Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОП «Стахановский Педагогический колледж
Луганского государственного педагогического университета»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Физическая культура»
на тему
«Виды гимнастики»
Выполнила:
Студентка СПК ЛГПУ
Группы 21 ПНК
Акимова Алина
Проверил:
учитель физической культуры
Беликов Иван Сергеевич
Г.Стаханов
2023
Содержание
Введение 3
Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания 4
Виды гимнастики и их классификация 6
Общеразвивающая гимнастика 7
Спортивная гимнастика 10
Прикладная гимнастика 12
Заключение 16
Введение
Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система приемов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие человека. Имеет научную теорию, методологию, предусматривающую широкое использование гимнастических упражнений в разных частях системы физического воспитания.
Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания
Термин «гимнастика» впервые появился у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до нашей эры. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и других народах гимнастические упражнения использовались в лечебных целях. Китайские книги тех времен указывают на то, что в Китае была гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная ныне система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в то далекое время. Из различных исторических источников (памятников, фресок, рисунков) известно, что гимнастические упражнения использовали все древние народы: египтяне, персы, ассирийцы, народы Закавказья, римляне, евреи и др. Известно, что в то время были профессиональными канатоходцами и акробатами, выступавшими при дворянских дворах. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозных церемоний.
Гимнастические упражнения существовали на Руси издревле. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные физические упражнения были введены Петром I в армии в конце 17 века.
В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Он популярен своей доступностью. Наряду со сложными, даже очень сложными упражнениями, которые есть в современной гимнастике, в ней есть множество простых упражнений, которые вполне доступны любому человеку вне зависимости от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наряду с основными средствами физического воспитания, такими как игры, спорт, туризм, призвана укреплять здоровье, закалять организм, воспитывать морально-волевые качества человека, восстанавливать его физические и духовные возможности.
Гимнастика сегодня стала по-настоящему популярным средством физического воспитания. В нашей стране миллионы людей ежедневно занимаются гимнастикой. Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективов физкультурных и добровольных спортивных обществ, сотни тысяч детей, юношей и девушек регулярно занимаются спортивной акробатикой, спортивной и художественной гимнастикой.
Гимнастика используется как лечебное средство в медицине, применяется как лечебное средство в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране очень популярна атлетическая гимнастика. Все большее распространение получает прикладная профессиональная гимнастика.
«Задачи гимнастики определяются общей целью воспитания - формирование нового человека, гармонично сочетающего духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.
Цели оздоровления: укрепление здоровья; развитие отдельных групп мышц и всей мышечной системы: устранение и профилактика функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; развитие правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление дыхательной системы и работы сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.
Воспитательные задачи: способствовать всестороннему гармоничному физическому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности движений; вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в повседневной жизни, работе.
Воспитательные задачи: формирование коллективизма, дисциплины; воспитание нравственных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, настойчивости, выдержки, ориентированности, инициативы».
Виды гимнастики и их классификация
Все многообразие гимнастических упражнений исторически сложилось в отдельные виды. Этот естественный процесс начался в прошлом веке. В 1968 году на Всесоюзной конференции по гимнастике были рассмотрены и утверждены три группы ее видов: общеразвивающие, спортивная и прикладная гимнастика. Это разделение оправдано двумя обстоятельствами. Первый связан с более конкретными задачами, которые ставятся перед гимнастикой в настоящее время. Второй - с необходимостью научного обоснования дальнейшего развития гимнастики, создания современной теории и методов ее практического применения.
Существующие сегодня виды гимнастики отличаются определенными целями и задачами, конкретными упражнениями и методическими приемами.
Общеразвивающая гимнастика
К общеразвивающим типам относятся: базовый, гигиенический и спортивный.
«Основная гимнастика направлена на всестороннее развитие и укрепление тела, на овладение общими основами движений, на воспитание физических, нравственных и волевых качеств, необходимых во всех сферах жизнедеятельности человека. К средствам базовой гимнастики относятся: упражнения (ходьба, бег в различных сочетаниях); общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; вольные упражнения; простейшие упражнения на гимнастических снах; акробатические упражнения; элементы художественной гимнастики, хореографии, игр, эстафет, прыжков.
Базовая гимнастика, в свою очередь, делится на несколько разновидностей в зависимости от разных групп и возрастов занимающихся.
Базовая гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Основными задачами базовой гимнастики в дошкольном возрасте являются защита и укрепление здоровья детей, закаливание организма, формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, развитие начальных навыков личной и общественной гигиены.
Педагог должен учитывать физические возможности детей данного возраста и подчинять весь процесс физического воспитания дошкольников интересам нормального развития растущего организма. В связи с особенностями развития скелета, мышц, внутренних органов и нервной системы требуются простейшие виды физических упражнений - общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, равновесие, подвижные игры, а также а также простейшие упражнения художественной гимнастики. Педагог должен стремиться привить детям дисциплину и привить навыки организованного поведения в коллективе.
