Файл: Урок геометрии в 7 классе Презентацию подготовила Рудник Ольга Анатольевна учитель математики i категории моу СШ53 г. Макеевки.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи на построение


Урок геометрии в 7 классе


Презентацию подготовила
Рудник Ольга Анатольевна учитель математики I категории
МОУ «СШ№53 г. Макеевки»

Задача


Разделить отрезок длиной 5 см на четыре равные части
Разделить угол 55º на четыре равные части
Расположить три точки на одинаковом расстоянии друг
от друга


Задачи на построение


Тема урока:


Учебная задача урока:
дать представление о задачах на построение, этапах их решения и начать выделять основные задачи на построение.


В геометрии выделяют задачи на построение, которые можно решить только с помощью двух инструментов: циркуля и линейки без масштабных делений.
Линейка позволяет провести произвольную прямую, а также построить прямую, проходящую через две данные точки; с помощью циркуля можно провести окружность произвольного радиуса, а также окружность с центром в данной точке и радиусом, равным данному отрезку.


IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


O С


Дано: отрезок АВ, луч ОС.


Построить:
отрезок OD, OD= АВ DОС.


А B


Построение:
1) окр.(O, r =АВ);
2) окр.(O, АВ) Ո OC=D;
3) OD - искомый


О C


Задача1.
На данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному.


D


Дано: отрезок АВ, луч ОС.


Построили:
OD= АВ


Доказать: АB=ОD
3.Доказательство:
OD= АВ как радиусы одной и той же окружности окр.(O, АВ);


4.Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение.


А B


О C


O


D


Схема решения задач на построение:
    Анализ (рисунок искомой фигуры, установление связей между заданными и искомыми элементами, план построения).
    Построение по намеченному плану.
    Доказательство, что данная фигура удовлетворяет условиям задачи.
    Исследование (когда и сколько задача имеет решений?).


Задача2.
Построить треугольник, стороны которого равны заданным отрезкам.


Дано:


а=3см


b=2см


с=4см


Построить:
АВ = а, ВС = b, AC = c.



Построение:
1) луч АМ
2)окр.1(А, r = а);
3) окр.1 Ո АМ = В;


А


М


В


4) окр.2 (А, r=с)
5) окр.3 (В, r=b)
6) окр.2 Ո окр.3=С
7) AC, BC
8) Δ АВС – искомый треугольник


С


Анализ:


а=3см


b=2см


с=4см


С


В


А

Доказательство:


В ΔАВС АВ=а=3см по построению как радиус окр.(А,r=a), АС=с=4см по построению как радиус окр.(А,r=с), ВС=b=2см по построению как радиус окр.(В,r=b). Значит, треугольники равны по трем сторонам.


Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.

Учебник, задача №148 На прямой даны две точки А и В. На продолжении луча ВА отложить отрезок ВС так, чтобы ВС = 2АВ.


Построение:


А


В


С


Запишите самостоятельно ход построения и доказательство


Исследование: Так как от данной точки на данном луче можно отложить отрезок заданной длины и притом только один, то данная задача имеет единственное решение

Учебник, задача №149 Даны прямая а и точка В , не лежащая на ней, и отрезок PQ. Постройте точку М на прямой а так, чтобы ВМ=PQ. Всегда ли задача имеет решение?
I случай


II случай


III случай


В


В


В


а


а


а


P Q


P Q


P Q


ρ (В, а) < PQ
2 точки


ρ (В, а) = PQ
1 точка


ρ (В, а) > PQ нет точек


Задача не всегда имеет решение

Дано:


Дано:
А В
Построить: точку О,
АО=ОВ


Задача 3.
Построить середину отрезка АВ.


