Файл: Античная философия становление западного типа мировоззрения.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Античная философия: становление западного типа мировоззрения.
Проблема:
Какие особенности греческого мировоззрения определили специфику западной науки?
план
1. Условия и факторы формирования философии в Греции.
2. Общая характеристика Античной философии
3. Эволюция античной мысли: от натурфилософии до Аристотеля.
Проблема возникновения философии
Мифогенная концепция: возникновение философии из универсального нетеоретического мировоззрения (мифологического).
Философия возникает, когда человек пытается теоретически обосновать основы мировоззрения. Для этого необходимо:
- столкновение различных типов мировоззрения
- существование индивидуального интеллекта
В Греции в 7-6 в.в. до н.э. складываются условия для возникновения философии
Греция на перекрестке торговых путей крупнейших древних цивилизаций (столкновение мировоззрений).
В Греции демократическая полисная система (осознание собственных интересов – индивидуализация сознания)
Культура «агона» (соревнования) формирует установку на утверждение своей человечности через творческую активность.
Культура слова
Общая характеристика античной философии - космоцентризм
Космос понимается как структурно-организованная и упорядоченная по определенным законам целостность.
Мир есть космос.
Возникают вопросы:
Каковы законы упорядочения мира? Кто организовал мир по этим законам? (онтология)
Как узнать эти законы, чтобы использовать их для преобразования мира? (гносеология)
Онтология – философское учение о Бытии.
Гносеология – философское учение о познании.
Этика – философское учение о морали.
натурфилософия
Бытие отождествляется лишь с видимой его частью – с природой.
Вопросы:
Из чего состоит все в природе?
Откуда берутся вещи и куда они исчезают?
Натурфилософия решает проблему первоначала(«архэ») всего сущего
Многообразие интерпретаций первоначала
Фалес (7 в. до н.э.)
Анаксимандр(6в до н.э.)
Анаксимен(6в.до н.э.)
Гераклит(6-5вв.до н.э.)
Эмпедокл (5в.до н.э.)
Анаксагор(5в.до н.э.)
Левкипп и Демокрит (5в.до н.э.)
Вода
«апейрон»
Воздух
Огонь
4 стихии
Гомеомерии
Атомы и пустота
Первое поколение греческих философов воспринимает мир как изменчивый и отвечает на вопрос: что является единым основанием этих изменений?
Второе поколение философов задается вопросом: а существуют ли эти изменения?
Существуют ли изменения?
Гераклит
«Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды»
Праменид
Бытие едино, неподвижно и неизменно, т.к. изменения нельзя помыслить непротиворечиво.
Софисты – платные учителя мудрости.
Ставят человека в центр философии, отрицают наличие объективной истины.
Протагор: «Человек –мера всех вещей…»
СОКРАТ (469-399 гг. до н.э.)
Обращается к анализу человеческого мышления.
Вводит в философию этическую проблематику (Что есть Благо?).
Создает новый метод поиска истины – диалектический.
«Бог создал вселенную, а Сократ создал добро. До Сократа добра не было нигде в мире». Л.Шестов
ПЛАТОН
(427-347 гг. до н.э.)
Подлинное Бытие – мир умопостигаемых идей. Чувственный мир – низшая ступень Бытия.
Теория познания (анамнезис)
Учение о душе (психология)
Этика и политика.
Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, а физическое, природное, материальное вторично, производно.
АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг.до н.э.)
Систематизация всех знаний, созданных греческими мыслителями.
Создание философского категориального аппарата и основ формальной логики.
Метафизика: учение о материи и форме.
Гносеология: «общее известно нам по понятию, а частное по чувству».
Этика: концепция «золотой середины».
Учение о Боге как цели всех изменений и движений.
выводы
Греки были первыми
, кто воспринял мир как вопрос, требующий ответа. Они стремились за потоком событий и явлений обнаружить подлинную Истину.
Античные философы выработали принципы, которые определили дальнейшее развитие западного мировоззрения:
выводы
Мир упорядочен и порядок этот сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира.
Подлинное человеческое познание достижимо лишь путем использования человеческого разума и эмпирических наблюдений.
Атомисты задали парадигму дискретности в понимании Бытия. (Все делится на части)
Поиски истины должны сопровождаться критикой, т.к. человеческое знание относительно и подвержено заблуждениям
задание
Объясните причины философского плюрализма в Древней Греции.