ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 10
Тема: ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
(информация для ориентации)
Проблема сознания располагается в центре интереса всех философских систем. Сознаниеесть сущностная характеристика человека и его деятельности, особая форма регуляции взаимодействия человека с миром. Все множество решений проблемы сознания в философии тяготеет к материалистическому и идеалистическому его пониманию. Идеалисты и богословы, защищали мысль о первичности сознания по отношению к материи, при этом рассматривая сознание или искру «божественного разума» как нечто, возникающее в тайниках человеческой души. Материализм всегда оценивал сознание как отражение мира в мозгу человека, как функцию особенным образом, организованную материй.
В общем виде проблема сознания - это проблема существования и сущности духовной, бестелесной, нематериальной субстанции. Философы именовали данную субстанцию по-разному в разные исторические времена: душа, мировой ум, идея, дух, мышление, абсолютный дух, мировая воля, сознание, но общей во все времена была убежденность в том, что сознание имеет особые, отличающиеся от окружающего материального, вещественного мира свойства. Общей для большинства философских систем является также проблема соотношения сознания (духа, души) и материи.
Сознаниемв широком смысле слова внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Философское учение о сознании является методологической основойрешения многих важнейших теоретических вопросов и практических задач. И это вытекает из природы сознания и его роли в жизни человека и общества.
Свойства сознания: идеальность - нематериальная сущность сознания. К функциям сознания относятся: объяснительная, активно преобразовательная, коммуникативная, целеполагающая, критическая.
Иррациональный компонент сознания (воля, интуиция, сознательное). К современным подходам к проблеме изучения сознания относится научный материализм, подход естественнонаучных и технических дисциплин, феноменология Чистое сознание, очищенное от всех наслоений бытия, может быть предметом философии. Философское познание должно исследовать сознание само по себе, оно всегда интенционально, то есть направлено на некоторый объект, и этот объект сознания располагается в самом сознании как идеальная сущность.
Вопросы для дискуссий и обсуждений
1. В чем заключается смысл понятия «сознание»?
2. Как вы считаете, что является источником «сознания».
3. После рассмотрения предпосылок сознания, выделите еще несколько.
4. Назовите функции сознания, обоснуйте каждую.
5. В чем отличие между материалистическим и идеалистическим понятием сознания»?
Задания
Составить глоссарий, представив его в виде таблицы.
Таблица 1
Термин | Содержание |
Сознание | Умение соотносить и осознавать объект |
| Философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела) |
Ощущение | |
Восприятие | Целостный чувственный образ предмета |
| Восстановление памятью образа ранее воспринятого предмета или явления, а также создание образа путем воображения |
Идеал | |
Мотив | Одно из понятий, описывающих сферу побуждениясубъекта к деятельности |
| Форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности |
Практическое задание 1. В.И. Ленин на полях конспекта книги Гегеля «Наука логики» заметил:
«Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»1
а) Как понимать положение о том, что сознание «творит» мир?
б) Сознание, доказывает материалистическая философия, вторично по отношению к материи. Означает ли это, что сознание не оказывает никакого воздействия на материальный мир? Как влияет психика на тело, физ. состояние человека, как влияют понятия, идеи, теории и сознание в целом на практическую деятельность человека и общественное развитие?
в) Прокомментируйте выражение К. Маркса: «…Теория становится материальной силой, как только она овладеет массами»2.
Практическое задание 2.Прочитайте высказывание К. Маркса и ответьте на вопросы.
К. Маркс описывал процесс самосознания так: «…Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к себе самому как к человеку»3.
1. Что такое самосознание? Каковы функции и значение самосознания?
2. Как формируется самосознание?
3. Какую роль в этом процессе играет общество?
4. Сравните эту цитату со словами Б. Спинозы:
«Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре». На какие проблемы обратил внимание Б. Спиноза?
Практическое задание 3. Раскройте суть цитаты Альберта Эйнштейна:
«Ни одну проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она была создана».