Построение:
1) Луч АМ
2) окр.1(А;r=AB)ՈАМ=В
3) окр.1(А;r=AB)Ո
окр.2(В;r=AB)={К ,М}
4) Прямая КМ
5) КМ Ո АВ=О
6) О- середина АВ


А


В


К


М


О


М

Доказательство:


У них АМ=АК=ВМ=ВК как радиусы одной
окружности,
Значит, ΔАМК = ΔВМК по трем сторонам,


Рассмотрим ΔАМК и ΔВМК.


МК – общая сторона.


тогда соответствующие углы равны


В равнобедренном ΔАКВ (АК=КВ) КО является биссектрисой и медианой.


Значит, О – середина АВ, ч. и т. д.


Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.

Задача 4. Разделить отрезок длиной 5 см на четыре равные части



Дано:


А


В


5 см


Построить:


точки О, Р, Е так, что АР=РО=ОЕ=ЕВ


Анализ:


А


В


О


Р


Е

Построение:


1) Луч АМ


А


М


2) окр.1(А, r=АВ)


3) окр.1 Ո АМ=В


В


4) окр.2(В, r=АВ)


5) окр.1Ոокр.2={К,Н}


К


Н


6) Прямая КН Ո АВ=О


О


7) окр.3(А, r=АО)


8) окр.4(О, r=АО)


9) окр.3Ոокр.4={T, L}


L


T


10) Прямая TL Ո AO=P


P


11) окр.5(O, r=АО)


12) окр.6(В, r=АО)


13) окр.5Ոокр.6={S,D}


S


D


14) Прямая SD Ո BO=E


E


15) AP=PO=OE=EB

Доказательство: А Р О Е В


О – середина АВ по построению, тогда АО=ОВ=0,5 АВ
Р – середина АО и Е – середина ВО по построению, тогда АР=РО=ОЕ=ЕВ=0,25 АВ
Значит, отрезок АВ разделили на четыре равные части


Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение.


А


В


С


Дано:


Построить:


Построение:
окр.1 (А ,r)
окр.1 (А, r) Ո
окр.2 (O, AC)
окр.2 Ո ОМ = D
окр.3 (B, BC)
окр.4 (D, BC)
окр.2 Ո окр.4 = E
8) луч ОЕ
9) искомый.


О М


О


D


E


Задача 5.
Отложить от данного луча угол, равный данному


М


Дано: угол А.


А


Построили: угол О.


В


С


О


D


E


Доказательство: рассмотрим ΔАВС и ΔОDE.
АС=ОЕ, как радиусы одной окружности.
АВ=ОD, как радиусы одной окружности.
ВС=DE, как радиусы одной окружности.
АВС= ОDЕ (3 приз.) А = О


Доказать: А = О


Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.


Задача 6.
Построить треугольник по двум сторонам и углу между ними


Дано:


а=3см


b=4см


О


Построить:


ΔАВС,


АВ=а=3см, АС=b=4см,


Анализ:


b=4см


а=3см


А


В


С


Построение:


1) Луч АМ


А


М


О


2) окр.1 (О, r)


3) окр.1 (О, r) Ո



Р


Е


4) окр.2 (А ,r)


5) окр.2 Ո АМ = D


D


6) окр.3 (Е, r=ЕР)


7) окр.4 (D, r=ЕР)


8) окр.4 Ո окр.2=Т


Т


9) луч АТ


10) окр.5 (А, r=b)


11) окр.5 Ո АМ =С


С


12) окр.6 (А, r=а)


13) окр.6 Ո АТ=В


В


14) ВС


15) ΔАВС – искомый треугольник


Доказательство:


В ΔАВС :
АВ=а=3см как радиусы одной окружности


АС=b=4см как радиусы одной окружности


– по построению


Значит, треугольники равны по первому признаку


Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение.


САМОСТОЯТЕЛЬНО


Задача 7:
Построить треугольник по стороне и двум прилежащим углам


Дано:


а=5см


О


Е


Дано: угол А


Построить: биссектрису АВ


А


Построение:
1) окр.1 (A, r);
2) окр.1(A, r) Ո ={C,D}
3) окр2.(C, r);
4) окр3.(D, r)
5) окр2.(C,r) Ո окр3.(D,r) = B;
6) луч AB
7) AB – искомая биссектриса .


