Файл: Оглавление Причины терроризма 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оглавление

Причины терроризма 2

Влияние СМИ на терроризм 2

Цели терроризма 4

Международный терроризм 5

Религиозный экстремизм 5

Может ли не быть терроризма? 7

Заключение 9

Использованная литература 10

Тема данного реферата - терроризм, его причины и влияние на общество. В последнее время усилилась боязнь просто собираться большими группами в местах массового скопления людей. Самой последней причиной тому служит захват заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост» в театральном центре в Москве. Мнения людей о том, какой должна быть политика государства в этом направлении, также различны. С одной стороны, многие считают, что единственным решением может быть усиление полицейского режима и активные антитеррористические действия. С другой стороны, многие не приемлют таких средств, после которых гибнут мирные жители. Ведь гибель множества заложников, после освобождения из «Норд-Оста» это вина не террористов, а спецслужб.

Начнём с определений. Терроризм – разновидность политического экстремизма в его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы».

Причины терроризма


Терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм – отказ от общей этики.

Неверно считать, что в основе экстремизма и терроризма в странах Третьего мира лежит бедность, нищета масс населения. Это – лишь, питательная среда, а также удобный предлог. Было бы наивно представлять террориста как доведенного до полного отчаяния и безысходности человека, который, будучи более не в силах терпеть лишения и страдания своих собратьев, в приступе ярости спонтанно хватается за оружие.

Переломные периоды закладывают предпосылки для экстремизма тем, что значительно повышают интерес людей, испытывающих фрустрации и депрессии, к историческим традициям. Традиционализм же, доведенный до своего логического конца, выступает основной предпосылкой различных проявлений такого радикального идеологического течения, как фундаментализм. Например, в постсоветский период позитивной самоутверждение русских осуществлялось главным образом за счет реанимации традиционных национальных ценностей и символов, а также мифологизации и героизации прошлого своего народа. Рост традиционализма усиливает стремление людей к культурной изоляции, обусловливает рост ксенофобий (боязнь чужого), вызывает противоречия в развитии, препятствую процессам модернизации и глобализации.


Порождающими экстремизм могут быть незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов.

Влияние СМИ на терроризм


Главный вывод, давно сделанный учёными: терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними неразрывно. Современный терроризм – родной брат телевидения. Он не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый дом. Сегодня телевидение России – соучастник террористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуется террористам – рассказывает о них и показывает результаты их деятельности.

Это приводит к интересным эффектам массового поведения. Давно установлен один из феноменов СМИ – у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или «минус». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как и спортсмены или звёзды шоу-бизнеса, а героям принято подражать. Отсюда – эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.

Таким образом, проблема определения роли и места СМИ в борьбе с терроризмом (а позиция «стороннего наблюдателя» для них в кризисных ситуациях вряд ли уместна) требует участия в её разрешении как редакторов и журналистов, так и юристов, в конце концов – всего общества, которое сейчас всё чаще становится коллективным заложником в руках террористов.

Если бы СМИ не освещали так называемые «символические» акты, то подобные акции потеряли бы всякий смысл.

Помимо массового подражания широкое освещение деятельности террористов в СМИ вызывает и другие социально-психологические эффекты. Например, Бен Ладен сегодня стал одним из секс-символов мирового уровня.

Работа СМИ по освещению действий террористов таит в себе и другие опасности:

  • Своего рода «возвеличивание» преступников и их действий (в зависимости от того какое место отводилось им в публикациях)

  • Опасность вызвать к активной деятельности подражателей

  • Возможное влияние интервью с преступниками на проводимые полицией переговоры

  • Взятие интервью у детей – жертв террористов

  • Постоянное рассекречивание размещения, численности и оснащения полиции, пытающейся разрешить инцидент

  • Ненужное травмирование родных и близких жертв

  • Потенциальное воздействие на ход предстоящего судебного процесса


Разумеется, террористические организации существовали и задолго до появления телевидения и вообще средств массовой информации – тогда количество людей, читавших газеты, было вообще ничтожно. И в те времена террористы учитывали демонстрационный эффект: они стремились воздействовать не столько на население в целом, сколько на государство, точнее на его правящие круги, которым они объявляли войну. Это объясняется тем, что «старый» терроризм носил классовый или псевдоклассовый, довольно узкий политический характер: достаточно вспомнить российских народовольцев и эсеров. После первой мировой войны на первый план вышли этнические мотивы терроризма.