Практическое задание 4. Сравните мнение Л. Бюхнера и С. Трубецкого о сознании. Аргументируйте свой ответ.
Л. Бюхнер: «Мысль же или мышление не являются продуктом выделения, отбросами, а представляют собой деятельность веществ и соединения веществ, расположенных в мозгу в определенном порядке и в определенной связи. И тайна мышления заключается не в мозговых веществах, как таковых, а в характере их соединения и их совместной деятельности. Поэтому на мышление можно и должно смотреть как на особую форму всеобщего естественного движения, присущую субстанции центральных нервных элементов точно так же, как мускульной субстанции присуще движение сокращения, или как мировому эфиру присуще движение света, или как магниту присуще явление магнетизма. Следовательно, мышление и протяжение могут быть рассматриваемы лишь как две стороны или как два способа проявления одной и той же сущности.»4
Решите кроссворд.
| | | | 1 | | | | | | | | | ||||||||||||||||
| 2 | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | 3 | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||
| | | | 4 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | 5 | | | | | | | | | |||||||||
| 6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | 7 | | | | | | | | | | | |||||||||
8 | | | | | | | | | 9 | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | 10 | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | 11 | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | 12 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По вертикали: 1. Способ познавательной деятельности в отношении сознания к предмету. 3. Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. 7.Оценка человеком самого себя и осознание его как субъекта практической и познавательной деятельности и личности является…
По горизонтали: 2. Учение о бытие, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы, свойства и категориальные распределения. 4. Одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности. 5. Принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. 6. Логическое умение, правильное логическое поведение, определение способов истолкования и связи. 8. Познавательная деятельность человека, отражающая действительности. 9. Направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. 10. Философская наука, которая занимается исследованиями в области теории познания с точки зрения субъекта познания (исследователя). 11. Философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей. 12. Теория ума в современной философии, развитой в основном как альтернатива и теории идентичности ума и бихевиоризму.
Тестовые задания
1. Человеческое сознание – это:
а) свойство человеческого мозга
б) субъективная реальность
в) продукт человеческого мышления
г) все сказанное верно
2.Общественное сознание - это:
а) отражение общественной жизни
б) идеология класса, общественной группы
в) общественная психология
г) все вместе взятые
3. Идеальное – это:
а) субъективная реальность
б) абстрактное мышление человека
в) умственное осознание бытия
г) все сказанное верно
4. Рефлексия – способ осознания, при котором:
а) предметом познания являются реальные объекты
б) предметом познания являются воображаемые объекты
в) предметом познания выступает само знание
г) предметом познания становится идеализированный объект
5. Отличия сознание человека от психики животного?
а) памятью
б) активностью
в) интуицией
г) абстрактным мышлением
д) долгом
6. Выберите верные суждения с точки зрения материализма:
а) мои мысли и ощущения существуют реально
б) мои мысли, и ощущение существуют объективно
в) мои мысли и ощущение не существуют реально
г) мои мысли и ощущение не существуют объективно
7. Какие из приведенных суждений могут относиться только материалисту:
а) законы природы создаются мышлением человека
б) Бог не существует
в) мир существует вне сознания людей
г) сознание есть свойство, продукт материи
д) бытие определяет сознание
8. Выделите в предложенных суждениях диалектический материализм:
а) сознание есть свойство высокоорганизованной материи
б) сознание- свойство всей материи
в) сознание материально
г) сознание человека – это проявление мирового духа
9. Выделите в предложенных суждениях идеализм:
а) сознание неразрывно связано с материей
б) сознание есть продукт материи
в) сознание может существовать до и независимо от материи
г) сознание не всегда адекватно отражает материю
10. Выделите в предложенных суждениях вульгарный материализм:
а) сознание есть свойство материи
б) сознание – это субъективная реальность
в) сознание идеально
г) сознание- это вид материи
д) сознание – это отражение материи
11. Выделите определение, которое правильно выражает понятие отражения:
а) отражение – это любое изменение одного объекта в результате воздействия на него другого объекта
б) отражение – это всякое взаимодействие объекта