Файл: Урок геометрии в 7 классе Презентацию подготовила Рудник Ольга Анатольевна учитель математики i категории моу СШ53 г. Макеевки.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи на построение
Урок геометрии в 7 классе
Презентацию подготовила
Рудник Ольга Анатольевна учитель математики I категории
МОУ «СШ№53 г. Макеевки»
Задача
Разделить отрезок длиной 5 см на четыре равные части
Разделить угол 55º на четыре равные части
Расположить три точки на одинаковом расстоянии друг
от друга
Задачи на построение
Тема урока:
Учебная задача урока:
дать представление о задачах на построение, этапах их решения и начать выделять основные задачи на построение.
В геометрии выделяют задачи на построение, которые можно решить только с помощью двух инструментов: циркуля и линейки без масштабных делений.
Линейка позволяет провести произвольную прямую, а также построить прямую, проходящую через две данные точки; с помощью циркуля можно провести окружность произвольного радиуса, а также окружность с центром в данной точке и радиусом, равным данному отрезку.
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
O С
Дано: отрезок АВ, луч ОС.
Построить:
отрезок OD, OD= АВ DОС.
А B
Построение:
1) окр.(O, r =АВ);
2) окр.(O, АВ) Ո OC=D;
3) OD - искомый
О C
Задача1.
На данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному.
D
Дано: отрезок АВ, луч ОС.
Построили:
OD= АВ
Доказать: АB=ОD
3.Доказательство:
OD= АВ как радиусы одной и той же окружности окр.(O, АВ);
4.Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение.
А B
О C
O
D
Схема решения задач на построение:
- Анализ (рисунок искомой фигуры, установление связей между заданными и искомыми элементами, план построения).
Построение по намеченному плану.
Доказательство, что данная фигура удовлетворяет условиям задачи.
Исследование (когда и сколько задача имеет решений?).
Задача2.
Построить треугольник, стороны которого равны заданным отрезкам.
Дано:
а=3см
b=2см
с=4см
Построить:
АВ = а, ВС = b, AC = c.
Построение:
1) луч АМ
2)окр.1(А, r = а);
3) окр.1 Ո АМ = В;
А
М
В
4) окр.2 (А, r=с)
5) окр.3 (В, r=b)
6) окр.2 Ո окр.3=С
7) AC, BC
8) Δ АВС – искомый треугольник
С
Анализ:
а=3см
b=2см
с=4см
С
В
А
Доказательство:
В ΔАВС АВ=а=3см по построению как радиус окр.(А,r=a), АС=с=4см по построению как радиус окр.(А,r=с), ВС=b=2см по построению как радиус окр.(В,r=b). Значит, треугольники равны по трем сторонам.
Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.
Учебник, задача №148 На прямой даны две точки А и В. На продолжении луча ВА отложить отрезок ВС так, чтобы ВС = 2АВ.
Построение:
А
В
С
Запишите самостоятельно ход построения и доказательство
Исследование: Так как от данной точки на данном луче можно отложить отрезок заданной длины и притом только один, то данная задача имеет единственное решение
Учебник, задача №149 Даны прямая а и точка В , не лежащая на ней, и отрезок PQ. Постройте точку М на прямой а так, чтобы ВМ=PQ. Всегда ли задача имеет решение?
I случай
II случай
III случай
В
В
В
а
а
а
P Q
P Q
P Q
ρ (В, а) < PQ
2 точки
ρ (В, а) = PQ
1 точка
ρ (В, а) > PQ нет точек
Задача не всегда имеет решение
Дано:
Дано:
А В
Построить: точку О,
АО=ОВ
Задача 3.
Построить середину отрезка АВ.
Построение:
1) Луч АМ
2) окр.1(А;r=AB)ՈАМ=В
3) окр.1(А;r=AB)Ո
окр.2(В;r=AB)={К ,М}
4) Прямая КМ
5) КМ Ո АВ=О
6) О- середина АВ
А
В
К
М
О
М
Доказательство:
У них АМ=АК=ВМ=ВК как радиусы одной
окружности,
Значит, ΔАМК = ΔВМК по трем сторонам,
Рассмотрим ΔАМК и ΔВМК.