Ярким примером терроризма, имеющего яркую этническую окраску, может служить «время беспорядков» (Troubles), как называют в Северной Ирландии длящуюся там десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и беспощадностью убивают друг друга так называемы paramilitaries с обеих сторон – католическая Ирландская республиканская армия и отряды протестантов лоялистов.

Цели терроризма


Страх терроризма активно используется для внедрения в массовое сознание «образа врага». Например, образ «исламского террора» служит для побуждения объединения Запада в противовес Юго-Восточной «Террористической угрозе». С его помощью одновременно раскалывают и исламский мир, деля его государства на «террористические» и «нетеррористические».

Страх перед террором – эффективный инструмент борьбы за изменение общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и финансирования.

На Западе всё чаще поговаривают о том, что терроризм – неизбежная оборотная сторона возрастающих гражданских свобод, которые желательно ограничить. Появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах общества свой отрицательный смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.

Процесс группового манипулирования, делится на три стадии:

  • Первая стадия – «эмоциональная актуализация ксенофобий». Такая психологическая обработка, осуществляемая с помощью специальной литературы и средств массовой информации, направлена на то, чтобы задеть наиболее чувствительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и личное достоинство каждого представителя данной религиозной группы или этноса.

  • Вторая стадия – «практическая ориентация групп». Массовое сознание («соотечественников» или «единоверцев»), разогретое пропагандой «народного возмущения», направляется на конкретные свершения с помощью привлекательных политических целей, программ.

  • Третья стадия – намеченные к реализации цели, конкретные программные установки и практические шаги должны быть морально санкционированы господствующим в данной среде общественным мнением, после чего любые акции этого национального движения, даже если они сопряжены с неминуемыми беспорядками и кровопролитием, заведомо будут восприниматься как нравственно оправданные, отвечающие высшим интересам нации или конфессии.

Международный терроризм


Именно этот вид терроризма, выходящий за локальные рамки, и признан сегодня, пожалуй, главной опасностью, угрожающей человечеству в наступившем столетии. И приходится констатировать, что в этой сфере террористической деятельности преобладает то, что обычно – и неправильно – называют «исламским терроризмом». Употребить эту формулировку – примерно то же, что называть колонизацию Африки в XIXв. «христианской колонизацией» на том основании, что государства-колонизаторы были христианскими.

Подавляющее большинство людей вообще ничего не знают об исламе, а интерес к этой религии по понятным причинам в последнее время быстро растёт, и всё шире распространяется миф об особой воинственности, чуть ли даже не кровожадности ислама, якобы требующего от своих последователей беспощадной борьбы с «неверными», то есть с иноверцами.

Неправильно винить ислам в преступлениях, совершаемых якобы во имя этой религии. И всё же - факт остаётся фактом: наиболее безжалостные, массовые, «глобальномасштабные» акты террора совершаются людьми, называющими себя мусульманами, и оправдываются учением ислама.

Религиозный экстремизм


В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметиласьтенденция к усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).

Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также ряд объективных факторов:

1) Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного развития.

2) Конфликт различных типов цивилизаций – мусульманской и европейской, проявившийся практически во всех сферах мусульманского общества и показавший невозможность слепого копирование западного общества на исламскую почву. Исторически большинство стран Ближнего Востока переживают в настоящее время сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал несостоятельность заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей развития, неприемлемость их механического копирования.


3) Современная социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока характеризуется рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук; слишком быстрая урбанизация городов за счёт выходцев из деревень; невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы; сильное имущественное расслоение в обществе.

Говоря о современном "исламском" терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний предстает прежде всего в его самой воинствующей форме — в форме радикального ваххабизма, требующим с помощью "священной войны" вернуть мусульманский мир к халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России, эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию, стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают господствующую идеологию, политическую практику существующего светского режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии.

Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление в обществе основ исламского теократического государства, введение в общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в качестве единого государственного образования всех мусульман.

Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не остановится в фиксированных границах географического проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс "растекания" исламской радикальной идеологии и практики на другие "мусульманские" территории, как в рамках России, так СНГ и других государств мира.