А


D


C


B


Задача 8.
Построить биссектрису данного угла


Докажем, что луч АВ – биссектриса А
Доказательство:
Дополнительное построение (соединим точку В с точками D и C) .
Рассмотрим ∆ АСВ и ∆ АDB:


А


В


С


D


АС=АD, как радиусы одной окружности.
СВ=DB, как радиусы одной окружности.
АВ – общая сторона.


∆АСВ = ∆ АDВ, по III признаку
равенства треугольников


Луч АВ – биссектриса


Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.


САМОСТОЯТЕЛЬНО


Задача 9:
Разделить данный угол на 4 равные части


Дано:


О


ПРОВЕРКА


Задача 9:
Разделить данный угол на 4 равные части


Построение:


О


Задача 10.
Построить точку пересечения биссектрис треугольника


Дано:


А1


В1


С1


Построить:
ΔАВС = ΔА1В1С1, О – точка пересечения биссектрис АD, ВЕ и СF.


Анализ:


Дано:


А1


В1


С1


Построение:


1) Луч АМ


А


М


2) окр.1(А, r=А1С1)


С


3) окр.1 Ո АМ = С


4) окр.2(А, r=А1В1)


5) окр.3(С, r=В1С1)


6) окр.2 Ո окр.3 =В


В


7) АВ, ВС, ΔАВС


8) окр.4(А, r)ՈАВ=Р



Р


9) окр.4(А, r)ՈАС=Т


Т


10) окр.5(Р, r)


11) окр.6(Т, r)


12) окр.5Ոокр.6=S


S


13) луч АS Ո BC=D


14) AD – биссектриса


D


Биссектрису CF строим самостоятельно


Задача 11.
Дана прямая m и точка A, лежащая на ней. Построить прямую перпендиулярную к данной прямой m, проходящую через данную точку A.


Дано:


m


А


Построить:


Построение:


m


А


1) окр.1(А, r)


2) окр.1 Ո m={P,T}


P


T


3) окр.2(Р, r=PT)


4) окр.3(T, r=PT)


5) окр.2 Ո окр.3=K


K


6) прямая КА=n – искомая прямая


n


Построили:


m


n


А


P


Т


К


Доказательство:


Проведём отрезки РК и КТ


Рассмотрим ΔКРА и ΔКТА. У них:


КР=КТ =РТ как радиусы равных окружностей


АР = АТ как радиусы одной окружности


АК – общая сторона


Значит, ΔКРА = ΔКТА по трём сторонам


Из равенства треугольников следует равенство соответствующих углов


А так как они смежные, то 180º:2=90º.


Значит,


Работа в паре


Учебник, задача №153 Даны прямая а и точка М, не лежащая на ней. Постройте прямую, проходящую через точку М и перпендикулярную прямой а.


Дано:


b=3см


а=5 см


Построить:


Построение:


m


А


1) окр.1(А, r)


2) окр.1 Ո m={P,T}


P


T


3) окр.2(Р, r=PT)


4) окр.3(T, r=PT)


5) окр.2 Ո окр.3=K


K


6) AK AT


n


Задача 12.
Построить прямоугольный треугольник по двум его катетам.


7) окр.4(А,r=a) Ո AT=B


B


8) окр.5(А,r=b) Ո AK=C


C


9) ΔABC - искомый


Самостоятельная работа


Первый вариант
Построить прямоугольный треугольник по катету и гипотенузе


Второй вариант
Построить равнобедренный прямоугольный треугольник по катету


Третий вариант
Построить прямоугольный треугольник по катету и острому углу


1. Укажите, какое из указанных дальше построений можно выполнить с помощью одного только циркуля:
А) провести произвольную прямую;
Б) построить любой луч, который выходит из данной точки и проходит через другую данную точку;