Файл: Страховые пенсии по старости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1648

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Реформа пенсионной системы в России вызывает интерес как у специалистов, так и у всех граждан нашей страны, так как власть, впервые за весь период действия пенсионной системы в СССР и России, предложила гражданам увеличить пенсионный возраст для назначения пенсии по старости, изменила порядок ее исчисления и назначения, основанием для назначения пенсии установила страховой стаж, а пенсия назвала «страховой пенсией».

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения страховыми пенсиями по старости в современной России.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок назначения и выплаты страховой пенсии по старости.

Целью исследования является анализ нормативно-правовых актов, регулирующих порядок установления, назначения и выплаты страховой пенсии по старости в контексте проведенной пенсионной реформы в России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- дать понятие страховой пенсии и нормативно-правовых баз, регулирующих назначение и исчисление страховой пенсии по старости;

- изучить основания для досрочного назначения страховых пенсий по старости;

- ознакомиться с порядком назначения страховых пенсий по старости

- рассмотреть размеры страховых пенсий по старости

-попытаться дать рекомендации по совершенствованию законодательства по назначению страховой пенсии по старости.

В ходе написания было проанализировано пенсионное законодательство Российской Федерации, научные точки зрения различных ученых - цивилистов по проблемам регулирования отношений в сфере выплаты пенсий по старости.

Научная новизна исследования. Научная новизна состоит в изучении действующего законодательства по выплате пенсий по старости и анализе судебной практики на примере города Воронежа.

Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что она направлена на дальнейшее совершенствование действующего законодательства.

Материалы работы могут быть использованы в учебном процессе.

Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие страховой пенсии и нормативно-правовые базы, регулирующие назначение и исчисление страховой пенсии по старости.

Современная демографическая ситуация в мире характеризуется старением населения: по прогнозам Отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, в период с 2015 по 2030 год число людей в мире в возрасте 60 лет и старше вырастет на 56% - с 901 млн человек до 1,4 млрд человек, а к 2050 году достигнет 2,1 млрд человек.

При этом темпы старения населения мира ускоряются, доля людей в возрасте 60 лет и старше во всем мире в течение последующих 15 лет увеличится более чем на 4% - с 12,3% в 2017 году до 16,5% в 2030 году. Снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни приводят к значительным сдвигам в возрастной структуре населения, увеличивая показатели демографической нагрузки.

В 2017 году на каждого пожилого человека в возрасте 65 лет и старше приходилось 7 человек трудоспособного возраста (20 - 64 года), к 2050 году соотношение изменится: на каждого пожилого человека в мире будет приходиться 3,5 человека трудоспособного возраста.

Складывающиеся тенденции старения населения оказывают непосредственное влияние на пенсионные системы государств, обусловливают необходимость проведения реформ пенсионных систем в целях обеспечения адаптации к меняющейся демографической ситуации.

Российская Федерация и ряд других стран заключили Договор о Евразийском экономическом союзе, согласно ст. 98 которого пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов союза и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами[1].

Под страховой пенсией понимают ежемесячную денежную выплату для компенсации застрахованному лицу заработной платы и других выплат и вознаграждений, которые ими утрачены при наступлении нетрудоспособности вследствие старости либо инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и других выплат и вознаграждений кормильца, утраченных по причине смерти этих застрахованных лиц.


Право на данную пенсию определено условиями и нормами Федерального Закона о страховой пенсии.

Наступление нетрудоспособности, утрата заработной платы и других вознаграждений и выплат изначально предполагаются и доказательств не требуют[2].

Пенсия – это обязательная помесячная денежная выплата. Основная цель пенсий – это обеспечение граждан денежными средствами в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы. По мнению некоторых специалистов, страховая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая возмещает гражданину доход, который он получал в период своей трудовой деятельности, а также восполняет доход который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.

Основным нормативно - правовым актам, регулирующие назначение и исчисление страховой пенсии по старости, относятся:

1. Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право каждого гражданина на социальное обеспечение, т.е. предоставление ему средств к существованию[3];

2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях»: «определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии»[4] ;

3. Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»: «определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность регулирования обязательного социального страхования»[5];

4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: «координирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования»;

5. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27 – ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»: «устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи»


6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 424 – ФЗ «О накопительной пенсии»: «устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию»;

7. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 422 – ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»: «устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, 16 Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165 – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». 16 регулирует отношения между участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц, определяет порядок и условия осуществления гарантийного восполнения и выплаты гарантийного возмещения»;

8. Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56 – ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»: «определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, устанавливает порядок и условия дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений»

9. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: «устанавливает правовые, организационные и финансово- экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации»;

10. Федеральный закон от 24 июля 2004 года № 111 – ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»: «определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений».

Сравнительный анализ действующей (в ред. от 14.12.2015) и действовавшей до начала 2015 г. ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон от 15.12.2001 N 167) позволяет заключить, что законодатель пошел по пути преобразования структурных частей (элементов) трудовых пенсий в отдельные самостоятельные виды страхового обеспечения. К примеру, накопительная часть выделена из трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера, и преобразована в самостоятельный вид страхового обеспечения - накопительную пенсию, которая регулируется отдельным Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее - Закон о накопительной пенсии).


Страховая часть трудовой пенсии преобразована в самостоятельный вид пенсии - страховую пенсию, которая тоже регулируется специальным Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон о страховых пенсиях) , большинство норм которого вступили в силу также 1 января 2015 г. Она, в свою очередь, тоже подразделяется на несколько видов: 1) страховую пенсию по старости; 2) страховую пенсию по инвалидности; 3) страховую пенсию по случаю потери кормильца.

Фиксированная выплата к страховой пенсии - также нововведение в системе обязательного страхового обеспечения. Фиксированная выплата (далее - ФВ) - это аналог прежнего фиксированного базового размера трудовых пенсий. Специального закона, которым бы регулировался данный вид обязательного страхового обеспечения, нет. Основные правовые нормы по ФВ находим в ст. ст. 2, 16, 17 Закона о страховых пенсиях. Так, ст. 3 упомянутого Закона содержит ее легальную дефиницию, которая позволяет понять правовую природу данного вида страхового обеспечения: фиксированная выплата к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

На наш взгляд, все страховые выплаты, представленные в ст. 9 Закона от 15.12.2001 N 167, с определенной долей условности можно разделить на две группы. Так, к первой группе необходимо отнести так называемые обязательные страховые выплаты, имеющие солидарную правовую природу, в частности страховую пенсию по старости; страховую пенсию по инвалидности; страховую пенсию по случаю потери кормильца; фиксированную выплату к страховой пенсии; пособие на погребение. Во вторую группу следует отнести те виды страховых выплат, право на получение которых у застрахованного лица может возникнуть лишь при наличии у него так называемых средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, в частности: накопительную пенсию; единовременную выплату средств пенсионных накоплений; срочную пенсионную выплату; выплату средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Как известно, появление термина «пенсионные накопления» в современном пенсионном законодательстве связано с введением обязательного накопительного элемента в виде накопительной части трудовой пенсии по старости как принципиально нового явления для отечественной системы обязательного пенсионного страхования в результате пенсионной реформы 2002 г. Иными словами, начиная с 2002 г. застрахованные лица были обязаны участвовать в формировании средств пенсионных накоплений путем перечисления определенной части единого социального налога (ЕСН) на накопительную часть трудовой пенсии по старости.