МК – общая сторона.
тогда соответствующие углы равны
В равнобедренном ΔАКВ (АК=КВ) КО является биссектрисой и медианой.
Значит, О – середина АВ, ч. и т. д.
Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.
Задача 4. Разделить отрезок длиной 5 см на четыре равные части
Дано:
А
В
5 см
Построить:
точки О, Р, Е так, что АР=РО=ОЕ=ЕВ
Анализ:
А
В
О
Р
Е
Построение:
1) Луч АМ
А
М
2) окр.1(А, r=АВ)
3) окр.1 Ո АМ=В
В
4) окр.2(В, r=АВ)
5) окр.1Ոокр.2={К,Н}
К
Н
6) Прямая КН Ո АВ=О
О
7) окр.3(А, r=АО)
8) окр.4(О, r=АО)
9) окр.3Ոокр.4={T, L}
L
T
10) Прямая TL Ո AO=P
P
11) окр.5(O, r=АО)
12) окр.6(В, r=АО)
13) окр.5Ոокр.6={S,D}
S
D
14) Прямая SD Ո BO=E
E
15) AP=PO=OE=EB
Доказательство: А Р О Е В
О – середина АВ по построению, тогда АО=ОВ=0,5 АВ
Р – середина АО и Е – середина ВО по построению, тогда АР=РО=ОЕ=ЕВ=0,25 АВ
Значит, отрезок АВ разделили на четыре равные части
Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение.
А
В
С
Дано:
Построить:
Построение:
окр.1 (А ,r)
окр.1 (А, r) Ո
окр.2 (O, AC)
окр.2 Ո ОМ = D
окр.3 (B, BC)
окр.4 (D, BC)
окр.2 Ո окр.4 = E
8) луч ОЕ
9) искомый.
О М
О
D
E
Задача 5.
Отложить от данного луча угол, равный данному
М
Дано: угол А.
А
Построили: угол О.
В
С
О
D
E
Доказательство: рассмотрим ΔАВС и ΔОDE.
АС=ОЕ, как радиусы одной окружности.
АВ=ОD, как радиусы одной окружности.
ВС=DE, как радиусы одной окружности.
АВС= ОDЕ (3 приз.) А = О
Доказать: А = О
Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.
Задача 6.
Построить треугольник по двум сторонам и углу между ними
Дано:
а=3см
b=4см
О
Построить:
ΔАВС,
АВ=а=3см, АС=b=4см,
Анализ:
b=4см
а=3см
А
В
С
Построение:
1) Луч АМ
А
М
О
2) окр.1 (О, r)
3) окр.1 (О, r) Ո
Р
Е
4) окр.2 (А ,r)
5) окр.2 Ո АМ = D
D
6) окр.3 (Е, r=ЕР)
7) окр.4 (D, r=ЕР)
8) окр.4 Ո окр.2=Т
Т
9) луч АТ
10) окр.5 (А, r=b)
11) окр.5 Ո АМ =С
С
12) окр.6 (А, r=а)
13) окр.6 Ո АТ=В
В
14) ВС
15) ΔАВС – искомый треугольник
Доказательство:
В ΔАВС :
АВ=а=3см как радиусы одной окружности
АС=b=4см как радиусы одной окружности
– по построению
Значит, треугольники равны по первому признаку
Исследование:
Задача всегда имеет единственное решение.
САМОСТОЯТЕЛЬНО
Задача 7:
Построить треугольник по стороне и двум прилежащим углам
Дано:
а=5см
О
Е
Дано: угол А
Построить: биссектрису АВ
А
Построение:
1) окр.1 (A, r);
2) окр.1(A, r) Ո ={C,D}
3) окр2.(C, r);
4) окр3.(D, r)
5) окр2.(C,r) Ո окр3.(D,r) = B;
6) луч AB
7) AB – искомая биссектриса .
