разнообразными становятся подскоки, увеличивается их количество. Дети старшего дошкольного возраста способны выполнять упражнения в парах, в подгруппах [Кожухова 2002: 95].
Таким образом, физическое воспитание дошкольников необходимо выстраивать в соответствии с особенностями физического развития детей на каждом возрастном этапе. Грамотно организованное физическое воспитание детей дошкольного возраста способствует успешному физическому развитию, укреплению здоровья, эмоциональному комфорту на занятиях физической культурой и в самостоятельной деятельности детей.
Должное физическое развитие ребенка создает необходимую основу для правильного его развития в целом.
Лучшим способом организовать физическое воспитание дошкольника является построение его в форме игры.
Игра - это вид деятельности характерный для детей, который позволяет заинтересовать в обучении, что является одним из главных условий успешного образования [10 2016: 207].
В процессе игры развиваются как физические качества ребенка, создающие базу для его нормального здоровья и полноценной физической активности, так и личностные характеристики: способность работать в команде, правильное восприятие себя и своей роли в окружающем социуме, требовательность к себе, воля.
Для достижения наилучших результатов в освоении нового используется индивидуальный подход к каждому, принимается во внимание его физические и психологические особенности.
Учет структуры личности ребенка при работе с ним, а в частности при его физическом воспитании, можно считать одним из главных условий эффективного обучения, наряду с учетом его физических и физиологических особенностей [Антонов 2010: 208].
Такой подход позволит воспитателю максимально рационально строить процесс занятия.
Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что физическое воспитание дошкольников является важным компонентов в формировании не только здорового физически организма, но и здоровой личности, приспособленной к социуму, ориентированной на жизни в окружающем мире.
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания детей дошкольного возраста
Проблема развития и нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимала умы исследователей еще начиная с позапрошлого века. Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в процессе воспитания – неотъемлемый в современном мультикультуральном мире элемент развития ребенка. К концу XX века сложилась такая ситуация – как и предполагал К. Ушинский, школа являлась основным образовательным элементом, который обучал детей различным наукам, но обучаться тому, как нужно себя вести, что хорошо и что плохо, основам религии, этики и эстетики дети могли только с помощью родителей и самостоятельно[1].