Основная гимнастика для детей школьного возраста направлена на общее укрепление и развитие тела школьников, формирование правильной осанки, воспитание физических, нравственных и волевых качеств, а также умения их целесообразно использовать на практике.
Наряду с учебной формой предусмотрена гимнастика в школьный день перед занятиями. Его цель - организовать учеников перед началом учебного дня
, приучить их к регулярным физическим нагрузкам.
В связи с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями растущего организма школьный возраст подразделяется на три периода:
1.младший школьный возраст - от 7 до 9 лет (I-III классы);
2.средний школьный возраст - от 10 до 14 лет (IV - VIII классы);
3.старший школьный возраст - от 15 до 16 лет (IX - X классы).
В каждой из этих возрастных групп используются разные средства и методы физического воспитания.
Атлетической гимнастикой в основном занимаются юноши с целью формирования правильной осанки, гармоничного развития мускулов всего тела, исправления дефектов тела. Он развивает такие ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, скорость, ловкость и выносливость.
«Способы спортивной гимнастики очень разнообразны. В нем широко используются различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (булавы, палки, мячи для ног, скакалки, резиновые амортизаторы, гири, гантели, штанга). Во время занятий также можно использовать предметы быта (упражнения со стулом, на стуле, с упором ногами на стол, на кровать), а также на снарядах массового типа и гимнастических снарядах.
В настоящее время используются два вида спортивной гимнастики: индивидуальная и групповая.
Тренировки по спортивной гимнастике следует планировать так, чтобы упражнения с предметами сочетались с упражнениями без предметов. Упражнения для развития силы и увеличения объема мышц следует сочетать с упражнениями, развивающими ловкость, скорость и выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы лежа, медленные подъемы) следует чередовать с скоростно-силовыми упражнениями, а различные акробатические и гимнастические упражнения - с бегом на короткие и длинные дистанции.
Цель гигиенической гимнастики - поправить здоровье, сохранить бодрость и высокую работоспособность. Из всех видов гимнастики гигиеническая гимнастика самая массовая и доступная. Полезен в любом возрасте: детям, студенческой молодежи, умственным и физическим работникам. В состав гигиенической гимнастики входят физические упражнения, водные процедуры и самомассаж. Делать это можно каждый день самостоятельно дома, руководствуясь методической литературой, советами и инструкциями учителя, которые обычно сопровождаются трансляцией гимнастики по радио и телевидению.
Если с этим заниматься систематически, это приносит большую пользу - укрепляет человеческий организм, улучшает работу кровеносной, дыхательной и нервной системы. Особенно он полезен людям со слабым здоровьем и пожилым людям. Систематические занятия гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы, гибкости тела, формированию и поддержанию правильной осанки, повышению активности внутренних органов и центральной нервной системы.
В настоящее время существует два вида гигиенической гимнастики - индивидуальная и групповая.
Индивидуальная гигиеническая гимнастика обычно состоит из простых, доступных каждому физических упражнений и проводится самостоятельно. Групповые занятия гигиенической гимнастикой, в отличие от индивидуальных, организуются и проводятся под руководством учителя, инструктора в различных коллективах, домах отдыха, санаториях, пионерских лагерях, учреждениях, школах, вузах, воинских частях, общежитиях и Гигиеническая гимнастика включает общеразвивающие упражнения для увеличения силы, подвижности в суставах, формирования правильной осанки, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а значит, и всего организма в целом.
Упражнения гигиенической гимнастики методически разработаны в виде комплексов из 5-6 упражнений, каждое из которых повторяется несколько раз. Изменение количества повторений позволяет регулировать нагрузку в соответствии с возможностями учеников.
Спортивная гимнастика
К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика. Эти виды очень популярны в нашей стране и за рубежом.
«Художественная гимнастика - самый популярный вид спорта, он увлекателен и близок молодежи. Неисчерпаемое количество постоянно новых и интересных упражнений делает его популярным и манящим. Постоянное совершенствование спортивной техники, изучение все новых и новых упражнений, преодоление неудач и успехов, выполнение ряда упражнений, связанных с риском - все это укрепляет волю, воспитывает важные черты характера.
Художественная гимнастика доводит координацию движений, моторику и морально-волевые качества до высокой степени совершенства, технику выполнения - до уровня мастерства.
Основное содержание художественной гимнастики - многоборье. В мужское многоборье входят вольные упражнения, упражнения на лошади, брусьях, перекладине, кольцах и опорах. Для женщин - вольные упражнения, упражнения на бревне, брусьях, опоре. Эти упражнения гимнастического многоборья в настоящее время включены в программу международных соревнований - Олимпийских игр, чемпионатов мира, чемпионатов Европы, Универсиад.
Помимо этих основных средств в художественной гимнастике используются и другие виды физических упражнений: упражнения со штангой, спортивные и подвижные игры, плавание, легкая атлетика, прыжки в воду, катание на лыжах и др.