А
D
C
B
Задача 8.
Построить биссектрису данного угла
Докажем, что луч АВ – биссектриса А
Доказательство:
Дополнительное построение (соединим точку В с точками D и C) .
Рассмотрим ∆ АСВ и ∆ АDB:
А
В
С
D
АС=АD, как радиусы одной окружности.
СВ=DB, как радиусы одной окружности.
АВ – общая сторона.
∆АСВ = ∆ АDВ, по III признаку
равенства треугольников
Луч АВ – биссектриса
Исследование: Задача всегда имеет единственное решение.
САМОСТОЯТЕЛЬНО
Задача 9:
Разделить данный угол на 4 равные части
Дано:
О
ПРОВЕРКА
Задача 9:
Разделить данный угол на 4 равные части
Построение:
О
Задача 10.
Построить точку пересечения биссектрис треугольника
Дано:
А1
В1
С1
Построить:
ΔАВС = ΔА1В1С1, О – точка пересечения биссектрис АD, ВЕ и СF.
Анализ:
Дано:
А1
В1
С1
Построение:
1) Луч АМ
А
М
2) окр.1(А, r=А1С1)
С
3) окр.1 Ո АМ = С
4) окр.2(А, r=А1В1)
5) окр.3(С, r=В1С1)
6) окр.2 Ո окр.3 =В
В
7) АВ, ВС, ΔАВС
8) окр.4(А, r)ՈАВ=Р
Р
9) окр.4(А, r)ՈАС=Т
Т
10) окр.5(Р, r)
11) окр.6(Т, r)
12) окр.5Ոокр.6=S
S
13) луч АS Ո BC=D
14) AD – биссектриса
D
Биссектрису CF строим самостоятельно
Задача 11.
Дана прямая m и точка A, лежащая на ней. Построить прямую перпендиулярную к данной прямой m, проходящую через данную точку A.
Дано:
m
А
Построить:
Построение:
m
А
1) окр.1(А, r)
2) окр.1 Ո m={P,T}
P
T
3) окр.2(Р, r=PT)
4) окр.3(T, r=PT)
5) окр.2 Ո окр.3=K
K
6) прямая КА=n – искомая прямая
n
Построили:
m
n
А
P
Т
К
Доказательство:
Проведём отрезки РК и КТ
Рассмотрим ΔКРА и ΔКТА. У них:
КР=КТ =РТ как радиусы равных окружностей
АР = АТ как радиусы одной окружности
АК – общая сторона
Значит, ΔКРА = ΔКТА по трём сторонам
Из равенства треугольников следует равенство соответствующих углов
А так как они смежные, то 180º:2=90º.
Значит,
Работа в паре
Учебник, задача №153 Даны прямая а и точка М, не лежащая на ней. Постройте прямую, проходящую через точку М и перпендикулярную прямой а.
Дано:
b=3см
а=5 см
Построить:
Построение:
m
А
1) окр.1(А, r)
2) окр.1 Ո m={P,T}
P
T
3) окр.2(Р, r=PT)
4) окр.3(T, r=PT)
5) окр.2 Ո окр.3=K
K
6) AK AT
n
Задача 12.
Построить прямоугольный треугольник по двум его катетам.
7) окр.4(А,r=a) Ո AT=B
B
8) окр.5(А,r=b) Ո AK=C
C
9) ΔABC - искомый
Самостоятельная работа
Первый вариант
Построить прямоугольный треугольник по катету и гипотенузе
Второй вариант
Построить равнобедренный прямоугольный треугольник по катету
Третий вариант
Построить прямоугольный треугольник по катету и острому углу
1. Укажите, какое из указанных дальше построений можно выполнить с помощью одного только циркуля:
А) провести произвольную прямую;
Б) построить любой луч, который выходит из данной точки и проходит через другую данную точку;