Файл: Физическая культура и спорт как явление общественной жизни.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ
1.1 Физическая культура как часть культуры общества и специфическая сфера человеческой деятельности
1.2 Формы и функции физической культуры
1.3 Основные аспекты воспитания физической культуры личности
1.4 Роль физической культуры и спорта в обществе.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
2.2 Анализ и обсуждение результатов
2.3 Функции физической культуры в обществе
2.4 Инновационный подход к системе освоения ценностей физической культуры и спорта
2.5. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года
Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).
Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация). Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.
Физическая и умственная активность, нормальное функционирование способностей возможны в ограниченном диапазоне условий. Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном, эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества.
В обществе физкультура является важнейшим средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственной и общественной организации в области физической культуры и спорта. На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое охватывает все слои общества. Существующие государственные системы программно- оценочных нормативов к
физическому развитию и подготовленности различных возрастных групп населения. Обязательные занятия физкультурой по государственным программам проводятся в дошкольных учреждениях, во всех типах учебных заведений, армии, на предприятиях и др. - в режиме рабочего дня (производственная гимнастика, физкультурные паузы и т.п.). Для организации массовой физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях, учреждениях, учебных заведениях и др. созданы коллективы физической культуры. [15]
2.4 Инновационный подход к системе освоения ценностей физической культуры и спорта
В соответствии с требованием современных образовательных программ возникает необходимость философски - культурологического подхода к организации процесса физического воспитания среди школьников и студентов. Новый подход к формированию общества и личности требует кардинальных изменений в организационных структурах сферы физической культуры и спорта в учебных заведениях, более высокой профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов, обновления методической документации.
Инновационными методами физического воспитания следует считать: социально - психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое) воспитание. Сущность социально - психологического физкультурного воспитания сводится к формированию жизненной философии, убежденности, деятельного подхода к восприятию ценностей физической культуры. Интеллектуальное физическое воспитание подразумевает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающий широкий спектр философских,
этических, медицинских аспектов, связанных со знанием о спорте и физической культуре. Двигательное воспитание включает в себя решение двигательных задач: формирование двигательных умений и навыков управления движениями, а так же рациональное использование физического потенциала.
В инновационную программу физического развития должно входить понятия из валеологии, которые ознакомляют с традиционными и нетрадиционными средствами и методами сохранения и укрепления здоровья, воспитывает потребность и давать примеры мотивации вести здоровый образ жизни.[16]
Относительно спортивно ориентированного физического воспитания давно назрела необходимость индивидуального обучения. Следовательно, для плодотворного освоения подрастающим поколением программ спортивных школ, необходимо как коллективное совершенствование физического потенциала человека, так и индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Реализация содержания спортивного образования осуществляется посредством:
Разработки новых образовательных программ (тренировочно - оздоровительных, оздоровительно - тренировочных, кондиционно - тренировочных, разноуровневых, авторских, вариативных).
Создание спортивного климата, богатой, разносторонней спортивной среды (спорт клуба, секции по видам спорта, и обязательный тренировочный процесс за пределами расписания).
Использование новых форм образовательного процесса (учебно- тренировочные занятия, матчевые встречи, спортвные праздники, соревнования, олимпиады).
Процесс освоения ценностей спортивной культуры должен происходить в малых группах, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме. Двигательная нагрузка на учебных занятиях должна соответствовать оптимальному уровню развития физической подготовленности учеников, особенностей их возрастного развития, моторике, психическому и физическому состоянию.
Инновационный подход также подразумевает создание проектов учебно - спортивных сооружений, обеспечивающих использование современных технологий спортивного воспитания, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами, а также системами оперативного контроля за здоровьем занимающихся. Спортивное образование учащихся позволит приблизиться к решению главной задачи современности - обеспечить каждому человеку возможность чувствовать себя уверенно в изменяющемся мире.[17]
2.5. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года
С переходом России в начале 1990-х годов к новой политико-экономической модели общественного развития, существенные изменения претерпела и система физической культуры.
Направленность и функционирование системы физической культуры и спорта на протяжении нескольких десятков предыдущих лет определялась утилитарной направленностью (физическая подготовка к труду, защите Родины), а также престижной функцией отечественного спорта на международной арене.
В последние годы наблюдается смещение цели физической культуры в сторону приоритета психофизического развития личности, формирование ее физической культуры.
Основные положения государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России были определены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [18].
Закон регламентирует следующие положения:
- принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, меры государственной поддержки;
- систему физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения, компетенция органов государственной власти в области физической культуры и спорта, деятельность Олимпийского комитета России, физкультурно-спортивных объединений и физкультурно-спортивных организаций, спортивных школ и училищ олимпийского резерва, сборных команд РФ по видам спорта, взаимодействие с органами исполнительной власти, органов местного самоуправления и физкультурно-спортивных объединений, научно-методическое и техническое обеспечение развития физической культуры и спорта;
- физкультурно-оздоровительную работу и развитие спорта высших достижений;
- пропаганду физической культуры и спорта;
- права и обязанности спортсменов, работников физкультурноспортивных организаций, общественных физкультурных организаторов и их социальная защита;
- ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта и др.
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта предусматривает следующие основные направления деятельности в развитии физической культуры и спорта [19]:
- формирование у населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышение уровня знаний в этой сфере;
- создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях;
- развитие спорта высших достижений;
- усиление роли Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования и управления физической культурой и спортом;
- совершенствование системы управления и организации физической культурой и спорта, разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание системы физкультурно-
оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения;
- развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений науки в сфере физической культуры и спорта, использование результатов научных исследований в практике физкультурно-спортивного движения
России;
- формирование постоянно действующей информационнопропагандистской и просветительско-образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом и формирование здорового образа жизни населения, особенно подрастающего поколения;
- представление детям, инвалидам и людям старшего возраста льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
- привлечение для развития физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений средств и различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в том числе получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведение спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, стимулирование привлечения инвестиций на развитие физической культуры и спорта;
- формирование региональной политики в сфере физической культуры и спорта;
- формирование нормативных правовых и организационноэкономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования;
- анализ эффективности использования спортивных сооружений;
- развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней;
- подготовка спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта;
- подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культурой и спорта, проведение аттестации управленческих кадров.
Таким образом, основополагающей задачей политики государства является создание условий для роста благосостояния населения. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни. Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом:1. Рассмотрена физическая культуру и спорт как явление общественной жизни.
2.Проанализировоно современное состояние физической культуры и спорта.
3.Ознакомился со стратегией развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года.
И рассуждая в завершение физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.
Спорт — часть физической культуры. Он расширяет границы человеческих возможностей. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
Физическая культура и спорт как социокультурный феномен не только обеспечивает потребности существования личности и общества, но и создает условия для их развития, тем самым активно включается в совокупность действий по воспроизводству человека и общества.
Физическая культура и спорт, будучи частями культуры, способны при правильном научно обоснованном подходе объединять общество, укреплять на основе общедоступных норм его нравственное и физическое здоровье, целенаправленно, естественным путем повышать жизнеспособность систем и функций организма человека.
Проведенное в данной работе исследование показало возрастающий интерес к занятиям физической культурой и спортом на современном этапе. В свою очередь государство стремится развивать и приобщать к занятиям спортом как можно большее количество людей разных возрастных групп, т.к. здоровые и физически активные граждане обладают более высокой работоспособностью и возможностями для самореализации.