Файл: Психологические особенности поведения старших школьников в конфликтных ситуациях.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сегодня ребенок проводит большую часть своего времени в образовательных учреждениях. Педагоги видят, как он растет, изменяется его деятельность, интеллектуальные данные, познавательный интерес, а также формируются личностные качества. Ребенок приходит в школу в качестве младшего школьника, а выпускается старшеклассником. Естественно учитель является той движущей силой, которая формируется личностный и творческий потенциал, отвечающий современным требованиям. Однако в педагогическом процессе невозможно обойтись без конфликтов. Одним из сложных психологических возрастов является подросток (старшеклассник). Агрессивное поведение подростков является актуальной проблемой современности. Подросток находится в сложном периоде кризиса затрагивающего физическое и психологическое состояние ребенка. Естественно взрослый человек желает помочь в решении какого-либо вопроса, направить, организовать и т.п. со стороны старшеклассника данное рассматривается, как попытка навязать свое мнение, диктовать условия поведения, как следствие появление конфликтных ситуаций.
Поэтому педагоги и родители должны иметь базу психологических знаний и профессиональной компетенции, которая сможет не только решить конфликт, но в первую очередь понять ребенка и его проблемы. Анализ теоретических причин отклонения от поведения, повышенный уровень агрессии, позволит педагогу правильно выстроить учебную и воспитательную деятельность.
Историография вопроса. Различным аспектам изучения конфликта посвящено значительное число работ по философии, социологии, социальной психологии, педагогике. Только в последние годы к философскому анализу социального конфликта обращались О.А Алексеев, В.И. Мажников, управлению конфликтами в социальных группах и организациях - В.П. Шейнов, конфликтам в организации и основным путям их разрешения - Д.В. Калашников. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: T.C. Выготский, А.С. Залужский, Б.Т. Лихачев, Л.А. Петровская, О.Н. Лукашенок, Н.Е. Щуркова, Н.И. Шевандрин, В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец, Г.М. Болтунова, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Т.В. Драгунова, Е.В. Первышева, Л.С. Славина, В.И. Журавлев, О.Н. Громова, Г.М. Андреева, А.Я. Анцупов., А.И. Шипилов и др.
Объект исследования – конфликт как социально-психологическое явление.
Предмет исследования – психологические особенности поведения старшеклассников в конфликте.
Цель исследования – обобщить и систематизировать основные характеристики поведения старшеклассников в конфликте. Согласно цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие конфликт в отечественной и зарубежной литературе;
- проанализировать психологические особенности старшеклассников;
- выделить основные черты коммуникативной компетенции педагога, как фактор решения конфликта
Теоретическая значимость. Заключается в выявлении методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах.
Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психо-коррекционной работы с подростками.
Структура работы: введение, основная часть, имеющая три раздела, заключение и список используемой литературы и приложения.
Понятие конфликт в отечественной и зарубежной литературе
Изучение проблем конфликта является актуальным вопросом, данной проблемы посвящены многие исследования в различных направлениях научной мысли - философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: 3.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, П. О. Гриффин, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, Д. П. Зеркин, Е. М. Дубовская, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов и другие.
Однако первые попытки понимания основных закономерностей и тенденций конфликтных ситуаций были еще в Античные времена, древнегреческими философами. Например, диалектик Гераклит стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания.[1]
В среднее века также вопросу конфликта и его сути уделялось особое внимание, Фома Аквитанский развивал мысль о том, что войны допустимы в жизни общества, и определил еще одно условие справедливой войны – санкция, данная государством.
В период эпохи Возрождения известные гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон выступили с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов. Э. Роттердамский указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который, разрастаясь подобно цепной реакции, вовлекает в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны.[2] Он обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях.
Итак, определим, что же такое конфликт. А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».[3]
Б.И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта, предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации».[4]
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта показал, что наибольшее количество исследований принадлежит представителям зарубежной социологии и психологии. Интерес отечественных ученых к проблеме конфликта возрос лишь в последнее десятилетие.[5] Лидирующее положение в изучении конфликта занимают психология, социология. Однако относительно небольшое количество работ в данном направлении свидетельствует, что в отечественной науке эта проблема исследована недостаточно.
Возрастные характеристики старших школьников
Основной характеристикой старшего школьного возраста считается приоритетная направленность на будущие, это касается практически всех сторон его жизнедеятельности. Социальная идентичность, как правило, устойчива, появляются конкретные планы и мотивы на дальнейший личностный рост, и развитие своего собственного потенциала.[6]
Для школьника становится более весомым слово учителя и взрослого, растут также профессиональные требования, которыми должен обладать педагог. Поведение преобразуется в организационно-целевое и сознательное. С точки зрения протекания отдельных психологических процессов старший школьный возраст принципиально не отличается от периода взрослости. Существенная разница имеется лишь в эмоциональной жизни, более импульсивной, менее подчиненной другим мотивам и слабее регулируемой сознательно.[7] Современный старшеклассник - продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида.
В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.
Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Божович Л.И., интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.[8]
Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни.[9] Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе - нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма.
Коммуникативная компетентность педагога, как фактор решения конфликта
Появление психических новообразований являются кризисным этапом перехода детства во взрослую жизнь. Данный возраст является основным для развития личностных качеств старшеклассника, появляется потребность самоутверждения. Особые изменения мы можем увидеть в динамичном росте и изменение личности ребенка. Конфликтные ситуации, в основе которых лежат тревожность, агрессия и т.д., как правило, развиваются в процессе стихийно-группового общения. Также проблемным вопросом выступает конфликт между взрослыми и ребенком.[10] Решение конфликта между учителем и старшеклассником можно найти в профессиональной компетенции педагога, а именно в основе коммуникативного подхода.[11]
Термин «компетентность» обычно употребляется применительно к лицам определенного соционально-профессионального статуса и характеризует меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание находим и в определении А. С. Белкина, характеризующего «компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет».
В любой деятельности, нужны определенные показатели, которые бы выделяли основные критерии успешного, продуктивного результата, полученного в конечном итоге. Объективная оценка труда педагога, во многом имеет положительные черты своего существования, так как именно на данной основе возможно избежание конфликтных ситуаций, установки социальной справедливости в школе.[12]
Еще советскими педагогами были выделено три компонента профессиональной деятельности педагога: педагогическая деятельность, личности и общение. Педагогическая компетентность учителя, основывается, как раз на данных критериях. Однако в процессе педагогической деятельности, появляется еще один критерий компетенции, а именно изменение школьника (психические, интеллектуальные, культурные и т.п.), как итоговый продукт работы учителя.
Таким образом, знания и умения - это объективные характеристики труда учителя, а позиции и личностные особенности - субъективные характеристики учителя, необходимые для его соответствия требованиям профессии. Соотношение тех и других можно назвать психологическим модулем профессии учителя.
Психологами давно утверждено, что развитие личности ребенка не может быть реализовано полностью и иметь продуктивный результат без конструктивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми. На данной основе именно образовательное поле, в сфере конструктивного общения, в котором происходит формирование и развитие ребенка, включающее безопасность и качественность преобразований в психике ребенка, определяет уровень педагогической коммуникативной компетенции учителя. В каждом из блоков профессиональной компетентности могут быть вычленены эти модули. Именно на данной основе возникает целостная картина деятельности педагога, тем самым может лечь в основу решения многих, как теоретических, так и практических вопросов.