Файл: Физическая культура и спорт как явление общественной жизни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Основные аспекты воспитания физической культуры личности

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности. Основными компонентами ее являются: знания в области физической культуры, методические умения и навыки физического самосовершенствования, ценностные ориентации, мотивы, интересы и потребности в отношении физкультурно-спортивной деятельности, а также необходимый уровень физического развития, физической подготовленности [11].

Реализация данных компонентов осуществляется в социально психологическом, интеллектуальном и телесном направлениях.

Социально-психологический аспект воспитания физической культуры личности определяет активное отношение человека к физическому совершенствованию, которое зависит от ряда социально-психологических факторов: особенностей социальной ориентации, характера мотивации и интересов, уровня сформированных потребностей в физкультурно спортивной деятельности.

Интеллектуальное воспитание как компонент физкультурного воспитания представляет собой целенаправленный процесс обогащения людей широким кругом знаний, формирующих их общеобразовательную и социальную подготовленность в сфере физической культуры и развития способности познавать и творчески использовать ее в физкультурноспортивной деятельности.

Процесс освоения интеллектуального компонента физической культуры предусматривает решение трех главных задач [12]:

  • овладение основами этого знания;
  • освоение методов поиска и использования нужной информации;
  • формирование осознанного стремления к оптимизации своего физического состояния.

В общей структуре воспитания физической культуры личности двигательному компоненту принадлежит главная роль в развитии физического потенциала человека и формировании его жизненно важных умений и навыков.

Так же как и в физическом воспитании, основным фактором процесса формирования телесной культуры человека является практическое воздействие двигательной деятельности на морфофизиологические и функциональные свойства организма, что должно обеспечить формирование рациональных ее способов, направленное развитие двигательных умений и навыков, физических качеств и связанных с ними двигательных способностей. Это значит, что механизмам двигательной активности в процессе физического воспитания придается культурно-преобразовательный характер, означающий осуществление этой деятельности не спонтанно, а осмысленно, целенаправленно, по принципам, правилам и нормам, установившимся в сфере физической культуры в типичных ее формах.


1.4 Роль физической культуры и спорта в обществе.

На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной составляющей является физическая культура и спорт.

Сфера физической культуры выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура -это развитие физических, эстетических и нравственных качеств

человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д. [13]

Физическая культура возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.[14]

Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все времена. Первоначально слово «культура» в переводе с латинского означало «возделывание», «обработка». По мере развития общества понятие «культура» наполнялось новым содержанием.

Сегодня, в общечеловеческом понимании, это слово означает и определенные черты личности (образованность, аккуратность и т.п.) и формы поведения человека (вежливость, самообладание и т.п.), либо формы общественной, профессионально-производственной деятельности (культура производства, быта, досуга и т.п.). В научном смысле слово «культура»это все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны -это результаты (продукты) этой деятельности. В содержание «культура» в широком смысле слова входят, например, и философия и наука, и идеология, право, всестороннее развитие личности, уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т.д.


Таким образом «культура» -это творческая созидательная деятельность человека. Основу и содержание культурно-психологического процесса развития «культуры» составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств. Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества. Физическая культура имеет четыре основные формы:

- физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);

- восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

- занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;

- высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура здесь занимают важное место, ибо физическая культура - это здоровье.

За рубежом физкультура и спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место физкультуры и спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло.

Таким образом, во всем мире наблюдается устойчивая тенденция повышения роли физической культуры в обществе, которая проявляется:

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

2.1 Обоснование гипотезы

Физическая культура – одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.


Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Спорт – составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий.

Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической культуры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни – с другой стороны.

Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс гигиенических факторов, а также режим труда, быт, отдых, определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Исходя из этого, нами была выдвинута следующая гипотеза – мы предполагаем, что на современном этапе возросла роль физической культуры и спорта среди молодежи, все большее количество людей приобщается к занятиям спортом и здоровому образу жизни.

Для подтверждения гипотезы, нами было проведено исследование на базе Самарского государственного технического университета. Всего в исследовании приняло участие 20 человек: 10 юношей и 10 девушек. Возраст испытуемых от 19 до 23 лет.

Для проведения исследования была разработана анкета-опрос (Приложение 1), где испытуемым предлагалось выбрать один или несколько вариантов ответа.

2.2 Анализ и обсуждение результатов

Рассмотрим результаты анкетного опроса.

На рисунке 1 видно, что большинство испытуемых занимается спортом

(15 человек).

Рис. 1. Результаты ответов на вопрос «Вы занимаетесь спортом?»

10 опрошенных занимается спортом более 3 лет (рис. 2).

Рис. 2. Результаты ответов на вопрос «Как давно Вы занимаетесь спортом?»

Подавляющее число испытуемых занимается спортом 3 раза в неделю


(рис. 3).

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос «Как часто Вы занимаетесь спортом?»

17 опрошенных занимается спортом в Фитнес-залах. Посещает групповые занятия, и тренируются самостоятельно. 3 респондентов предпочитают занятия на свежем воздухе (бег, турники) (рис. 4).

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос «Где Вы занимаетесь спортом?»

Все испытуемые отмечают благоприятное влияние спорта на физическую форму. Тело выглядит красивым и подтянутым, увеличилась гибкость, а также отсутствуют проблемы, связанные с лишним весом (рис. 5).

Рис. 5. Результаты ответов на вопрос «Как занятия спортом отразились на Вашем внешнем виде?»

Все респонденты отметили благоприятное влияние спорта на настроение. После тренировок отмечается чувство бодрости и радости (рис.

6).

Рис. 6. Результаты ответов на вопрос «Как занятия спортом влияют на

Ваше настроение?»

Все испытуемые и дальше планируют заниматься спортом (20 чел.), т.к. замечают благотворное влияние данного вида спорта на свое здоровье и физическую форму (рис. 7).

Рис. 7. Результаты ответов на вопрос «Планируете ли Вы и дальше заниматься спортом?»

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в занятия спортом приобщается все больше людей. Спорт это не только полезно, но и модно. Только на территории Самары действуют более 150 фитнес клубов.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что на современном этапе возросла роль физической культуры и спорта среди молодежи и все большее количество людей приобщается к занятиям спортом и здоровому образу жизни, нашла свое подтверждение.

2.3 Функции физической культуры в обществе

Функции физической культуры можно разделить на 4 группы:

Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. д.).

Уточняя и конкретизируя специфические функции физической культуры можно выделить следующие из них: образовательные, прикладные, «спортивные», рекреативные и оздоровительно-реабилитационные.